Культура как объект социологического анализа.

Культура представляет собой способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в её материальных и нематериальных продуктах, которые приняты и признаны в социальных общностях и передаются от поколения к поколению.

Развитие культуры зависит от способности к передаче знаний следующим поколениям и к обучению. Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек.

В результате усвоения норм, ценностей, верований, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения.

Выступая одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня и меры прогресса и общества, его классов и социальных групп, культура предсталяет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. В культуре отражаются и закрепляются социально-личнностные качества созидательного труда.


48. Характеристика социальной общности.

Социа́льная о́бщность — относительно устойчивые совокупности людей, для которых характерны более-менее сходные черты жизнедеятельности и сознания, а следовательно, и интересы.

Общности различного типа складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.

Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с др.общностями, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, «класса в себе» в «класс для себя»).


49. Понятие среднего класса в социологии.

СРЕДНИЙ КЛАСС (middle class) – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом.

Средний класс гарантирует обществу стабильность.

Кроме представителей таких элитных высокооплачиваемых профессий как высшие менеджеры, адвокаты, бухгалтера, научные работники и т.д., на уровень среднего класса вышли и зарабатывающие немногим меньше торговые агенты, преподаватели школ и вузов, врачи, клерки, представители многих других массовых профессий.


50. Религия как социальный институт, ее структура и основные функции.

Религия-это социальный институт, система определенных верований и поведения отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного.

Структура религии:

религиозное сознание

религиозная деятельность

религиозные отношения

религиозные организации, которые рассматриваются в органическом единстве.

Под понятием «функция религии» подразумевается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество.

Функции:

1. мировоззренческая (осмысливается мир, общество и человек)

2. коммуникативная (развивает личность члена религиозной общины, способствует поддержанию традиций)

3. регулятивная (воспитывает в каждом чувство долга и совесть, включая самооценку совершенного и ответственность перед собой и Богом)

4. компенсаторная ( удовлетворение потребности в психологической защите, утешении, восстановлении душевного равновесия)

5. интегрирующе-дезинтегрирующая (укрепляет социальное единство или ослабляет его)

6. культуротранслирующая ( способствует развитию письменности, искусства, сохранению и развитию ценностей религиозной культуры, передаче накопленного наследия от поколения к поколению)


51. Понятие массовой культуры.

Массовая культура— культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима).
52. Основные функции культуры в обществе.

1. функция удовлетворения материальных и духовных потребностей людей

2. регулятивная функция обеспечивает ориентацию действия людей, упорядочивает их поведение через систему норм, обычаев, традиций. Налагает ограничения, контролирует поведение людей.

3. обеспечивает преемственность поколений, передачу накопленного опыта от одного поколения другому. Позволяет сохранять традиции.

4. интегративная функция состоит в том, что благодаря её символическим формам она обеспечивает взаимодействие физически изолированных людей. Единые стандарты поведения, ценности, традиции объединяют людей в единое общество.

5. адаптивная функция заключается в создании возможностей включения в новую систему социальных отношений, приспособления к ним. Посредством культуры люди адаптируются к новым социальным условиям.

6. аксиологическая функция означает ценностный подход к содержанию культуры и оценку человеком предметов материальной и духовной культуры с точки зрения их художественной, нравственной, эстетической значимости.


53. Гражданское общество и его основные характеристики.

Гражданское общество-способность существования и развития различных общественных отношений независимо от государства.

Функции: интегративная ( объединяет людей в группы); инструментальная (коллективное целедостижение); дистрибутивная (определение ролей, вознаграждений); воспроизводственная (воспроизводство социальной жизни); регулятивная (контроль, система норм и санкций); коммуникативная ( достижение консенсуса между разными интересами)

Гражданское общество характеризует независимость индивидов друг от друга и от государства, автономный источник доходов, различные формы собственности, структурированность общества, преобладание среднего класса, неразрывность с правовым государством и может существовать только в демократическом обществе. Важная часть гражданского общества-плюрализм(множество) мнений.


54. Предпосылки формирования гражданского общества.

Если человеческое общество возникло одновременно с человеком, то гражданское общество образовалось лишь за последние два столетия. Его становление связано с развитием многообразных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина, с признанием ценности свободной и ответственной личности. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может. Исторически гражданское общество пришло на смену традиционному, сословно-кастовому. При сословном строе государство практически совпадало с имущими классами и было обособленно от основой массы населения. В традиционных обществах древнего мира средних веков социального неравенства было выражено и закреплено в праве: господствующая социальная группа была организована в государство, поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть. В сословных обществах государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни. Однако феодальная сословная система не была абсолютной чуждой природе гражданского общества. Не смотря на то, что политическим выражением средневекового способа производства являлись привилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословный социальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость от государства. Гражданское общество по сути своей буржуазное. Его основой является юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений. Начало данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения. Для этого необходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделение их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определило качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей. Итак, главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы в невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законного источника власти.


55. Сущность общественного мнения и его социальная природа.

Общественное мнение-состояние массового сознания, показывающее скрытое или явное отношение социальных групп к проблемам и событиям настоящего.

Характеристики: публичность; мнения, которые были услышаны воспринимаются как свои; благодаря общественному мнению, рассматривающему все стороны общественной жизни, общественность приобретает особый тип единства.

Общественное мнение-не единодушное мнение и не обязательно мнение большинства, это центральная тенденция, установленная в ходе дискуссий в обществе.


56. Функции общественного мнения.

1. регулятивная – регулирование отношений между людьми, между личностью и коллективом, коллективом и обществом, обществом и личностью; регулирование экономических, социальных, политических, нравственных и других видов общественных отношений;

2. воспитательная – воспитание у каждого человека чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом ("что скажут люди…") (но! Влияние общественного мнения на поведение и поступки человека может быть амбивалентным, т.е. двойственным, противоречивым – как положительным, так и отрицательным);

3. оценочная – выражение ценностного отношения масс к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной действительности, к деятельности официальных учреждений, должностных лиц;

4. контрольная – общественное мнение практически всегда по заинтересовавшему его вопросу занимает определенную позицию и стремится к тому, чтобы соответствующая деятельность официальных организаций и лиц отвечала этой позиции;

5. защитная – отстаивание своих интересов, защита жизненных прав и свобод;

6. консультативная – в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет, предложение, в которых содержатся те или иные способы разрешения назревших социально-политических, экономических, нравственных и других проблем (именно эта функция реализуется в ходе всевозможных опросов общественного мнения);

7. директивная – когда результатом функционирования общественного мнения выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие строго заданный характер (для этого устраивают плебисциты, проводят референдумы);

8. познавательная – синтез теоретического и обыденного сознания, выражающий гносеологическую (познавательную) природу общественного мнения; стремление субъекта общественного мнения к собственному осмыслению объектов действительности, затрагивающих его интересы и отличающиеся дискуссионным характером.


57. Социологический подход к изучению общественного мнения.

Основной метод, на котором строится изучение общества - наблюдение.

Выделяют три наиболее распространенных типа исследований:

· Социологические исследования. Их задача - выяснять установки и мнения людей, то есть их соображения по поводу определенных субъектов.

· Коммуникационный аудит, проводимый с целью анализа несогласованностей, возникающих при коммуникации между руководством организаций и целевыми группами общественности.

· Неформальные исследования. К ним относятся накопление фактов, анализ различных информационных материалов и др., то есть методы, не требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования.

Рассмотрим социологические исследования. Различают два общих типа социологических исследований:

1. Описательные исследования. Они дают возможность сделать моментальный снимок определенной конкретной ситуации или существующих условий. Типичным примером их могут служить опросы общественного мнения.

2. Проблемные исследования. Их цель заключается в том, чтобы разъяснить, каким образом сложилась та или иная ситуация, почему преобладают те или иные мнения и установки.

Наши рекомендации