Социальная группа и ее разновидности.

Тесты для самопроверки

1. Социально-классовая общность это:

а) пролетариат;

б) дети;

в) мужчины;

г) православные.

2. Социально-демографическая общность это:

а) бомжи;

б) молодёжь;

в) врачи;

г) крестьяне.

3. Социально-территориальная общность это:

а) военные;

б) католики;

в) предприниматели;

г) горожане.

4. Социально-этническая общность, это:

а) женщины;

б) номенклатура;

в) нация;

г) семья.

5. Какое собрание людей мы будем считать агрегацией?

а) Люди стоят на остановке и ждут автобуса.

б) Люди собрались, чтобы вместе поиграть в футбол.

в) Люди стоят на площади и слушают концерт.

г) Люди одновременно смотрят одну телевизионную передачу.

6. Что такое квазигруппа?

а) Это любая группа, не зарегистрированная официально (не имеющая учредительных документов)

б) Это социальная группа, члены которой в данный момент не находятся вместе (например студенты одной группы в каникулярное время).

в) Это группа, существовавшая ранее, но не существующая сейчас.

г) Это категория людей, которая обладает некоторыми (но не всеми) свойствами социальной группы.

7. Что такое референтная группа?

а) Группа, которая объединяет людей по профессиональному признаку.

б) Общность, люди в которой отличаются спонтанным поведением, внушаемостью, чувством безнаказанности.

в) Совокупность взаимодействующих индивидов, связь которых неустойчива и возникла случайно.

г) Реальная или условная социальная общность, на нормы, мнения и ценности которой индивид ориентируется в своём поведении и самооценке.

8. Что является примером вторичной социальной группы?

а) Дворовая футбольная команда.

б) Семья.

в) Продавец и покупатель на рынке.

г) Люди, собравшиеся отпраздновать День рождения.

9. Во вторичных группах в человеке ценят:

а) Доброту.

б) Функциональность.

в) Эмоциональность.

г) Индивидуальность.

Темы для рефератов

1. Толпа как социальная группа.

2. Феномен воображаемых референтных групп. (На примере «ролевого движения).

3. Интеллигенция, её роль и значение в современном обществе.

Литература

Основная

1. Кравченко, А. И.Социология: учеб. для вузов / А. И. Кравченко ; рек. Мин. общ. и проф. образов. РФ. - М. ; Екатеринбург : Логос; Деловая книга, 1999. - 368 с.

2. Социология: курс лекций: учеб. пособие для вузов / Ю. Г. Волков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов, С. И. Самыгин ; рек. Мин. общ. и проф. образ. РФ. - Ростов н/Д : Феникс, 1999. - 512 с.

3. Кравченко, А. И.Социология: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 020300 "Социология" / А. И. Кравченко ; МГУ, рек. УМО по классич. унив. образованию. - М. : Проспект, 2006. - 536 с.

4. Радугин, А. А.Социология: курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Центр, 1999. - 160 с.

5. Социология: учеб. для вузов / рек. Мин. образов. РФ ; под ред. В. Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 407 с.

6. Радугин, А. А.Социология: Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Центр, 2001, 2000. - 244 с.

7. Смелзер, Н.Социология: учебное пособие / Н. Смелзер. - М. : Феникс, 1994.

8. Тощенко, Ж. Т.Социология : учебник для вузов / Ж. Т. Тощенко ; рек. Мин. общ. и проф. образов., доп. УМО по классич. университетскому образ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 640 с.

9. Тощенко, Ж. Т.Социология: общий курс: учеб. пособие для вузов / Ж. Т. Тощенко ; рек. Мин. общ. и проф. образов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Прометей : Юрайт, 1999, 2000. - 511 с.

10. Фролов, С. С.Социология : учебник для вузов / С. С. Фролов ; рек. М-вом образования РФ. - 3-е изд., доп. - М. : Гардарики, 2003. - 344 с.

Дополнительная

1. Беленький В. Х.Еще раз об интеллигенции.// Социс. 2004 № 4.

Тема 6. Социальная стратификация

И классовая структура общества

Понятие социальной стратификации, критерии стратификации.

Исторические типы стратификации.

Вопрос о справедливости неравенства.

Теории классов, классы в современном обществе.

Социальная мобильность.

Тесты для самопроверки

1. Кто ввёл в научный оборот термин «социальная стратификация»?

а) К.Маркс.

б) Э.Дюркгейм.

в) П.Сорокин.

г) М.Калинин.

2. Социальная стратификация это:

а) набор культурных ожиданий, определяющих модели поведения, которым должны следовать представители каждого пола;

б) распределение общественных слоёв и групп в иерархическом порядке;

в) общественное устройство, основанное на принципах социальной справедливости;

г) теория господства буржуазии.

3. Что такое социальная страта?

а) Термин, обозначающий класс пролетариата.

б) Способ поведения людей, соответствующий принятым нормам.

в) Основа хозяйственной жизни людей в индустриальном обществе.

г) Ячейка в социальной структуре общества.

4. Что такое каста?

а) Социальная группа, членство в которой полностью определяется рождением.

б) Социальная группа, членство в которой определяется владением средствами производства.

в) Господствующий социальный слой в современном постиндустриальном обществе.

г) Экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием.

5. Что такое сословие?

а) Социальная группа, занятая преимущественно в сфере обслуживания.

б) Социальная группа, представленная в основном менеджерами и консультантами.

в) Социальная группа, обладающая правами и обязанностями, закреплёнными обычаем или законом, и передаваемыми по наследству.

г) Социальная группа, обладающая преимущественными правами на власть и владеющая основной долей собственности в обществе.

6. Какой из перечисленных философов полагал, что общественное неравенство справедливо.

а) Дж. Локк.

б) Ж.-Ж Руссо.

в) К. Маркс.

г) Аристотель.

7. Как объясняет социальное неравенство функциональная теория.

а) Общественное неравенство атрибутивно и присуще любому обществу.

б) Общественное неравенство определяется значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.

в) Общественное неравенство есть результат конкуренции и социальной борьбы общественных слоёв и групп за власть и социальные преимущества.

г) Общественное неравенство есть результат эксплуатации и классовой борьбы.

8. Какие два основных класса современного ему буржуазного общества выделял К.Маркс.

а) Администраторы и менеджеры.

б) Крестьяне и ремесленники.

в) Производители и торговцы.

г) Рабочие и капиталисты.

9. Какие критерии выделял Маркс для определения классов буржуазного общества?

а) Владение знаниями и информацией.

б) Собственность на капитал и средства производства.

в) Доступ к властным ресурсам.

г) Владение профессией, значимой в индустриальном обществе.

10. Как, с точки зрения марксистской социологии, будет называться группа, не владеющая средствами производства, и живущая за счёт продажи собственной рабочей силы?

а) Пролетарии.

б) Предприниматели.

в) Бюрократы.

г) Интеллигенция.

11. К какому классу, с точки зрения модели классовой структуры американского социолога У.Л. Уорнера, относятся инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, квалифицированные рабочие?

а) Низший-низший класс.

б) Высший-средний класс.

в) Низший-средний класс.

г) Высший-низший класс.

12. Социальная мобильность это:

а) доступность общественного транспорта в условиях современного города;

б) перемещение индивидов или групп в системе социальной стратификации;

в) система социального неравенства;

г) владение личным транспортным средством.

13. Какие виды социальной мобильности рассматриваются в современной социологии?

а) Параллельная и перпендикулярная.

б) Вертикальная и горизонтальная.

в) Радиальная и кольцевая.

г) Полярная и осевая.

14. Кого следует отнести к маргиналам?

а) Капиталист.

б) Студент.

в) Бюрократ.

г) Бомж.

Темы для рефератов

1. Средний класс.

2. Маргиналы в современном обществе.

3. Офисные работники: процветающий слой или новый пролетариат?

Литература

Основная

1. Здравомыслов, А. Г.Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. Г. Здравомыслов. - 2-е изд., доп. - М. : Аспект Пресс, 1995. - 317 с.

2. Кравченко, А. И.Социология: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 020300 "Социология" / А. И. Кравченко ; МГУ, рек. УМО по классич. унив. образованию. - М. : Проспект, 2006. - 536 с.

3. Кравченко, А. И.Социология: хрестоматия для студ. вузов / А. И. Кравченко. - Екатеринбург : Деловая книга, 1998. - 368 с.

4. Радаев, В. В.Социальная стратификация: учеб. пособие / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. - М. : Наука, 1995. - 237 с.

5. Радугин, А. А.Социология: курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Центр, 1999. - 160 с. - Социология: учеб. для вузов / рек. Мин. образов. РФ ; под ред. В. Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 407 с.

6. Радугин, А. А.Социология: Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Центр, 2001, 2000. - 244 с.

7. Смелзер, Н.Социология: учебное пособие / Н. Смелзер. - М. : Феникс, 1994.

8. Сорокин, П.Человек, цивилизация, общество: общественно-политическая литература / П. Сорокин. - М. : Политиздат, 1992.

9. Сорокин, П. А.Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет: учебник / П. А. Сорокин . - М. : Наука, 1994. - 560 с.

10. Тощенко, Ж. Т.Социология : учебник для вузов / Ж. Т. Тощенко ; рек. Мин. общ. и проф. образов., доп. УМО по классич. университетскому образ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 640 с.

11. Тощенко, Ж. Т.Социология: общий курс: учеб. пособие для вузов / Ж. Т. Тощенко ; рек. Мин. общ. и проф. образов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Прометей : Юрайт, 1999, 2000. - 511 с.

12. Фролов, С. С.Социология: учеб. для студ. вузов / С. С. Фролов ; рек. Мин. общ. и проф. образов. РФ. - 3-е изд., доп. - М. : Гардарики, 2000. - 344 с.

13. Фролов, С. С.Социология : учебник для вузов / С. С. Фролов ; рек. М-вом образования РФ. - 3-е изд., доп. - М. : Гардарики, 2003. - 344 с.

Дополнительная

1. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян //Социс. 2004. № 3.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Избранные сочинения. М.: Политиздат, 1985. Т.3.

3. Попова И. П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотношения // Социс. 2005. № 12.

4. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения //Социс. 2004. № 4.

Наши рекомендации