Личность как социальное существо. Социальные качества личности.

Первыми проблему взаимоотношений человека и об­щества поставили этнологи. Рут Бенедикт, рассматривая некоторые племена Северной Америки и Океании, на примере народов зуни и квакиутл развивает гипотезу о том, что определенный тип культуры соответствует опре­деленному складу личности.

Зуни — это тихие люди, которые считают, что актив­ность, борьба и соревнование достойны презрения. Боль­ше всего они ценят согласие между людьми и между че­ловеком и природой. Квакиутл, напротив, убеждены, что человек, достойный этого имени, утверждается, унижая других и властвуя над миром.

Особенности индивида, в какой-то степени, — резуль­тат культуры социальных институтов; индивид развивается согласно определенной модели, зафиксированной обще­ством. Забегая вперед, можно сказать, что не бывает об­щества без образующих его индивидов, оно существует, выживает и сохраняет свою культуру только благодаря входящим в него индивидам. Если завтра все квакиутлрешат стать послушными, как зуни, общество квакиутлперестанет существовать. Это может показаться очевид­ным, но фиксация очевидных фактов — одна из задач со­циологии, порождающая множество важных следствий. Культура не существует вне воплощающих ее индивидов, Личность как социальное существо. Социальные качества личности. - student2.ru так же как индивиды не могут существовать вне культу­ры, в которой они живут и которую они создают.

Между структурой индивида и структурой общества имеются определенные связи, необходимые для нормаль­но «функционирующих» в своем обществе индивидов: представитель племени зуни не смог бы вписаться в об­щество народа квакиутл — его считали бы выродком, па­тологическим типом, даже если среди зуни он выделялся своей агрессивностью. Аналогично даже не слишком аг­рессивный представитель народа квакиутл в племени зуни будет принят за сумасшедшего. Иными словами, то, что в обществе зуни — патология, может быть нормой для об­щества квакиутл, и наоборот. Норма и патология .опреде­ляются обществом и меняются от общества к обществу, поэтому для социологии не существует патологии inabstracto1.

Для социологии наибольший интерес представляет глу­бинная сущность индивида — то, что было внушено ему в самые юные годы: главные пос гулки, позиции, которые определяют личность и по отношению к которым строятся суперструктуры. Связи между моделями и методами вос­питания и образования, начиная с раннего детства н кон­чая юношеством, очевидно, важны для формирования личности. Существует противоречие между ситуацией, в которой находится маленький ребенок, и социальным кругом, в который этот ребенок попадет в 10 или 12 лет; способ, выбранный им для разрешения противоречия, бу­дет определяющим для его личности.

Социология исходит из предположения, что в нормаль­ной ситуации нормальный человек реагирует так, как он привык нормально реагировать. Вот почему социология интересуется прежде всего этим социальным аспектом. Что является общим у всех членов общества и что объясняет нормальное функционирование общества? В периоды ос­трого кризиса человек может реагировать под действием глубинных побуждений, импульсов почти звериных и био­логических. Однако социология интересуется нормальным

Личность как социальное существо. Социальные качества личности. - student2.ru функционированием общества и пытается выяснить, что в индивиде есть социального, иными словами, приобре­тенного, а не врожденного, если пользоваться классичес­кой терминологией.

Более того: все, что является биологическим, специфи­чески трактуется обществом. Можно привести множество примеров. Жесты, манера держаться, двигаться отличают­ся в разных обществах. Этнологи пришли к выводу, что разные народы производят биологичные акты самыми различными способами. Половой акт, болезнь, половая зрелость, смерть и т. п. в каждом обществе имеют свои особенности.

Например, есть ли что-нибудь более биологическое, чем проявления половой зрелости? В нашем обществе считается абсолютно нормальным, что, достигнув половой зрелости, юноша восстает против авторитетов: обычно в таких случаях говорят, что в нем «бушует энергия». Одна­ко есть общества, где половая зрелость, напротив, сопро­вождается повышенным конформизмом. У индейцев шей-еннов детям с самых ранних лет внушают, что главное — как можно больше походить на отца. Ребенку дают ма­ленький лук и предлагают убить животное, за которым легко охотиться, а когда у него это получается, его публич­но восхваляют. Весь процесс воспитания направлен на развитие у детей конформизма, и они никогда не восста­ют против своих родителей. Половая зрелость для шейен-нов — это конформизм к социальным условиям.

В результате наблюдений и размышлений становится ясно, что, хорошо изучив механизмы развития общества, можно предсказать некоторые особенности биологическо­го и социального поведения индивида.

Наши рекомендации