Понятие «социальное», социальная статика и социальная динамика.
Признаки научности.
Системой основных признаков науки является, во-первых, непосредственная цель науки-описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, т.е. теоретическое отражение действительности; во-вторых, стремление получить новое, истинное знание, в-третьих, научное знание имеет системный характер; в-четвертых, объекты науки невозможно свести к реальных объектов, они имеют идеальный характер; по В-пятых, наука имеет собственный язык и средства познания, поэтому научная деятельность предполагает специальную подготовку субъекта познавательных. Наука прошла сложный и длинный путь развития Первые ее проявления пришли из глубокой древности Это знания в области астрономии, математики, механики, медицины, которые имели практическое применение в древнем египпти, Греции, а также в странах дальневосточной цивилизации Процесс накопления и применения знаний продолжается в течение всей истории Постепенно создаются и организационные и нормативно-ценностные формы наук овойдеятельностиості. Однако длительное время, вплоть до XX в, наука была целостным, развитым, самостоятельным социальным образованием Она развивалась в рамках других социальных институтов-религии, образования И хотя элементы профессионал лизма в научной деятельности появились давно, общество упорно рассматривало науку, главным образом, как любительское занятие, как форма досугалля. Социология науки как самостоятельная отрасль социологии зародилась в начале XX в на Западе и на первом этапе развивалась в рамках социологии знания, где наряду с изучением религии и философии анализировались взаимосвязи знания и социальной системы Становлению социологии науки в значительной степени способствовали такие ученые, как Макс Вебер, Карл Мангейм, Макс Шелер, Томас Кун и другие Становление социологии науки как самостийнои дисциплины связывают с именем американского социолога Роберта Мертонона.
Понятие «социальное», социальная статика и социальная динамика.
Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis — совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей. В научной литературе понятие «социальное» употреблялось в двух смыслах: в широком — как синоним общественного, в отличие от природного; в узком — как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юридической и т.д.
Введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к изучению обществ.явлений. Социальная динамика осн. внимание уделяла изучению процесса изменений социальных явлений, его обусловленности, направленности и последствий. В её рамках изучались факторы, влияющие на эти изменения, закономерности приспособления индивидуума к системе обществ.отношений или общества к новым условиям, разрабатывалась теория прогресса и т. д. Предмет социальной статики — устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как социального целого. В социальной статике рассматривались типология социальных структур, закономерности их взаимодействия, типология социальных институтов и их функционального соответствия
Функции социологии.
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни. Характерная черта социологии — единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля. Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется её прогностическая функция. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывает перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия. Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная oт определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов
Уровни развития личности.
Показатели личностного развития: Развитие интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый. Развитие интеллекта, Уровень интеллекта, Развитие эмоционального интеллекта, способность к вчувствованию и сопереживанию, владение арсеналом влияния через эмоции и чувства. В частности, уровень управления эмоциями определяется тестом "Пять стульев". Эмоциональная черта. Развитие эмоциональной сферы. Уровень эмоциональной сферы Объем заботы, взросление: от человека-ребенка к взрослому человеку, далее большому и великому человеку. Ступени от 0 до 2: 0 Дети. Человек-ребенок - нуждаются (у них нужды) в утешении и директивах. Человек-подросток - заинтересованы в консультациях и поддержке, но борются за признание своей самостоятельности. 2 Состоявшаяся (взрослая) личность - Дают консультации и поддержку. Уровень развития инициативы и ответственности. А именно, ступени иждивенец, исполнитель, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец. Уровень культуры, куда входит грамотность, в том числе психологическая грамотность. Развитие культуры. Уровень культуры. Уровень душевного здоровья: от невротика к здоровому. Умение находиться в гармонии с собой и окружающими, продуктивность конфликтов, любовь к себе и окружающим. Смотри Как быстро узнать человека с хорошим душевным здоровьем Воспитанность, эстетическое развитие. Умение развиваться и привычка к развитию. Каждая личность имеет свой круг ценностей, определяющий как ее рост и развитие, так и стиль ее жизни. Это - направленность личности. Три основные направленности личности - Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес.Так или иначе складываясь, разные показатели дают Общий уровень развития личности. При этом какой-то показатель уровня развития личности может быть развит в одной области (сфере) и не развит - в другой. Смотри Квадрат главных жизненных сфер
Иерархия социальных норм.
Во-первых, они способствуют социальной интеграции. Во-вторых, служат своеобразными этапами поведения своего рода «инструкциями» для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп. В-третьих, способствуют контролю за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают стабильность общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы – ожидания и нормы – правила. Первые из них лишь очерчивают рамки социально-одобряемого поведения. Их нарушение вызывает неодобрение со стороны общества или социальной группы, но не влечет за собой каких-либо серьезных санкций. Нормы относящиеся ко второй группе, отличаются большей степенью строгости. Они определяют границы допустимого поведения, а также виды деятельности, считающиеся неприемлемыми и потому запрещенными. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций, например, уголовных или административных. По сферам деятельности нормы могут подразделяться на групповые, действующие в масштабах одной или нескольких групп, и всеобщие, функционирующие в масштабе всего общества
Виды агрессии.
Проявления агрессии (агрессивности) разнообразны. Агрессия (агрессивность) бывает:
· Физическая и вербальная
Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
· Прямая или косвенная
Прямая агрессия непосредственно направленная на человека, косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);
· Внешняя агрессия и аутоагрессия
Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;
· Защитная или провоцирующая
Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, "первая атака".
· Здоровая (обоснованная) и необосновання (деструктивная)
Границы агрессии (агрессивности) бывает трудно определить. Для кого-то агрессивностью представляется то, что другие назовут просто энергичностью. Если агрессия имеет основания, выглядит привлекательно и вызывает симпатии, она может получить название здоровой агрессивности.
· Враждебная и инструментальная
Источником "враждебной" агрессии является гнев, и её конечная цель – причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то это "инструментальная" агрессия.
Признаки научности.
Системой основных признаков науки является, во-первых, непосредственная цель науки-описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, т.е. теоретическое отражение действительности; во-вторых, стремление получить новое, истинное знание, в-третьих, научное знание имеет системный характер; в-четвертых, объекты науки невозможно свести к реальных объектов, они имеют идеальный характер; по В-пятых, наука имеет собственный язык и средства познания, поэтому научная деятельность предполагает специальную подготовку субъекта познавательных. Наука прошла сложный и длинный путь развития Первые ее проявления пришли из глубокой древности Это знания в области астрономии, математики, механики, медицины, которые имели практическое применение в древнем египпти, Греции, а также в странах дальневосточной цивилизации Процесс накопления и применения знаний продолжается в течение всей истории Постепенно создаются и организационные и нормативно-ценностные формы наук овойдеятельностиості. Однако длительное время, вплоть до XX в, наука была целостным, развитым, самостоятельным социальным образованием Она развивалась в рамках других социальных институтов-религии, образования И хотя элементы профессионал лизма в научной деятельности появились давно, общество упорно рассматривало науку, главным образом, как любительское занятие, как форма досугалля. Социология науки как самостоятельная отрасль социологии зародилась в начале XX в на Западе и на первом этапе развивалась в рамках социологии знания, где наряду с изучением религии и философии анализировались взаимосвязи знания и социальной системы Становлению социологии науки в значительной степени способствовали такие ученые, как Макс Вебер, Карл Мангейм, Макс Шелер, Томас Кун и другие Становление социологии науки как самостийнои дисциплины связывают с именем американского социолога Роберта Мертонона.
Понятие «социальное», социальная статика и социальная динамика.
Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis — совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей. В научной литературе понятие «социальное» употреблялось в двух смыслах: в широком — как синоним общественного, в отличие от природного; в узком — как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юридической и т.д.
Введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к изучению обществ.явлений. Социальная динамика осн. внимание уделяла изучению процесса изменений социальных явлений, его обусловленности, направленности и последствий. В её рамках изучались факторы, влияющие на эти изменения, закономерности приспособления индивидуума к системе обществ.отношений или общества к новым условиям, разрабатывалась теория прогресса и т. д. Предмет социальной статики — устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как социального целого. В социальной статике рассматривались типология социальных структур, закономерности их взаимодействия, типология социальных институтов и их функционального соответствия