Понятие аудитории. Цели и задачи ее изучения.
Аудитория – это спец. Социологический термин, кот – й обозначает устойчивую совокупность людей, кот- я возникает на основе общности их информационных интересов, а также форм, способов, каналов удовлетворения этих потребностей.
Аудитория СМИ – совокупность получателей сообщения общего для всех его членов, совокупность индивидов, вступающих в контакт с источником информации.
Аудитория может рассматриваться как объект, на который направленно воздействие СМИ, а может рассматриваться как субъект, если это рекламное воздействие.
Существует два подхода к пониманию аудитории:
1) Советский
Признаки:
- многочисленность
- рассеянность во времени и пространстве
- разнородность (гетерогенность)
- анонимность
- минимальное взаимодействие между членами
2) Лазерсфельдовский подход:
Двухступенчатый поток инф-и.
Ауд-я остается анонимной, но локализована во времени и пространстве.
Имеет внутреннюю структуру.
Предполагает взаимодействие членов аудиторной группы.
Кому и с какой целью нужно знать особенности ауд – и?
1) Государству и его стурктурам ( Мин-ву Культуры, Образования, Связи, политич. ТВ и радио).
Помогает решать ряд задач:
- гос-во на основании этих данных принимает соответственные законы и законодательные акты
- гос-во развивает систему коммуникаций
- го-во должно знать какие СМИ и вкаком размере нужно субсидировать
- гос-во должно решать, на каком языке вещать
- чтобы осуществлять контролир. и регулир. Функции
- по ауд-и легко отслеживать социальные, экономические и политические процессы и умонастроения граждан
2) Рекламодатели
Важны маркетинговые исследования ауд-и.
3) Рекламные агентства.
Для получения информации об ауд-и как потребителе, когда товар выводится на рынок.
4)Самим органам СМИ.
Для установления обратной связи.
Что нужно знать об ауд-и?
Потребности – нужды в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности, соц. Группы, общества.
Интерес – осознанная обществом и индивидом потребность, в психологич. смысле проявляется как положительное, эмоционально окрашенное отношение к объекту, кот-й вызывает сосредоточенное внимание , тяготение к нему.
Виды потребностей:
- долгосрочные (долгосрочный прогноз)
- Актуальные потребности.
Предоставить ауд-и информацию с избыточностью, с расчетом на то, чтобы прикрыть широко информационные потребности отдельных групп.
Чтобы успешно изучить ауд-ю надо учитывать ее собственные особенности и признаки:
- объективные хар-ки (соц-но – демограф: профессия, образование и т. д.
- субъективные ( информационные потребности и интересы, мотивы обращения к СМИ, запросы, соц-но-психологические черты – симпатия, привычки, ценности, идеалы.
Аудитория СМИ: осн хар-ки
Аудитория – Это специальный социол.термин, который обозначает устойчивую совокупность людей, которая возникает на основе общности их информац.интересов, а также форм и способов, каналов, удовлетворения потребностей.
Аудитория СМИ изучает социологическими методами, всегда вытспуает рецепиентом.
Аудитория СМИ – совокупность получателей сообщения, обдщего для всех его членов. Это совокупность индивидов, вступающих в контакт с источником информации.
Аудитория может рассматриваться как объект, на котрое направлено воздействие СМИ, а может рассматриваться как субъект, если это маркетинговое воздействие.
Существует 2 подхода к изучению аудитории:
1. «Советский», который приписывал аудитории следующие характеристики:
– многочленность
- рассеянность во времени и пространстве
- анонимность
- предполагалось минимальное воздействие между членами
- формируется под
2. Лазерфельд и последователи. Он предложил двустороннюю модель коммцникации. В соотсветсвии ис ней аудитория наделена следующими основными характеристика:
- локализована в пространстве и во времени,
-имеет внутреннюю структуру
- предполагает взаимодействие ее членов.
Изучение аудитории важно для:
- государстваи его структур, так как это помогает решать ряд задач: развития информационных технологий, принятие законов и законопроектов, и др.
- СМИ, так как это помогает определить потребности читателя, ориентировать свои материалы,
- рекламодателей – позволяет узнать потребности людей для успешного продвижения товара на рынок
Что нужно знать об аудитории:
1. Потребность – это нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности развития личности, соц.группы, общзества в целом.
2. Интерес – это осознание обществом, группами и индивидом потребности. Интерес проявляется как положительное, эмоциально окрашенное отношение к объекту, которое вызывает сосредоточенное внимания на нем, тяготение к нему в целях значимости.
Виды потребностей:
- долгосрочные потребности и интересы, которые включ в себя
- прогнозы на будущие события экономические, полит и др.
Актуальные потребности:
- информация о текущих новостях
- образовательная информация
- потребность в коммуникации
- потребность в снятии напряжения
Задача СМИ состоит в том, чтобы предоставить аудитории информацию с избыточностью, с расчетом гна то, чтобы перекрыть информационные потребности отдельных групп. Чтоб реализовать интерес к информации отдельной личности в рамках набора разных соц.ролей.