Личность. Социальные типы личности
Личность есть целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений.
Тип личности – идеальный образ, введенный социологами искусственно в целях классификации индивидов и систематизации знаний. Типы личности используются для изучения и описания индивидов.
Существует множество различных типологий личности в социологии.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам:
1) конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
2) новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) не институциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
3) ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером такого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность);
4) изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы);
5) мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.
По виду преобладающих ценностей различают следующие типы:
1) реалист – личность с особо развитым чувством долга, дисциплинирован, держит себя и ситуацию под контролем;
2) идеалист–личность, вырабатывающая собственные систему ценностей, идеалы, отрицательно относящийся к авторитетам;
3) традиционалист – человек, привыкший выполнять поручения, не креативен;
4) фрустрированный тип – личность с заниженной самооценкой, всегда считающий себя лишним;
5) гедонист – личность, основной целью которой является удовлетворение сиюминутных потребностей, получение собственного удовольствия.
По виду социальных установок личности разделяют на шесть групп: теоретический тип, целью которого является изучение и познание окружающего мира; экономический, стремящийся к собственному материальному обогащению; политический, стремящийся к получению возможности управлять людьми; социальный; эстетический; религиозный.
По классовой и групповой принадлежности (Маркс) выделяются следующие типы личности: студенты, интеллигенция, рабочие, военнослужащие, пенсионеры и др.
В социологии принято выделять также реальный, идеальный и нормативный типы личности. Реальный (модальный)тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальныйтип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма. Нормативный (базисный)тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности –это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.
Социализация личности: основные этапы, агенты социализации
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Агенты социализации
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Уровни социализации
В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Интериоризация– не просто копирование поведения, взглядов, а оценка. нужно или нет и т.д.(индивид пропускает через себя).
Людей, не прошедших социализацию, называют феральными.
Ресоциализация — смена норм и правил, которая происходит вследствие попадания в другую среду.