Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга

§ все конфликты имеют общие образцы развития = их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать обобщающую теорию — «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия;

§ Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека — стремление к борьбе с себе подобным);

§ Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны;

§ 2 аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический — анализ сторон (субъектов) конфликта (личности, организации, группы) и отношения между ними = классификация: этнические, религиозные, профессиональные. Динамический — изучает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей = определение динамики конфликта = есть совокупность ответных реакций сторон на внешние стимулы.

4. Возник как реакция на структурно-функциопалистские макротеории, пренебрегающие изучением роли межчеловеческих взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Создателем этой теории является Дж. Г. Мид (1863-1931). Он рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Наша сущность, душа, `самость` состоит из `Мое`, что означает видение себя глазами других людей и которое возникает на основании способности языковых символов вызывать `во мне` ту же реакцию, что и в других людях. Вторая сторона `Я` - то, как `я воспринимаю себя сам` - рассматривается Дж. Мидом как источник творчества, оригинальнос-ти и непосредственности. `Внутреннее` общение создает канал, через который проходят все образцы взаимодействия и все `внешнее` общение. На основании этих представлений символические интеракционисты создают оригинальную концепцию человеческой личности, называемую концепцией `обобщенного другого`. Дж. Мид так объясняет суть этой концепции:

`Ребенок, играющий в игру, должен быть готов занять место любого другого участника: разные игровые роли участников должны иметь определенные взаимоотношения друг с другом: Если он участвует в игре с мячом, он должен соотносить себя с каждой позицией, связанной с его собственной.

Он должен знать, что собирается делать любой другой участник для выполнения своих игровых задач. Он должен знать и использовать все роли. Конечно, не все они одновременно представлены в сознании.
Роли других игроков, которые участник обобщает в себе, организуются в определенную совокупность, и эта совокупность контролирует соотнесение индивида. Каждый из его актов детерминируется его обобщением в себе других, участвующих в игре, и по-другому игра не может состояться`.

В игре ребенок учится играть роль `отдельного другого`, затем в играх с ровесниками - координировать свои действия с другими и видеть себя глазами группы. Посредством этого он привыкает рассматривать себя в более широком контексте до тех пор, пока не научится играть роль `обобщенного другого`, то есть видеть себя глазами общества.

Герберт Блюмер - ученик Мида, внесший значительный вклад в развитие идей интеракциопизма. С его точки зрения, символический интеракционизм покоится на трех базовых посылках.

1. Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние или внутренние символы. Иными словами, символическийинтеракционизм отрицает как общественный, так и биологический детерминизм.

2. Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько в определенной степени создаются, модифицируются, развиваются и изменяются в интеракциоппых ситуациях. Участники интеракции не следуют автоматически установленным нормам, равно как и сложившимся ролям.

3. Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционпых контекстах. Принимая роль другого, участники процесса интерпретируют значения и намерения других. Так, значения, которые определяют действие, вытекают из контекста через серию сложных интерпетивных процедур.

Блюмер считает, что интеракционизм резко отличается от социологии социального действия, изображающей поведение человека, как ответ на внешние социальные стимулы. Однако критикуя тех, кто рассматривает действие как предсказуемый ответ па внешние стимулы, он признает, что до определенной степени действие структурировано: `В большинстве ситуаций, в которых люди общаются друг с другом, они уже заранее имеют твердое убеждение, как себя вести и как будут действовать другие`. Но это знание касается лишь общих направлений поведения, внутри которых остается значительное пространство для маневра, переговоров и т. д. Аналогично Блюмер признает существование социальных институтов и считает, что они ограничивают поведение человека, однако даже в ситуациях, где действуют жесткие правила, у человека есть значительная возможность для проявления инициативы.

Представители данного социологического направления основное внимание сосредоточивают на внутренней работе человеческого сознания - способах, с помощью которых люди классифицируют и осмысляют окружающий мир. В сферу их исследования человека и общества не включается анализ социального действия как такового, и поэтому они не дают причинного объяснения человеческому поведению. Феноменологи скорее пытаются попять значение явлений, нежели объяснить механизм их возникновения.

5. Теория социального обмена – одно из направлений в социологии, представители которого рассматривают обмен в качестве фундаментальной основы общественных отношений. Согласно этой теории, обмену подлежит все, что имеет социальную значимость. Например, труд обменивается на материальное вознаграждение, физическая привлекательность – на благосостояние, оказываемая услуга на предполагаемую в будущем услугу и т. д.

В основе социального обмена лежит концепция социального взаимодействия. При этом, понятие социального обмена относится к добровольным социальным действиям, которые, как правило, обусловлены ожидаемым ответным вознаграждением. Если ответного вознаграждения нет, то взаимодействие прекращается.

Социальный обмен необходимо отличать от экономического обмена, который по своей сути является сделкой с четко оговоренными обязательствами обеих сторон (например, цена товара). В социальном обмене возникающие обязательства заранее не оговорены и такая попытка может разрушить социальное значение взаимодействия. Социальный обмен, в отличие от экономического, строится не на договоре, а на доверии.

Люди, имеющие в своем распоряжении определенные ресурсы и в одностороннем порядке предоставляющие эти ресурсы другим, могут приобретать власть над ними. С другой стороны, люди, обладающие властью, могут навязывать другим свои условия обмена. Таким образом, возникает проблема неравноценного обмена.

Теоретико-методологические основы концепции социального обмена были заложены родоначальниками буржуазной политэкономии И. Бентамом, А. Смитом и др. Другим источником стали работы таких известных социальных антропологов, как Б. Малиновский, Дж. Фрейзер, М. Мосс. Значительный вклад в развитие социологического направления в теории социального обмена внесли такие ученые, как Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон.

Тема 9.

3. Общество – это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей – социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).

1. Территория – определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе.

Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество, в поисках пищи, часто меняло территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины, является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.

2. Социальная структура (лат. structura – строение) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.

Социальная общность – большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества – приобретение знаний в той или иной области, функции политической элиты – политическое управление обществом и т. д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.

Социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются следующие институты: институт собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему.

Социальные отношения – взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует, прежде всего, свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей.

Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.

3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает то, что общество не является частью какой-либо более крупной системы, что оно обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность – это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.

Самодостаточность – способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер. Например, воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.

Автономность и самодостаточность общества не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.

4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры»[8]. Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество.

Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения – Россия, Индия, США и т. д.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы – россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения.

Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.

В качестве подсистемы общества может выступать та или иная сфера деятельности людей или социальный институт, возникающий для удовлетворения важнейших общественных потребностей, и регулирующий отношения людей в определенной сфере.

Так, Т. Парсонс выделяет четыре основные подсистемы общества: социальную, культурную, личностную и поведенческую.

1. Функции социальной подсистемы состоят в координации и интеграции взаимодействия всех составляющих общество элементов.

2. Функции культурной подсистемы – сохранение и воспроизводство социокультурных образцов.

3. Личностная подсистема необходима для исполнения целедостижительных функций. «Это главный исполнитель процессов действия и, значит, воплощения культурных принципов и предписаний» (Парсонс).

4. Поведенческая система содержит в себе основные условия (возможности) адаптации человека, механизмы взаимодействия с окружающей физической средой[9].

Р. Мильс выделяет в структуре общества пять основных институтов:

1. Экономический, регулирующий отношения в хозяйственной сфере.

2. Политический, регулирующий властные отношения.

3. Семейный, регулирующий брачно-семейные отношения.

4. Военный, организующий законное население.

5. Религиозный, организующий коллективное почитание богов. Ю.И. Рысь и В.Е. Степанов считают что общество, как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, политической, социальной и духовной[10].

Каждый из предложенных вариантов обозначения наиболее важных подсистем (институтов) общества имеет свои обоснования и свое право на существование. На мой взгляд, общество, как целостная система включает следующие основные подсистемы:

1. Социальную подсистему – воспроизводство социальных связей и отношений, координация, взаимодействие и интеграция социума.

2. Брачно-семейную – регулирование брачно-семейных отношений, воспроизводство социума.

3. Экономическую – производство, распределение и потребление продуктов, необходимых для жизнедеятельности людей.

4. Политическую – регулирование властных отношений в обществе, управление обществом политическими методами.

5. Духовную – система ценностей, идеологических ориентаций, традиций, обычаев, религиозных представлений.

Тема 10

1. Социальное действие – любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей.

Некоторые исследователи отождествляют социальное действие с социальным взаимодействием. Так, Ю.Е. Волков считает, что социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Такое утверждение является неверным. Социальное действие предполагает социальное взаимодействие, но оно может быть и односторонним, т. е. остаться без ответного действия. Например, человек, попавший в беду и зовущий на помощь других людей, надеется, что он будет услышан, и ему помогут, т. е. ждет взаимодействия. Но он может быть не услышан, и его социальное действие останется односторонним актом.

В классической социологии исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержится в работах Э. Дюркгейма, второй – М. Вебера.

По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Понятие «социальное действие» было введено в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида (отдельных обособленных индивидов), направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей. Основными признаками социального действия (по Веберу) является осознанная мотивация и ориентация на других. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1) целерациональное – это осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом;

2) ценностно-рациональное – это действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.);

3) традиционное – это действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы идем по улице и не задумываемся о том, как необходимо перестанавливать свои ноги. Мышление подключается лишь тогда, когда возникают какие-либо трудности в передвижении. По мнению Вебера, традиционное действие совершается подсознательно, и по этой причине оно является предметом исследования психологии, этнологии и других наук, но не социологии;

4) аффективное – действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т. е. не подлежащее социологическому анализу.

Т. Парсонс предложил свою «общую систему человеческого действия», которая включает в себя «социальную систему», «систему личности», «систему культуры». Каждая из перечисленных подсистем имеет в общей системе социального действия свое функциональное значение. Социальная система решает проблемы социального взаимодействия и интеграции общества; культурная система –сохранения и воспроизводства образов: личностная система –исполнение целедостиженческих функций[1].

Дальнейшее развитие теория социального действия получила в трудах таких социологов как А. Турен, Ф. Знанецкий, Ю. Хабермас, Дж. Александер, П.Л. Бергер и др. Современные исследователи в своих концепциях стремятся учитывать одновременно объективные факты и субъективные мотивы социального действия, а так же новейшие научно-технические достижения и реальные изменения произошедшие в последние годы в гражданском обществе, в мировых культурах и цивилизациях. При этом приоритет отдается мотивационно-деятельностной компоненте социального действия.

2. Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, процесс обмена действиями между двумя и более акторами. Социальное взаимодействие – одно из ключевых понятий в социологической теории, так как все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных акторов. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других – «ответ на вызов».

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия являетсяпредсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Исследование проблем социального взаимодействия всегда находилось в центре внимания ведущих социологов мира. Значительный вклад в развитие теории социального действия и социального взаимодействия внесли такие ученые-социологи как М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и др.

М. Вебер считает, что источником социального действия и взаимодействия людей (индивидов, групп) являются их потребности, интересы и ценности. В ходе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Потому для социальных действий характерными являются такие качества как осознанность, рациональность и ориентированность на других.

По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опытпередается от поколения к поколению. При этом «каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания) таким образом постоянно растет»[2].

Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале 60-х годов XX в. концепции социального обмена.Он считает, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Но между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как кроме экономической и иной выгоды действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов. Например, желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат; или напротив – желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение[3].

Дальнейшее развитие теория социального взаимодействия и интерпретация через концепцию социального обмена получила в трудах Т. Парсонса. По его мнению, социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Социальные системы предстают как «открытые», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена

3. Социальные отношения – одна из форм социального взаимодействия, отличающаяся устойчивостью, длительностью, системностью и комплексностью (совокупностью различных форм отношений). Они возникают по поводу потребностей, интересов, ценностей, власти, статусно-ролевых позиций и т. д. При этом различные виды отношений «накладываются» друг на друга, создавая многофункциональную структуру социальных отношений.

Социальные отношения складываются из взаимоотношений, возникающих между отдельными индивидами, социальными группами, между людьми (индивидами, группами, обществом) и социальными институтами. Например, в настоящее время у большинства россиян сложилось стойкое негативное отношение к государственным институтам. Так в ходе опроса, проведенного весной 2004 г., было выявлено, что правительству доверяют только 9 % опрошенных, Армии также – 9 %, политическим партиям (прогосударственным и оппозиционным) – 1 %. Опрос, проведенный Фондом «общественное мнение» в январе 2005 г., выявил отношение россиян к Государственной думе. Согласно полученным данным 58 % опрошенных дали оценку «плохо и очень плохо», 28 % —«удовлетворительно», 3 % – «хорошо» и 11 % затруднились дать оценку. Причинами такого «недоверия» является то, что государство (правящая элита) по сути отделилось от общества, игнорирует его потребности и интересы, а все свои усилия направляет на защиту корпоративных интересов правящей элиты.

Характер социальных отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в социальной структуре общества и от специфики ее интересов, от функциональной значимости того или иного социального института и проводимой им социальной политики. Эти отношения могут принимать характер сотрудничества, относительного нейтралитета или социального конфликта.

В зависимости от своеобразия субъектов, социальные отношения подразделяются на: социально-групповые, возникающие между группами, классами, социальными слоями; социально-демографические –между женщинами, мужчинами, детьми, пожилыми и др.; социально-профессиональные – между трудовыми коллективами, профессиональными группами и объединениями; политические – между субъектами политики; межличностные – между отдельными индивидами и др[5].

Социальные отношения являются отражением социального положения (расстановкой сил) взаимодействующих субъектов. Они обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Однако, по мере изменения положения тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества, происходят изменения и в социальных отношениях. Для эффективного управления этими изменениями, управленческим органам необходимо учитывать потребности и интересы различных социальных групп и предвидеть их реакцию на предстоящие изменения.

4.

Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.

Общественное мнение существовало во все исторические эпохи, ещё в период Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в.

5.Социальное движение - массовые действия представителей какой-либо одной большойсоциальной группы или нескольких, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей.

В тех случаях, когда соответствующие действия реализуются в деятельности государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству, более того, связываются с завоеванием государственной власти, социальное движениеприобретает характер политического движения. Нередко массовые действия социальных групп по обеспечению своих интересов не принимают политического характера, не направлены на завоевание государственной власти (например, движение за альтернативную медицину). Это движения за восстановление гражданского достоинства людей и обеспечение прав, за улучшение условий труда и жизни (во многих случаях приобретающие форму забастовок), за возрождение и защиту национальной культуры, охрану природы и др. Одни из таких социальных движений оказываются в большей мере политизированными, другие - в меньшей, но в них всегда можно видеть собственное социальное содержание. Бывает, что это содержание имеет прогрессивный характер, например, возрождение и защита национальных культурных ценностей, а их политическая ориентация приобретает реакционную направленность - против демократизации общества, за восстановление или сохранение антидемократических авторитарных структур и порядков.
Участников социального движения объединяет определенная система ценностей, именно ценности играют роль вектора устремления движения. Социальные ценности, являясь составной частью массового сознания, выполняют функции социально-нормативных регуляторов массовых действий.Социальное движение не имеет управленческого аппарата, четких уставных требований. Совокупность требований к его участникам определяется целями и ценностями движения и устанавливается лидерами, поддерживается их авторитетом. Участники социального движения достаточно автономны в своих решениях и действиях. Социальное движение, как правило, возникает стихийно, по инициативе `с низу`. К таким движениям относятся гражданские инициативы, представляющие собой добровольные объединения людей.

Широкий размах во многих странах принимают в современную эпоху такие социальные движения, как женское и молодежное. В некоторых своих аспектах в развитых формах они включают в себя требования к государственной власти, т. е. приобретают политический характер. Но во многих аспектах эти движения не имеют политической направленности, не выходят за рамки социальной сферы, например, молодежь стремится отстоять некоторые свои формы культуры, стиль поведения и т.п.

Тема 11.

1.

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.
Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).
Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.

· Элитарная культура

Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию.

Народная культура

Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни.

Массовая культура

(феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.
Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:


· прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)

· индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов)

· прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)

Субкультуры

Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.

2. Функции культуры

Коммуникативная

Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.

Регулятивная

Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.

Интегрирующая

Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства соц. систем.

3. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.

Язык

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Ценности

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).
Различают ценности:


· терминальные (ценности цели)

· инструментальные (ценности средства)

Нормы

Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).
Различают следующие виды норм:

формализованные правила (все, что официально записано)
правила морали (связаны с представлениями людей)
образцы поведения (мода)
Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.

Тема 12.

1. Теория культурно-исторических типов Данилевского

Идеи Данилевского (1822-1885),высказанные им в работе «Россия и Европа», следует рассматривать в контексте натуральной методологии. Это произведение по своему жанру ближе к традициям отечественной социаль

Наши рекомендации