Вопрос 37. марксистская социология в россии
Выдающимися представителями марксистского течения социологической мысли вРоссии были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин (Ульянов).
Плеханов Георгий Валентинович(1856-1918) - русский мыслитель, философ, социолог, является одним из основателей социал-демократического движения в России. Автор работ: "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "Очерк по истории материализма" (1896), "К вопросу о роли личности в истории' (1898) и др.
Плеханов оценивал учение К. Маркса как новый этап в философии и социологии. Он развивал марксисткое понимание истории, показав сложность отношений общественного бытия й общественного сознания, а также подчеркнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут социальные группы в данном обществе.
Плеханов трактовал социалистическое переустройство общества как результат трансформационных процессов 'зрелого" капитализма и категорически отвергал идею о допустимости государственных переворотов как легитимной и позитивной формы экономической модернизации социума политической волей новой правящей элиты, Осудив события октября 1917 г., он подтвердил свою репутацию виднейшего представителя русского освободительного движения.
Ленин Владимир Ильич(1870-1924) - теоретик большевизма, создатель большевистской партии, основатель Советского государства, революционер и мыслитель. Автор работ: "Государство и революция" (1917), "О диктатуре пролетариата" (1919), "О значении воинствующего материализма" (1922) и др.
В своих многочисленных работах в конце XIX века Ленин исследовал общественный строй России и роль различных классов в надвигающейся революции. Исключительное значение имела книга "Что такое "друзья народа" и как они воют против социал-демократов?" (1894). Субъективной социологии Ленин противопоставил марксисткую диалектику, а частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли масс, классов и личности в истории. В работе рассмотрены такие категории марксистской теории общества, как "общественная формация", "способ производства".
Значительное место в работах Ленина накануне октября 1917 г. занимает марксистская теория государства, соотношение, классовая сущность и функции различных видов демократии и диктатуры пролетариата, определение перспектив и условий "отмирания государства".
Ленин был сторонником революционизма и позитивно относился к идеи о социальном насилии. Выступал теоретиком и приверженцем учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата. При этом особый акцент делал на признании гражданской аойны в качестве необходимого и неизбежного этапа разрешения классовых противоречий в обществе.
Ленин трансформировал учение Маркса о диктатуре пролетариата в идею диктатуры партии - организации революционеров - профессионалов от имени пролетариата.
Несмотря на то. что Ленин многие теоретические и методологические вопросы, относящиеся к сфере социологического знания, поставил И разработал впервые, в его работах мы не найдем законченной концепции социологии. Вместе с тем, в его трудах можно выделить три уровня развития марксисткой социологической мысли:
• осуществлена дальнейшая разработка марксистской теории общества (прежде всего российского);
• определено применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества;
• проведены исследования прикладного характера, в ходе которых он использовал разнообразные приемы сбора социальной информации.
Вопрос 38.Социальная теория анархизма " (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин)
Социологические идеи теоретиков анархизма " (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин)
Бакунин Михаил Александрович(1814-1876)-русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. Автор работ: ''О философии" (1840). "Государственность и анархия" (1873), "Федерализм, социализм, и антитеологиэм" (не закончена), Бакунин в своих воззрениях исходил из того, что личность должна быть свободной и ей нельзя ничего навязывать. Он в то же время указывал на "всецело социальной" характер свободы, ибо она может быть осуществлена "только через общество" и "при самом строгом равенстве солидарности каждого со всеми". Общество должно предоставить условия для полноценного развития каждого человека, что и определяет реальные возможности его социальной свободы. Но есть и другие проявления свободы, а именно "бунт против всякой власти - божеской и человеческой, - если эта власть порабощает личность".
Цель социального прогресса и его базовый критерий - постоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества - государство, созданное меньшинством для господства над большинством. Государство, по его мнению, антипод гражданского общества. Власть опирается на фикцию бога. Бакунин рассматривал религию как второе препятствие для человека на пути к свободе. Он писал, "если Бог существует, то у человека нет свободы, он - раб; но если человек может и должен быть свободен, то значит, Бога нет". Религию трактовал как вид "коллективного сумасшествия", а церковь - как разновидность "небесного кабака". Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового. Согласно Бакунину, власть обладает уникальным свойством развращать всех, независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформированные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксплуататоров. Всякая форма легитимного политического поведения, по мнению Бакунина, укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт.
Кропоткин Петр Алексеевич(1842-1921)-русский мыслитель, идеолог анархизма и демократ, социолог, ученый -географ, путешественник. Автор работ: "Анархизм. Его философия и его идеал" (1900), "Государство, его роль в истории" (1904), "Анархия и ее философия" (1905), "Современная наука и анархия" (1913) и др.
Опираясь на данные зоологии, этнографии, эволюционной биологии и других естественных наук, Кропоткин пытался показать ограниченность учения Дарвина о
естественном отборе и борьбе за существование, полагая, что на всех ступенях эволюции животного мира действует "биосоциальный закон взаимной помощи". Без этого закона невозможно возникновение и существование ни одной формы социальности, в том числе и человеческого общества. Кропоткин утверждал, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества. Анархизм, кроме того, представляет собой, как "философию природы, так и общества".
Бакунина и Кропоткина интересовали в первую очередь объективные законы социального развития, которые они интерпретировали в духе популярного тогда социал-эволюционизма. Русские теоретики анархизма, признавая вместе с другими сторонниками социал-органициэма универсальный характер эволюционных закономерностей, стремились показать отличие общественной жизни от природной. Принципиальную особенность первой они усматривали в стремлении людей к абсолютной и неограниченной свободе. Достижение последнего возможно лишь на путях освобождения от любых форм государственной власти и принуждения. Именно достижение человеком личной независимости и свободы они считали главным критерием общественного прогресса.
Центральное требование анархизма - уничтожение государства - часто обосновывалось ссылками на органичный и живой мир, где отсутствует какой - либо центр управления, Бакунин и Кропоткин резко выступали против государства и "государственного социализма", считая, что трудящиеся сами в состоянии "выработать строй, основанный на их личной и коллективной свободе".
Следует отметить, что анархизм в России не стал доминирующим течение общественной мысли, в том числе и в области социологии.