Одна из характерных особенностей религиозной ситуации современной Украины – кризисное состояние православия.
В последнее десятилетие в Украине получили распространение нетрадиционные религиозные образования. В конце XX века в стране функционировало более 250 общин различных нетрадиционных культов, особенности которых указаны в предыдущей главе. Учитывая сложную религиозную и идеологическую ситуацию в Украине, они постоянно стремятся создать себе позитивный имидж среди населения. Неохристиане, неоориенталисты, сциентисты, неопротестанты и другие течения проявляют заинтересованность к проблемам духовно-национального возрождения Украины. Они активно идут на сотрудничество с общественными организациями. В то же время активность новых культов, целенаправленная ориентация на молодежь, интеллектуальную часть общества, использование некоторыми из них активного психологического воздействия, авторитаризм лидеров, строгая дисциплина обусловили неоднозначность оценок деятельности этих религий и проявление крайних форм их восприятия.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Механизм адаптации человека принципиально иной он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Другой стороной адаптационных функций культуры является то, что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя
Коммуникативная функция – культура формирует условия и средства человеческого общения
Интегративная функция – культура объединяет народы социальные группы государства.
Функция социализации – культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли.
Информационная функция культуры – с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.
6)Познавательная функция культуры определяется определенным критерием познания, овладения человеческими силами природы и общества, а также степени развития "человеческого" в самом человеке. Охватывая все формы общественного сознания, взятые в их единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира.
Аксиологическая (ценностная) функция культуры, она фиксирует способность накопления в культуре художественных ценностей и их влияние на образ мыслей и поведение человека.
8)Эстетическая функция культуры, прежде всего, проявляется в искусстве, в художественном творчестве. В культуре существует некая сфера "эстетического". Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера тесно связана с эстетическим отношением к действительности, к природе.
Гуманистическая функция проявляется в единстве противоположных, но органически взаимосвязанных между собой процессов: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек осваивает общественные отношения, духовные ценности, превращая их во внутреннюю сущность своей личности, в свои социальные качества
Но эти отношения, ценности человек осваивает по-своему, неповторимо, в индивидуальной форме.
РАССКРОЙТЕ ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ»
В социологии понятие «личность» определяется через такие понятия как: человек, индивид и индивидуальность.
Человек - понятие самое общее, родовое.
Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его `первокирпичик` (от лат. individ неделимый, конечный).
Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (`надприродной`, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как:
1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;