И, кроме того, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят своё выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социологическая политология.
РАСКРОЙТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК.
Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно, она стоит при соотношении психологии и социологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «Я», сфера социологии — это проблемы межличностного взаимодействия «МЫ». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект соц. связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с соц. позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.
Взаимодействие двух наук — социология и психологии породило новую отрасль науки — социальную психологию
· Нетрудно понять, что и социология, и социальная психология изучают человека и его поведение· П. Сорокин, обобщая данные науки на этот счет, не без основания полагал, что социальная психология, если она не ставит своей задачей изучение всех основных форм взаимодействия между людьми и явлениями, возникающих в процессе этого взаимодействия, занимается тем же, чем и социология.Социальная психология раскрывает общественную обусловленность поведения людей. Она оперирует фактами межличностного поведения («психологические факты»), интегрирует их и открывает общие тенденции развития межличностного поведения.
Социальная психология не может уйти ни от одного вида непосредственного взаимодействия, ни от одного из факторов, влияющих на ощущения, восприятия и представления. (т.е включены все физиологические факторы)
РАСКРОЙТЕ УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ СОЦИОЛОГИИ.
Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции.
Познавательная функция.
Прогностическая функция.
Функция социального проектирования.
Социально-технологическая функция.
Управленческая функция.
Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.
Что касается управленческой функции социологии, то она заключается в нахождении разумных способов решения конкретных общественных проблем «здесь» и «сейчас», равно как и проблем, которые могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий «там» и «потом». Реализация этой функций тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой информации о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений. Важным моментом является прогноз ближайших и более отдаленных последствий, что позволяет минимизировать негативные тенденции
В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. В нашей стране традиционно значительную часть этой работы выполняли различные общественные организации, и потому такие службы не сложились. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы.
Таким образом, социология является инструментом непосредственного социального преобразования, теоретическим источником социальной политики на всех уровнях общественной структуры.
К управленческой функции следует отнести и те способы ее воздействия на общественные процессы, которые нередко выделяют в самостоятельную функцию — идеологическую
МАРГИНАЛЬНОСТЬ
Необходимо закрепиться на верхней ступеньке, адаптироваться к новой социально-культурной среде, усвоить новые нормы, новые образцы поведения, а это, как утверждают ученые, нуждается в большом психологическом напряжении, что сопровождается неврозами, потерей веры у себя, формированием комплекса неполноценности. Человек, оторвавшись от одной казни, не может найти себя в другой. Феномен пребывания человека между двумя социальными казнями, связанный с ее перемещением в социальном пространстве, в социологии называется маргинальностью.
Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.
Маргинал, маргинальная личность— человек, который потерял прежний статус и не адаптировался к новой социально-культурной среде. В такую ситуацию, как правило, попадает человек либо слишком агрессивная, либо пассивная, либо такая, что потеряла социальную опору (например, мигрант из села в поисках работы в городе или иммигрант, что ищет в другой стране лучшей судьбы). Такие пограничные, промежуточные относительно тех или тех социальных сообществ прослойки называются маргинальными.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса.
Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.