В своем главном назначении социальные институты общества призваны.
а) способствовать реализации важнейших национальных программ и проектов;
б) удовлетворять важнейшие общественные потребности людей.
6. Важнейшим признаком социальной организации выступает:
а) взаимопомощь;
б) деперсонализация;
в) самовозобновляемость;
г) целеориентированность.
7. Приором социального института общества является:
а) Верховный суд ;
б) Международный институт трудовых и социальных отношений;
в) профессиональный союз;
г) районное отделение общества Красного Креста и Полумесяца.
8. Примером социальной организации является:
а) банковская система;
б) Вооруженные силы;
в) ОАО «Барнаульский моторный завод»;
г) студенческое волонтерское движение.
9. Наука относится:
а) к институтам культуры;
б) политическим институтам;
в) правовым инст-м;
г) экономическим институтам.
10. Основные черты идеального типа бюрократии сформулировал:
а) М, Вебер;
б) Т. Веблен;
в) Р. Мертон;
г) Т. Парсонс.
11. Такие негативные следствия бюрократизации, как кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими людьми выделял:
а) М. Вебер;
б) Т. Веблен;
в) Р. Мертон;
г) Т. Парсонс.
12. Позитивный (западный) и негативный (восточный) типы бюрократии выделял:
а) М. Вебер;
б) Т. Веблен;
в) Р. Мертон;
г) Т. Парсонс.
13. Неформальным лидером социальной организации можно стать в результате:
а) вступления в профсоюзную организацию;
б) повышения в должностной иерархии;
в) проявления индивидуальных личностных качеств;
г) успешной сдачи служебной аттестации.
14. Форму организации семьи, состоящей из родителей и их детей, называют:
а) клановой;
б) нуклеарной;
в) расширенной;
г) родственной.
15. Форму брат, основанного на требовании выбора партнера только вне определенной узкой группы, называют:
а) моногамией;
б) полигамией;
в) экзогамией;
г) эндогамией.
16. Форму брака, при котором в супружестве существует более одного партнера, называют:
а) моногамией;
б) полигамией;
в) экзогамией;
г) эндогамией.
17. Форму брака, основанного на требовании выбора партнера только в пределах своей группы, называют:
а) моногамией;
б) полигамией;
в) экзогамией;
г) эндогамией.
18. Тип семьи, в которой нет четко выраженного главы, преобладает ситуативное распределение власти и ролей между супругами, называют:
а) матриархальной семьей;
б) неотрадиционной семьей;
в) патриархальной семьей;
г) эгалитарной семьей.
19. Выделение и начало формирования образования как социального института общества относится:
а) к примитивному обществу;
б) первобытному обществу;
в) доиндустриальному обществу;
г) индустриальному обществу.
20. Обязательным уровнем образования для граждан России является:
а) профессионально-техническое образование;
б) общее среднее образование;
в) базовое образование;
г) последипломное образование.
21. Три смысла употребления термина «социальная организация» выделил:
а) Е. М, Бабосов;
б) М. Зебер;
в) А. И, Пригожий;
г) Н. Смелзер.
22. Совокупность норм, ценностей, мнений, которые отражаются в поступках сотрудников организации на всех ее уровнях и образуют неписанный кодекс поведения, составляет:
а) неформальную власть социальной организации;
б) организационное пространство социальной организации;
в) организационную культуру социальной организации;
г) формальную власть социальной организации.
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 6
1. Социологическое исследование, целью которого выступает приращение научно-теоретического знания, называют:
а) аналитическим;
б) пилотажным;
в) прикладным;
г) фундаментальным.
2. Социологическое исследование, проводимое для проверки методики исследования, используемого инструментария и т. д., называют:
а) аналитическим;
б) пилотажным;
в) прикладным;
г) фундаментальным.
3. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы построенной микромодели обследуемой совокупности, называют:
а) выборочным;
в) сплошным;
б) монографическим;
г) точечным.
4. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы выбранной типичной части обследуемой совокупности, называют:
а) выборочным;
б) монографическим;
в) сплошным;
г) точечным.
5. Степень соответствия используемых в социологическом исследовании показателей тем понятиям, которые они призваны отражать, называется:
а) валидностью;
б) методом;
в) методикой;
г) репрезентативностью.
6. Система операций, предписаний с указанием процедур их применения в социологическом исследовании, называется:
а) валидностью;
б) методом;
в) методикой;
г) репрезентативностью.
7. Социологическое исследование, проводимое в реальной социальной ситуации, называют:
а) аналитическим;
б) оперативным;
в) полевым;
г) сплошным.
8. Источником информации при сборе социологических данных методом пикетирования выступает:
а) внешнее проявление социального явления;
б) документ;
в) организованная социальная ситуация;
г) человек.
9. Выявление характера межличностных взаимодействий в малых социальных группах осуществляется, как правило, с помощью метода:
а) анкетного опроса;
б) интервью;
в) социометрического опроса;
г) экспертного опроса.
10. Важнейшей характеристикой выборки в социологическом исследовании выступает:
а) валидность;
б) гетерогенность;
в) гомогенность;
г) репрезентативность.
11. Вопрос социологической анкеты, на который респондент должен самостоятельно сформулировать содержание своего ответа, называется:
а) закрытым;
б) контактным;
в) открытым;
г) сложным.
12. Источником информации при сборе социологических данных методом наблюдения выступает:
а) внешнее проявление социального явления;
б) документ;
в) организованная социальная ситуация;
г) человек.
13. Одним из недостатков метода наблюдения в социологическом исследовании выступает:
а) активное продуцированию гипотез;
б) локальность изучаемой ситуации;
в) оперативность получения информации;
г) совместимость с другими методами.
14. Источником информации при сборе социологических данных методом контент-анализа выступает:
а) внешнее проявление социального явления;
б) документ;
в) организованная социальная ситуация;
г) человек.
15. Анализ документа, основанный на интуитивном понимании, умственной интерпретации его содержания, называется:
а) количественным анализом;
б) контент-анализом;
в) традиционным анализом;
г) формализованным анализом.
16. Социологическую шкалу, где проявления изучаемых свойств следуют в строгом порядке от наиболее значимой величины к наименее значимой или наоборот, называют:
а) интервальной;
б) метрической;
в) номинальной;
г) ранговой.
17. Источником информации при сборе социологических данных методом социального эксперимента выступает:
а) внешнее проявление социального явления;
б) документ;
в) организованная социальная ситуация;
г) человек.
18. Социологическую шкалу, состоящую из неупорядоченного перечня альтернативных характеристик свойств изучаемого социального явления, называют:
а) интервальной;
б) метрической;
в) номинальной;
г) ранговой.
19. Тип графического изображения данных социологического исследования в форме смежных прямоугольников, построенных на одной оси, называют:
а) гистограммой;
б) диаграммой;
в) кумулятой;
г) полигоном.
20. Начальным этапом прикладного социологического исследования является:
а) обработка и анализ данных;
б) подготовка отчета о результатах;
в) разработка программы исследования;
г) согласование темы исследования.
21. Завершающим этапом прикладного социологического исследования является:
а) обработка и анализ данных;
б) подготовка отчета о результатах;
в) разработка программы исследования;
г) формулировка выводов и рекомендаций.
22. Примером качественного метода социологического исследования является:
а) анкетирование;
б) контент-анализ;
в) стандартизированное интервью;
г) фокус-группа.
Тест 7
1. Если все время существования человечества, как отмечает Э. Гидденс, мысленно представить как одни сутки, то современные общества появились:
а) примерно одну секунду назад; б) примерно 30 секунд назад; в) примерно 3 минуты назад;
2. Если последние 50 тысяч лет человеческого существования, как отмечает А. Тоффлер, разделить на период человеческой жизни, то из полученных примерно 800 таких периодов люди провели в пещерах:
а) 650 периодов; б) 70 периодов; в) 6 периодов;
3. Представление об историческом процессе как прогрессе знаний, интеллектуальной и социальной эволюции принадлежит:
а) Э, Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
4. Представление об историческом прогресс как росте производительных сил и соответствующих изменениях производственных отношений, смене общественно-исторических формаций принадлежит:
а) Э. Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
5. Представление об историческом процессе как переходе от механической солидарности к солидарности органической, основанной на углублении разделения труда и социальной дифференциации, принадлежит:
а) Э. Дюркгейму; 6) О. Конту; в) К. Марксу;г) П. Сорокину.
6. Представление об историческом процессе как о широких интегральных социокультурных факторах, определяющих экономическое и политическое развитие, принадлежит:
а) Э.Дюркгейму; б) 0. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
7. Признание факта усложнения организации человеческого общества, развития его от более простых форм к более сложным присуще:
а) веберовской интерпретации социальных изменений;
б) историческому материализму (марксистской традиции);
в) конфликтологическому направлению в социологии;
г) социально-эволюционному направлению в социологии.
8. Признание того, что основой социальных изменений выступает способ производства, который определяется ростом производительных сил, то есть уровнем экономических достижений общества, присуще:
а) веберовской интерпретации социальных изменений;
б) историческому материализму (марксистской традиции);
в) конфликтологическому направлению в социологии;
г) социально-эволоюциошюму направлению в социологии.
9. Признание того, что никакая однофакторная теория не может объяснить все многообразие социального развития человечества, что помимо экономических не меньшее значение имеют и другие факторы, присуще:
а) веберовской интерпретации социальных изменений;
б) историческому материализму (марксистской традиции);
в) конфликтологическому направлению в социологии;
г) социально-эволоюционному направлению в социологии.
10. Социальные изменения происходят:
а) на макро- и микроуровне;б) только на макроуровне; в) только на микроуровне.
11. В строгом научном смысле понятие «социальное изменение» по отношению к понятию «социальное развитие»:
а) имеет более узкое значение; б) имеет более широкое значение;в) не связано по значению; г) тождественно по значению.
12. Процесс появления новых черт и элементов в социальных структурах и системах социальных взаимоотношений - это:
а) социальное движение; б) социальное изменение;в) социальный контроль; г) социальный процесс.
13. Важнейшим признаком всякого социального развития является:
а) маятниковость; б) направленность;в) необратимость; г) цикличность.
14. Автором теории «стадий экономического роста» является:
а) Р. Арон; б) Д. Белл; в) У. Ростоу;г) А. Турен.
15. К сторонникам, признающим социальные конфликты неотъемлемой чертой любого общества, относится:
а) Р. Дарендорф; б) Р. Мертон; в) Т. Парсонс; г) Н. Смелзер.
16. Социальная революция и социальная эволюция - это:
а) антагонистические стороны социального развития; б) взаимоисключающие стороны социального развития;
в) взаимосвязанные стороны социального развития; г) тождественные стороны социального развития.
17. Глобализация современного мира связана с интернализацией:
а) всех сторон жизни стран и народов;б) культурных отношений стран и народов;
в) политических отношений стран и народов; г) экономических отношений стран и народов.
18. Совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе - это:
а) социальное движение;б) социальное развитие; в) социальный контроль; г) социальный прогресс.
19. Общие цели социального движения и способы га достижения определяются:
а) на стадии формирования движения;
б) на стадии мобилизации движения;
в) на стадии формализации движения;
г) на завершающей стадии движения.
20. Примером социального движения является:
а) Россииийчкий союз молодежи;
б) социальное волонтерство;
в) Всемирная федерация профсоюзов;
г) экономическая система.