Вопрос 22.франкфуртская школа социальной критики
Одной из крупнейших теоретических школ в мировой социологии XX века по праву считается Франкфуртская школа социальной критики. Именно она наиболее полно реализовала социально-критическую функцию социологического познания. В ходе ее развития сформировались и получили широкое признание такие яркие теоретики, как Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Юрген Хабермас, Эрих Фромм. На разных этапах существования школы с ней были связаны Вальтер Беньямин, Ханна Арендт, Рихард фон Вайцзеккер, другие выдающиеся личности. Широка и ее география: ее отделения и центры активно работали не только в Германии, но и в Британии, Швейцарии, Франции, США, Израиле.
Франкфуртская школа критической теории — это объединение «левых» мыслителей и — одновременно — стиль радикального социального подхода. Общая тематика ведущих ученых Франкфуртской школы — это происходящая в современном западном обществе эрозия идеалов эпохи Просвещения — идеалов рациональности — узкой и дегуманизирующей «технологической рациональностью.
Первым директором, руководившим школой более чем полвека, был Макс Хоркхаймер,
Школа занимает остро критическую позицию в отношении и западного капитализма, и тех форм общества, которые были созданы коммунистическими и социалистическими партиями в Восточной и Центральной Европе, в Азии и Центральной Америке.
Исторически данный подход складывался из сочетания идей К. Маркса и 3. Фрейда, в результате чего теория Фрейда была радикализована, а марксизм обогатился более глубокой теорией личности. В основе методологии Франкфуртской школы лежит возвращение к философским взглядам молодого Маркса и «ревизия» преобладавшей тогда официальной советской интерпретации марксизма, которую франкфуртцы считали чрезмерно «экономизированной» и «сверхдетерминистской».Франкфуртская школа пустила активные корни не только в родном университете во Франкфурте-на-Майне, но и в Сорбоннском, Колумбийском, Оксфордском, Женевском, Калифорнийском (Беркли) и других ведущих университетах Западной Европы и США. Свой главный метод франкфуртцы назвали имманентной критикой. В связи с революцией в Франкфуртской школе произошли изменения позиций в связи с крупными политическими и экономическими сдвигами в мире, такими, как возникновение фашизма и затухание революционного движения в Европе. По мнению франкфуртцев, рабочий класс в капиталистическом обществе превратился в социальную группу, все более управляемую с помощью новых образцов массовой культуры, и весьма проблематично, что этот класс сможет разработать революционную модель сознания и в будущем. Наибольшим оптимистом среди них был Г. Маркузе, который выявлял источники революционного сознания вне пролетариата. Наибольшим революционным потенциалом в современном мире, по его мнению, обладают национальные меньшинства, а также студенты. Доминирующей темой Франкфуртской школы является дальнейшее перерождение социальных идеалов Просвещения в узкую и дегуманизирующую «технологическую рациональность», которое произошло как в западных капиталистических, так и в советских марксистских формах социальной организации. По мнению франкфуртцев, подобное «извращение» развития поддерживается позитивистскими и сциентистскими формами социальной науки, и в противовес этому критическая социальная теория должна бороться с этими отклонениями.В целом можно охарактеризовать Франкфуртскую школу как влиятельное течение гуманистической мысли, базирующее свои рефлексии на тезисе о предполагаемом существовании подлинной, аутентичной человеческой природы.
Эрих Фромм(Fromm) (1900-1980) — выдающийся не-мецко-американский философ, психолог и социолог, представитель неофрейдизма, один из ведущих представителей Франкфуртской критической школы. Широкую известность ему принесла его первая крупная монография «Бегство от свободы», опубликованная в 1941 г. Выдающийся философ и социолог Германии Юрген Хабермас(р.1929)представляет второе поколение Франкфуртской школы.).
Главным вкладом франкфуртцев в развитие социологический теории явились анализ соответствия неопозитивистской гносеологии целям и задачам социальных наук, оценка социетальных тенденций, доминирующих в развитых странах мира, а также раскрытие механизмов формирования культуры в различных типах современных обществ. Они убедительно раскрыли как стратегические опасности, стоящие на путях развития современного капитализма, так и концептуальные ошибки, совершенные странами, избравшими социалистический путь развития, и попытались сформулировать условия и принципы оптимального гуманистического развития мирового сообщества. И именно эти разработки являются наиболее ценными и перспективными не только для социологической теории, но и для практики дальнейшего развития человечества в XXI веке.