Вопрос 6. школы «одного фактора» и их роль в развитии социологии.
Каждая из них занималась поиском одного фактора, определявшего развитие социальных процессов. Наиболее существенная черта этих школ – эволюционизм, т.е. представление о социальной эволюции как продолжении биологической эволюции. Из этого следует, что методы и законы естественных и общественных наук могут быть едины. Во всем множестве школ одного фактора можно выделить два крупных направления (были и другие) – натуралистический и психологический редукционизм. Редукционизм – сведение социальных законов к законам природы (первый случай) или психологии.
Натуралистическое направление.
Первое и самое крупное течение – социал-дарвинизм (механический перенос биологических законов на общество) (1853 – "Происхождение видов" Дарвина). Спенсер считал, что теорию Дарвина можно применить ко всем аспектам развития вселенной. Социал-дарвинистское направление не едино. Несколько течений:
a) "Органическая теория общества", школа "Социального органицизма". Основатель – Г. Спенсер. Общество изучается по аналогии с живым организмом.
b) Крайнее течение социал-дарвинизма – "Расово-антропологическое течение" – тяготеет к национализму. Стремилось доказать, что социальная жизнь и культура являются продуктами расово-антропологических факторов. Расы не равны между собой и это обусловливает неравенство создаваемых ими культурных ценностей. Известный теоретик – Чемберлен (конец 19 – начало 20 века), "Обзор арийского мира". Тевтонская культура – прямая наследница арийской культуры. Еще один представитель – А. Мон. Основная идея – наиболее благоприятное развитие общества происходит благодаря культивированию определенной расы, т.е. общество в целом выигрывает, если создает благоприятные условия для существования высшей расы. Еще представители – Гобино, Вольтман. Вольтман принимал участие в разработке программы NSDAP.
Людвиг Гумплович (польско-австрийский ученый. Работы – "Расовое государство", "Расовая борьба" и др. Движущяя сила развития общества – конфликты между людьми, которые возникают в процессе удовлетворения ими своих потребностей и вследствие стремления людей к господству. Исходная предпосылка: людям от рождения свойственна взаимная ненависть. Основной элемент общества – группы людей, которые борются между собой. Конечная цель – эксплуатация чуждых племен ради удовлетворения собственных потребностей. Удовлетворение потребностей вообще может осуществляться только через использование насилия.
Второе направление – географическое. Например, мальтузианство (климат), у Льва Мечникова это реки.
Психологическое направление.
1) Психология народов – тесно связано с этнографией. Наиболее яркие представители – Габриэль Тард и Гюстав Лебон. Тард исследует толпу. Наравне с исследованием толпы исследует и процессы межличностного взаимодействия (психическое заражение, подражание, внушение и т.д.). Тард считает, что общество – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний (передача убеждений, верований), поэтому главная цель – создать науку, изучающую взаимодействие индивидуальных сознаний (изучение отношений "я" к другому "я"). Сегодня его наука – "социальная психология".
Лебон (конец XIX века). Основная идея: в результате промышленной революции и урбанизации современная жизнь все больше определяется поведением толпы. Толпу Лебон отождествляет с массой и говорит о том, что скоро наступит эра масс и упадок цивилизации. Массовое сознание станет ведущим. Отсюда вывод: решающая роль в социальных процессах принадлежит эмоциям, а не разуму. Революция – результат социальной истерии. Все достижения, прогресс – результат действия элит. Лебон выдвинул один из первых теорию массового общества.
2) Фрейдизм и бихевиоризм (поведение раскрывается формулой "стимул-реакция".
a. Классический фрейдизм (Фрейд, Рай), затем неклассический фрейдизм (Юнг, Адлер), неоклассических фрейдизм (Э. Фромм).
b. Бихевиоризм (Торндайк). Сегодня самый популярный – Скиннер.
К началу 20 века на смену приходит плюралистический подход (Максим Ковалевский). Достоверно познать социальные закономерности можно только в случае изучения совокупности факторов, их сложное взаимодействие. Этот подход является основным в современной социологии.
Вопрос 7. Основные понятия и принципы социологии Дюркгейма. Работа Дюркгейма «Метод социологии».
Эмиль Дюркгейм впервые теоретически и методологически обосновал коренные постулаты структурного функционализма, высказал положение о том, что социология является структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме ее частей.
Среди его работ: «Метод социологии», «О разделении общественного труда», «Самоубийство. Социологический этюд», «Социология образования», «Ценностные и “реальные” суждения», «Материалистическое понимание истории», «Представления индивидуальные и коллективные», «Педагогика и социология», «Социология и социальные науки» и др.
Теоретические конструкции целого ряда российских социологов того времени – Л.Мечникова, Л. Петражицкого, Н. Михайловского, М. Ковалевского и др. – строились на основных положениях социологии Э. Дюркгейма.
Э. Дюркгейм провел конкретное эмпирическое исследование, посвященное исследованию самоубийств, и на этой основе сделал определенные теоретические выводы.
Труднее обстояло дело с определением самостоятельности социологии по отношению к
психологии, которая, будучи тоже эмпирической наукой, через изучение психики человека в конечном счете выходила на интерпретацию его поведения. В этой связи Э. Дюркгейм пишет работу «Правила социологического метода» (в русском переводе – «Метод социологии»), в которой весьма рельефно показано, в чем же суть предмета социологии, её отличие от психологии.
В противоположность социального номинализма, характерного для его предшественников, им был обоснован принципиально иной взгляд на общество, его структуры и людей – социальный реализм. Его суть заключается в том, общество, хотя и возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность:
1. автономна по отношению к другим видам реальности,
2. развивается по своим собственным законам;
3. имеет место примат структур и функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, т.е. индивидуальная реальность считается вторичной..
В концентрированной форме свое методологическое кредо ученый изложил в знаменитой формуле: “Социальные факты нужно рассматривать как вещи”. По Э. Дюркгейму, социальные факты в принципе отличаются от фактов психологических. Отличие это двоякое. Во-первых, социальные факты являются внешними по отношению к индивиду (психологические факты им мыслились как внутренние, главным образом относящиеся к психике индивида). Во-вторых, социальные факты оказывают принудительное воздействие на индивида, который вынужден им подчиняться, что конкретно проявляется в типизации характера поведения людей. Отнюдь не случайно ученый подчеркивает, что социальные факты по своей сути являются вещами, что нельзя сказать о фактах психологических или философских понятиях.
По Дюркгейму, социальные факты могут быть двоякого рода:
1) материального характера:
– само общество;
– его социальные структуры (государство, религия, право);
– морфологические компоненты общества (характер территории, собственности, объем и плотность населения, его жилищные условия, способы коммуникации и т.д.;
2) нематериального, духовного характера:
– мораль, ценности и нормы;
– коллективное сознание;
– коллективные представления, верования.
Ппредметом социологии являются социальные факты, как материальные, так и нематериальные
В принципе Э. Дюркгейм исходил из того, что в социологии должны применяться объективные методы, аналогичные методам естественных наук. Задача социолога, по мнению ученого, сводится к тому, чтобы исследовать и находить причинно-следственные связи между социальными фактами в контексте взаимоотношений общества, его структур и индивидов, что позволяет обосновывать общественные законы и на этой основе формировать общие представления (“норму”) о социальных и политических реалиях, а также, анализируя отклонения от нормы, выявлять социальную патологию, как в развитии общества, его социальных структурах, так и поведении индивидов.