Вопрос 36. Юридическая социология в России

Социологии было трудно пробиваться в российские университеты в качестве самостоятельной научной дисци­плины. Первые социологические концепции, первые ака­демические курсы социологии пришли к российскому сту­денчеству через юридические факультеты. В рамках рос­сийской юридической школы в социологии следует прежде всего назвать имена Ю. С. Гамбарова, Б. А. Кистяковского, Н. М. Коркунова,Л. И. Петражицкого,Е. В. Спекторского, Б.Н.Чичерина. Это те ученые, которые ввели преподавание социологиче­ских дисциплин на юридических факультетах университе­тов и в правовых институтах.

Первым стал читать социологию в Петербургском уни­верситете ученик и преемник по кафедре знаменитого в России обществоведа А. Д. Грановского Николай Михайлович Коркунов (1853-1904), известный россий­ский государствовед.

Н. М. Коркунов принципиально различал закон и указ. В методологическом плане он являлся противником во­люнтаризма и считал, что в основе права лежит не воля, но интерес правомочного. По Коркунову, право разграничи­вает интересы, а государство — это не носитель прав, но юридическое отношение, существующее между всеми ин­дивидами, проживающими на одной территории, а пред­метом этих отношений является государственная власть, то есть такая сила, которая возникает в психике поддан­ных, в осознании ими своей зависимости.

Наиболее значительные работы Н. М. Коркунова — «Указ и Закон»

Наиболее влиятельным представителем этого направ­ления был Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), крупнейший юрист и социолог права.

Он один из главных создателей психологической шко­лы права, согласно которой право — это явление не столь­ко внешнего мира, сколько психического мира людей. В анализе психологии он уделяет важную роль изучению импульсов, эмоции, отличающихся двусторонней, активно-пассивной природой. Этот комплекс явлений Л. И. Петражицкий называет «интуитивным правом». В противоположность ему «пози­тивное право» — это нормы, господствующие в данном об­ществе в настоящее время, а та их часть, которая признает­ся государством, является «официальным правом».

Главными его работами являются «Очерки философии права», «Основы эмоциональной психологии».

Самой интересной и наиболее значимой в российской академической социологии была фигура Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916)выдающегося со­циолога, историка, правоведа, этнографа. Наиболее крупные организационные дела Ковалевского в социоло­гии— это создание вместе с Гамбаровым, Де Роберти, Бехтеревым и др. Русской высшей школы общественных наук в Париже в 1901г.,

Ø Плюралистическая концепция (Развитие общества является процес­сом полифакторным, и изучение совокупности многих факторов, их взаимодействия и есть основа наиболее при­емлемой, наиболее плодотворной методологии социологи­ческого знания.)

Ø Концепция социальной замиренности (расширение человеческой солидарности) Согласно этой концеп­ции уровень социального развития общества, этноса, лю­бой группы, цивилизованности зависит от того, насколько искоренены конфликты из жизни этого этноса или соци­альной группы. Он считает, что цивилизованное общество — это общество замирённое, то есть такое, в котором воцарился мир. Семья (человечные, теплые отношения) – община – более широкий этнос (рост «замиренной» сферы). Конечная цель и наиболее желательная пер­спектива развития человечества — это замирённость всего земного шара, всего человечества, исключение войны, на­сильственного противостояния из практики общественной жизни.

Наиболее значительные социологические работы М.М.Ковалевского— это «Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения» (1879), «Современные социологи» (1905), «Очерк развития социологических учений» (1906), двухтомник «Социология» (1910), «Современные французские социологи» (1913), «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, го­сударства и религии» (1914).

Наиболее крупное организационное достижение Ковалевского и Де Роберти в мировой социологии — созда­ние в 1901 г. в Париже Русской высшей школы обществен­ных наук. Эта школа была, по сути, первым специализиро­ванным социологическим учебным заведением в мире, соз­данным в связи с открытием Всемирной выставки.

Наши рекомендации