Тема 5. социализация личности
1. Социальный статус и социальная роль
2. Понятие и структура социализации
3. Образование как институт социализации
Социальный статус и социальная роль
Элементами любых социальных систем являются люди. Включение каждого отдельного человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и т.д. Для обозначения человека как социального существа в социологии употребляется несколько понятий. Так, понятием индивид обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Личность - конкретное выражение сущности человека; определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Для выражения отличия одного человека от других употребляется понятие индивидуальность.
Каждый человек занимает в обществе определенное положение. Эта позиция в социологии обозначается понятием «статус». Впервые данный термин был употреблен английским историком Г. Мейном, а в социологию его ввел американский социолог Р. Линтон. Характеризуя социальный статус личности, обычно указывают на ее права и обязанности, а также на положение в социальной иерархии. Каждый человек обладает целым набором статусов. Например, одновременно он может быть сыном, отцом, мужем, программистом, чернокожим, депутатом.
Несмотря на все многообразие статусов, их можно подразделить на две основные группы: предписанные (аскриптивные) и достигаемые. Аскриптивный статус человек получает от рождения независимо от своей воли. Пол, расовая принадлежность, фамилия индивида относятся к статусу предписанному. Достигаемый статус приобретается личностью в результате свободного выбора и целенаправленных усилий. В современных обществах большинство главных статусов являются достигаемыми, так как они все более и более связываются со способностями человека. Так, при приеме на работу учитываются не столько знатность происхождения, пол или национальность, сколько уровень профессиональной подготовки, творческие способности, умение самостоятельно принимать решения, инициативность и т.п.
В некоторых случаях статусы могут быть смешанными. К примеру, статус наследника крупнейшей корпорации является аскриптивным. Но когда наследник вступает в свои права и становится владельцем корпорации, его статус становится достигаемым. Однако достигнутый статус здесь явно тесно связан с предписанным (достиг занимаемого положения, благодаря рождению в семье владельца корпорации). Различают также временные и постоянные статусы. Временные статусы преходящи и четко не определены. Человек лишается статуса молодого в период вступления в зрелый возраст жизни. Заказывая путевки в туристический тур, индивид обретает временный статус клиента, но лишается его, как только прекращаются его связи с туристическим агентством. Выпускник вуза, получивший диплом об образовании теряет статус студента. Но взамен он получает постоянный статус инженера, который будет определять его дальнейшую жизнь.
С понятием "статус" тесно связано другая категория -"роль". Впервые она была использована Дж. Мидом в 1934 г., а закрепилась в социологии благодаря трудам Р. Линтона. Мид определял роль как систему предписаний, которая создается в результате процесса взаимодействия и зависит от статуса. Линтон несколько изменил трактовку роли. Под ролью он понимал предписанные ожидания (экспектакции) поведения, в соответствии с занимаемым статусом.
Таким образом, каждый человек выполняет соответствующие своему статусу социальные роли. Совокупность ролей, выполняемых индивидом, называется ролевым набором или ролевым репертуаром. Его существование связано с тем, что в реальной жизни индивид вступает во взаимодействие с лицами, наделенными разнообразными статусами. Так, например, начальник маркетингового отдела будет играть совершенно разные роли, вступая во взаимоотношения с агентами по рекламе и с руководством своей кампании. При этом каждая роль предполагает свой стиль поведения и свой эталон социальных взаимодействий.