Социальные группы и социальные общности.
Социальные группы – объединение людей, выделяемое по какому-либо социально значимому признаку
1. По объективности связи:
1) Реальные – фактически существующие в обществе группы (мужчины, школьники, мусульмане).
2) Номинальные – в объективном мире не существуют – их выделяют психологи. Условные, статистические.
3) Референтные – группы, к которым относят (хотят относить) себя члены этой группы. От общества отделяются тем, что разделяют нормы и ценности, присущие данной группе.
4) Антиреферентные – нормы и ценности которой человек не разделяет и не хочет принимать (эмо, террористы)
2. По организованности:
1) Формальные – имеют официальный статус, подтвержденный документально.
2) Неформальные – стихийно складывающиеся группы, статус которых не подтвержден документально.
3. По количеству членов:
1) Малые – до 50 чел., непосредственный прямой контакт между всеми членами группы. Подвержены вмешательству извне, не очень устойчивы, важен психологический, эмоциональный фон.
2) Средние – 50-100000 чел. Относительно устойчивы, непосредстенное общение необязательно, менее зависимы от психологических факторов, устойчивы к воздействию извне.
3) Большие – более 100тыс.человек – наиболее устойчивы к эмоциям, к внешним воздействиям.
Оптимальное количество для общения – 5-7человек. Структура групп: ядро-периферия/лидеры-аутсайдеры.
4. По содержанию.
1) Демографические/половозрастные.
2) Территориальные
3) Профессиональные
4) Конфессиональные
5) Этнические.
Социальные общности – самодостаточные объединения людей, способные к самовоспроизводству. Воспроизводятся сами люди и все виды социальных взаимосвязей. Общество – совокупность сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей.
Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя.
1) семья – сообщество людей на основе брака и кровнородственных связей
2) род – социальная общность, возникающая на основе кровнородственных связей и разрастания семьи (переходит в соседскую)
3) племя – объединение родов в период разложения родового строя, главный признак – территориальная общность (появляется закон, государство)
4) народность – на основе территории и языкового принципа
5) нация – буржуазная эпоха, единый национальный рынок, граждане одного государства
6) глобальное сообщество – формирующееся сообщество людей, возникающее на основе углубления взаимозависимости всех людей друг от друга. Социальный аспект связей.
Бромлей: этнос – исторический слож-ся на определенной территории, устойчивые совокупности людей, обладающие общим языком, культурой, осознанием единства, зафиксированные в этнониме.
Классификация народов: 1)культурно-хозяйственные, 2)территориальные, 3)языковые – относительны.
Основные токсоны (разряды): языковая семья, группа, ветвь, диалект, говор.
Расы – «порода», популяция, дающая устойчивое продуктивное потомство. Исторически-сложившиеся большие группы людей, отличающиеся физиологическими особенностями, передающиеся по наследству.
Негроиды, монголоиды, европеоиды + 25 малых рас.
Признаки деления: тип волос, третичное оволосение, цвет глаз, волос, рост, пропорции тела, головы, разрез глаз.
Расизм – де Габин «Опыт о народонаселении», «Типы человеческих рас», неполноценность черной расы. Синоцентризм, европеоцентризм, индионизм, афроцентризм (Л.Сенгор).
Аномия и ее причины.
Понятие аномии специально введено французским социологом Эмилем Дюркгеймом для описания причин девиантного поведения. Дальнейшее развитие концепции связано с именем известного американского социолога Роберта Мертона.
Аномия - состояние общества, при котором наступает разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения, с другой. По определению российских исследователей, аномия — «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам».
Мертон считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.
Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов определенные социальные слои перестают чувствовать свою причастность к ним, происходит их отчуждение, новые нормы и ценности отвергаются членами этих групп, на их место приходят собственные нормы и ценности и соответственные методы их достижения (зачастую противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.