Теория социальной стратификации Питирима Сорокина
В числе первых теоретиков социологии Сорокин ввел понятие социального пространства, которое представил научному миру как «вселенную неопределенного вида, состоящую из народов населяющих землю». Согласно его теории в пространстве индивидуум занимает определенное место, как в горизонтальном, так и вертикальном измерении. При этом позиция любого члена социума определяется Сорокиным как «социальное положение», которое в свою очередь представляет собой совокупность связей как внутри групп, так и внешних связей с группами, отличными от группы индивидуума. Ввиду этого вводятся такие понятия, как социальное восхождение и социальный спуск. Среди этих двух понятий образовалась группа горизонтальной мобильности, характеризующаяся движением индивидуума не влекущим за собой изменений в его социальном статусе. Причем горизонтальной мобильностью можно считать любые изменения такие как: изменение места жительства, веры исповедания и тому подобное. Только на основе этих понятий стало возможным выведение Сорокиным определения социальной стратификации, которое в его интерпретации имеет следующее значение: « дифференциация групп людей в классы и иерархические ранги посредством неравномерности распределения различных прав, обязанностей, привилегий, ценностей, власти и иных способов влияния одних индивидуумов на других как внутри, так и между группами. Проще говоря, согласно теории Сорокина, социальная стратификация – это пространство в социуме с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, где точками отсчета в пространстве являются статусы различных индивидуумов. Исходя из этого, становится очевидным, что нет ни одного общества, и вероятно не будет никогда без влияния стратификации из-за непрекращающегося социального неравенства, характеризующего каждый индивидуум. Обобщенно рассуждая о теории социальной стратификации Сорокина, можно уяснить, что этот теоретик социологии использует многомерную модель стратификации, разделенную тремя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базисными, однако кроме этих существуют такие характеристики, не являющиеся основными и создающими расслоение в обществе как возраст, культура, речь и тому подобные, которые разделяются на простые и из них слагающиеся сложные. В свою очередь сложные группы согласно теории Сорокина бывают типичными и нетипичными, внутренне солидарные и не солидарные. При этом трактовка социальной стратификации этого социолога совпадает с теорией Вебера в следующем: индивидуум, занимающий определенную позицию в экономическом плане общества высшего слоя, одновременно относится к высшим политическим и профессиональным слоям, а низшие слои в иерархии, как правило, лишены гражданских прав. Однако при такой классификации существует и исключение, например, совершенно не обязательно человек, занимающий высокие позиции в финансовых сферах, одновременно относится и к политической и к профессиональной вершинам. Также не всегда индивидуумы, занимающие низкое положение в финансовом плане одновременно занимают такой же уровень в политике и профессиональной иерархии. Политическая стратификация по теории Сорокина имеет следующий вид: в пределах любой группы существуют различные ранги и независимо от терминов их определяющих это означает, что группа имеет политическую дифференциацию, на которую имеет непосредственное воздействие размер политического организма и разнородность населения. Профессиональная стратификация определяется как группы общества, разделенные между собой по роду их деятельности и занятиям притом, что некоторые профессии имеют более престижную окраску по сравнению с другими. Основной мыслью Сорокина следует считать утверждение, что в обществе в целом устойчива тенденция социальной пирамиды с верхушкой из привилегированных слоев и соответственно основанием из имеющих меньшее количество привилегий. Только при условии вытягивания пирамиды вверх в социуме происходят катаклизмы социального плана, перевороты, революции, превращая пирамиду в трапецию. Вслед за этим возникает вновь рост пирамиды благодаря вхождению в нее новых сил и это чередование циклично, то есть общественное развитие соответствует синусоиде.
Тема 16.
1.ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТЬ
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом, доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии "индивид" воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.
Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника истерического процесса.
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи появляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Способность очень быстро "в уме" складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми” пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.
Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев).Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность - субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность - человек как носитель сознания.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие: всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции); социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации); индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности). В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности.
Важнейшие компоненты структуры личности память, культура и деятельность. Память это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия представляет собой отражение действительности в виде, как определенной системы научного знания, так и обыденных знании. Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности. Последняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность это целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является человек или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историческая ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т.е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или социальной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Стереотипизация зависит от личности, социальной среды и места человека в ней, т.е. в конечном счете, от системы включения личности в общество. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т.д. В социализации индивида можно выделить две фазы социальную адаптации и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интериоризация, это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социализация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания индивида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности. В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь сгусток ее регулятивно - духовных потенций центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека. Личность индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.
Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегдаобщественно развитый человек. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра “я”. Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Человек как личность не есть некая законченная данность. "Он процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. “Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность”. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится, деформировано субъективным. Упрямство это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой. Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей “не - личности”, то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “я”. Таким образом, личность это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого. которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом
2. Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40–50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма — как результат социального взаимодействия, в «гуманистической психологии» — как самоактуализация Я. Явление социализации многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема социализации разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения.
Социальная регуляция: Социальная регуляция создается привлечением в текущее действие принудительно развертываемых там кризиса либо торможения. В случае регуляции подобные “средства регулирования” не представляют собой произвольной комбинации, но воссоздаются по образцу неких состоявшихся в обозримом прошлом кризиса либо торможения. Фактически при употреблении регуляции случайное развертывание для регулируемой условности неких обособляемых характеристик замещается их упорядоченным приведением в действие. Посредством регуляции блокируется уже не просто некая социальная функциональность, но ограничивается активность уже определенного корпуса состава социальной действительности. Порядок типизации используемых в регулирующем действии кризиса либо торможения заключается в существенной редукции их состава, в результате подобный состав урезается до всего лишь функционально определенных составляющих. Минимальность типической конфигурации средств регуляции обеспечивает последнюю кратчайшей (но не исторически мгновенной) продолжительностью и большей – относительно первообраза – “глубиной проникновения”, а также и достаточно простым порядком отмены ее воздействия. Регуляция осуществляется теми социальными условностями над такими их партнерами, которые практически не в силах противостоять и каким-либо иным воздействиям со стороны первых. Структуры, пережившие регулирование, или теряют часть своего содержания, или обуславливают сохранение его “в наличии” видом и формой своей последующей деятельности. Именно такого рода состояние послерегулирования и представляет собой преследуемую структурами – регуляторами цель. Регулятивным путем общество “завершает” внутри себя все служащие “его порядку” отношений структуры и тем самым и управляет активностью собственных членов.
Ролевые теории личности
Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.
Концепция распределения ролей у Т. Парсонса - деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность являетсяпроизводной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.
4.Понятие и определение социального статуса
Статус (от лат. - положение, состояние)
Э. Гидденс: «Статус (status). Социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни -- способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными»
Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму.
Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привелегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.
Знание этих прав, обязанностей привилегий, а также того, с кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, поможет нам определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства.
Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, художник, дед, внук и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус дочки - это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей.
Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали или вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т. д.
Еще одной характеристикой статуса является статусно-ролевая теория личности. Это соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности. Она разработана американскими социологами Р. Минтоном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, и описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль - это динамическая характеристика, определяющая как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Другими словами, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль -- действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Статус, как статичная характеристика в то же время, порождает немало социальных проблем личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они достаточно глубоко переживают свои неудачи на этом пути.
Так как социальные статусы неравны (расположены по-разному в «системе координат»). В зависимости от положения социального статуса в обществе относительно положения других статусов, человеку (личности) предоставляется возможность определять права и обязанности. Например, статус родителей возникает лишь при существовании статуса детей.
Таким образом, человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.
Мир статусов разнообразен, рассмотрим лишь типологию.
Статусы могут быть формализованными или неформализованными.
Первые, как правило, лучше закреплены, защищены законом (статус директора фабрики, губернатора города и д.р.). Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над неформализованными статусами (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива и д.р.), которые имеют, как правило, диффузный характер, они могут возникнуть или не возникнуть. Права, обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими. Отсюда стремление людей «защитится» формализованными статусами - так ученый стремиться подтвердить свою квалификацию научной степенью, званием, чтобы обрести законные права и привилегии.
Но кроме них существует множество, так сказать, неосновных, эпизодических, статусов, временно приобретаемых человеком для реализации определенных действий. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, читателя, слушателя, телезрителя, участника демонстрации, забастовки, толпы, и т.д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких социальных статусов часто никак не регистрируются. Они, вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть. Хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения и мышления. Так статус доктора наук определяет очень многое в жизни данного человека, а его временный статус прохожего - нет. Таким образом, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы.
Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и достигаемыми (приобретённые) статусы.
Предписанный (аскриптивный) социальный статус определён обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй и т. д. Например, человек, рождённый с черным цветом кожи, приобретает статус негра. Дети, выросшие в очень состоятельных (богатых) семьях приобретает статус «золотой молодёжи».
То есть предписанный социальный статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения - национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы - инвалид. Очевидно, что предписанный социальный статус может в значительной мере влиять на личность человека.
Достигнутый, приобретённый социальный статус определяется усилиями самого человека, его действиями (писатель, директор, академик, супруг, офицер, эмигрант), т.е. статус для достижения которого необходимо приложить специальные усилия.
Пример эмигранта очень наглядно показывает принцип достигнутого статуса. Человек эмигрировавший (т.е. приложивший определенные усилия и выполнивший определенные действия) жить в другую страну приобретает достигнутый статус эмигранта.
Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Например, получение степени доктора математических наук является достижением. Но однажды полученный новый статус остаётся навсегда, определяя все намерения и цели человека, как предписанный статус.
В традиционном обществе, для социальных институтов которого характерна аскриптивность, основные статусы общества имеют аскриптивный, наследуемый (а не достигаемый) характер.
В подобных обществах аскриптивность, как исходный мотивационный принцип, признается всеми слоями общества как главное основание для социально-статусных притязаний. И король, и пастух, и пахарь, и кузнец считают свое положение обоснованным и готовят своих детей к тому, чтобы те заняли их место.
Спектр и свобода разных статусов являются важной характеристикой каждого из статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.
Социальный статус, как обеспечивая определенные права и привилегии, так и накладывает значительное количество обязательств. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми.
Неравенство статусов подвержено изменению, так в 90х годах в нашем обществе происходило изменение значимости - одних социальных статусов, таких как, квалификация, образованность, мастерство, творческий потенциал, и увеличение значимости других, таких как, богатство, финансовые ресурсы, возможность «жить красиво».
В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы, овладение которыми не передается по наследству, а требует наличия образования, победы над конкурентами. Увеличение роли достигаемых статусов в организации общественной жизни - это увеличение спроса на энергичных, компетентных людей, повышение динамики социальных процессов.
Вместе с тем человек иногда добивается достигаемого статуса с помощью недостиженческих принципов; большое значение в этом случае придается не способностям, знаниям человека, а его верности, личной преданности руководителю, наличию связей.
Традиционалистски-аскриптивная культура сопротивляется, заставляет мимикрировать социальную жизнь, в результате чего по форме статусы являются достигаемыми, а ведущую роль в овладении ими играют аскриптивные мотивации.
Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один предопределяет его положение в обществе - главный статус, что отражается, как во внешнем поведении и облике человека, так и во внутренней позиции.
Трудной задачей является определения главного статуса человека, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»).
В большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако перечисленные выше признаки в неформальной компании друзей могут иметь второстепенное значение - здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность.
Следовательно, следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.
Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом, как главный для данного человека, совпадает со статусом, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Например, предприниматель, пребывая в уверенности, что главное в его социальной характеристике - имущественное, материальное положение, наталкивается на непринятие его высшими кругами, куда он стремится попасть, по иным составляющим, таким как, его «родовитость», уровень образования, культуры.
Можно рассмотреть место в иерархии статусов, называемое рангом. Это место в незримой иерархии социальных отношений, характеризующееся общественным мнением, в котором в течение времени вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других. Ранг бывает высоким, средним или низким.
Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг), скорее всего, будет обладателем такого же высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах -- среди друзей, родственников, сослуживцев.
Кроме главного статуса, прежде всего связанного с профессией, работой (точнее, её престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат.
Зачастую имущественное положение образованного человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и т.д.
Индекс социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию.
Можно рассматривать естественный и профессионально-должностной социальные статусы.
Естественный социальный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (например, женщина, мужчина, ребёнок, юноша, старик и т.д.)
Профессионально-должностной социальный статус - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой приобретённого статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное положение (банкир, политик, преподаватель, технический директор). С профессионально-должностным социальным статусом связано восприятие принятых управленческих решений. Одинаковые по форме и содержанию решения могут по-разному восприниматься подчинёнными (исполнителями) в зависимости от авторитета и социального статуса субъекта решения. Чем выше социальный статус и авторитет лица (или органа управления, коллеги), принимающего решение, тем ответственнее отношение исполнителя к его предписаниям.
Люди обладают множеством социальных статусов, но понятие «социальный статус» применяется, также по отношению к профессии. В этом случае понятие «социального статуса» выступает, как обобщенный показатель сравнительного положения данной профессии среди других профессий.
Социальный статус профессии характеризует официальное и (или) неофициальное признание ее необходимости и популярности. Отмечают две формы статуса профессии: экономическую и престижную.
Экономическая составляющая социального статуса профессии (экономический статус) зависит, прежде всего, от уровня материального вознаграждения, предполагаемого при выборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональном самоопределении).
Престижная составляющая социального статуса профессии (престижный статус, престиж профессии) определяется содержательностью (долей творческих функций, творческим характером) данного вида труда, степенью популярности профессии, возможностью самореализации личности (успеха, карьеры). В социально-психологическом плане определенное значение (иногда значительное) в утверждении престижности профессии играет мода на "новые профессии".
Статусы, вступая в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), глав