Цели и задачи изучения дисциплины
Федеральное агентство по образованию
Читинский институт (филиал)
Байкальского государственного университета
экономики и права
Кафедра мировой экономики
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по учебной работе
______________ Болтовская Л.А.
«______» ______________ 2012 г.
Концепции современного естествознания
Программа дисциплины
для студентов 1 курса экономического и финансово-информационного факультетов
очной формы обучения
Направления и профили подготовки:
080100.01 Экономика: Экономика предприятия и предпринимательская деятельность
080100.02 Экономика: Мировая экономика
080100.03 Экономика: Финансы и кредит
080100.04 Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит
080200.01 Менеджмент:Менеджмент организации
080200.02 Менеджмент:Менеджмент организации в сфере физической культуры и спорта
080400 Управление персоналом
081100 Государственное и муниципальное управление
100700 Торговое дело
ЧИТА 2012
Концепции современного естествознания: программа дисциплины для образовательного учреждения высшего профессионального образования для студентов 1 курса, обучающихся по направлениям бакалавриата 080100 Экономика (профили Мировая экономика,Экономика предприятия и предпринимательская деятельность),08020001 Менеджмент (профильМенеджмент организации), 080400 Управление персоналом, 081100 Государственное и муниципальное управление, 100700 Торговое дело.
Составитель:доцент, к.б.н. Лобанова Наталья Леонидовна
Рецензент:
Программа дисциплины обсуждена и одобрена на заседании кафедры мировой экономики ЧИ БГУЭП
Протокол № _______ от «_____» ________________ 2011 года
Программа дисциплины рассмотрена и утверждена к печати на заседании УМК ЧИ БГУЭП
Протокол № _______ от «_____» ________________ 2011 года
Пояснительная записка
Учебная дисциплина “Концепции современного естествознания” (КСЕ) является обязательным компонентом в подготовке специалистов по гуманитарным направлениям. Это принципиально новая общеобразовательная дисциплина из цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин. Основное назначение КСЕ – повышение общекультурного статуса через ознакомление с естественнонаучной культурой и уровня эрудиции в области современного естествознания, достижение высокого и устойчивого уровня профессионализма через фундаментализацию образования.
Общий замысел курса состоит в том, чтобы представить естествознание как феномен мировой культуры. Эта цель подразумевает изложение не только технических и технологических приложений естественных наук, но, прежде всего, представлений о классической и неклассической стратегиях мышления. Эти стратегии исторически формировались благодаря изучению природы, но сейчас их следует рассматривать как достояние единой мировой культуры. Оно состоит в том, что благодаря становлению стратегий естественнонаучного мышления человечество обрело дар понимания природы и одновременного осознания значимости мысленной позиции исследователя для получения того или иного знания.
Данная программа составлена с трансдисциплинарных позиций, позволяющих установить единство естественных наук в целях построения концептуального каркаса целостной естественнонаучной картины мира (ЕНКМ). Структура программы подчинена изложению некоторых ведущих трансдисциплинарных естественнонаучных идей, в которых отражается квинтэссенция современных представлений о природе, не зависящих от области научной специализации естествоиспытателя. Различия между предметами и методами исследования физики, химии и биологии, приводящие к дисциплинарной интерпретации общих естественнонаучных концепций, учитываются в их изложении.
Концепция формирования содержания данной программы дисциплины КСЕ сводится к следующему:
ü Естествознание рассматривается как самостоятельная наука со своим предметом и методами исследования.
ü В естествознании существуют сквозные специфические естественнонаучные идеи и принципы, отличные от общеметодологических и частнодисциплинарных.
ü Естествознание является одним из центров роста и объединения мировой культуры.
Цели и задачи изучения дисциплины
· понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связей с особенностями мышления,
· формирование представлений о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления;
· понимание сущности трансдисциплинарных идей и важнейших естественнонаучных концепций, определяющих облик современного естествознания;
· формирование представлений о естественнонаучной картине мира (ЕНКМ) как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие естественного мира;
· осознание проблем экологии и общества в их связи с основными концепциями естествознания;
· ознакомление с методологией естественнонаучного познания, принципами теоретического моделирования объекта в естествознании, возможностями перенесения методологического опыта естествознания в гуманитарные науки.
Курс предназначен для студентов, обучающихся на финансово-информационном факультете. Курс в объеме 100 часов общей трудоемкости (в том числе 33 часа аудиторных занятий) читается на 1-м году обучения во 3 триместре и связан с изучением дисциплин «Философия», «История».
Освоение содержания курса предполагает проведение промежуточного и итогового контроля знаний. Промежуточный контроль осуществляется при помощи оценки выполнения контрольных работ, а также подготовки докладов и эссе. Итоговая оценка выставляется по результатам устного зачета.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1
Проблемный семинар