Вопрос № 44. Трудовые конфликты: структура, функции и методы их разрешения

Признаки трудового конфликта. Структура и функции трудового конфликта. Типы, виды, показатели трудовых конфликтов. Факторы возникновения конфликтных ситуаций. Трудовой конфликт как социально-психологический процесс: стадии, фазы, механизмы протекания.

Проблема правового разрешения трудовых споров (конфликтов). Роль арбитража в регулировании трудовых и организационных конфликтов. Диагностика и прогнозирование как методы профилактики деструктивных социальных конфликтов. Примирение, деловые переговоры и посредничество как эффективные технологии разрешения трудовых конфликтов.

Трудовой конфликт — это противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых соци­альных столкновений между индивидами и группами работни­ков. Не всякие организационно-трудовые противоречия создают конфликтную ситуацию. Трудовой конфликт возника­ет в случае, если:

а) противоречия отражают взаимоисключающие позиции

субъектов;

б) степень противоречий достаточно высока;

в) противоречия доступны для понимания, т.е. индивиды и группы осознают эти противоречия, или, напротив, они непонятны;

г) противоречия возникают мгновенно, неожиданно или довольно длительное время накапливаются перед тем, как перейти в социальный конфликт.

Реализация трудового конфликта зависит от определенных объективных факторов. Индивиды и группы должны, с одной стороны, испытывать довольно сильную потребность в пре­одолении взаимных сложностей для того, чтобы решиться на конфронтацию, с другой — обладать достаточной способнос­тью для вступления в такую конфронтацию. Итак, потребнос­ти и способности отдельных индивидов или группы людей яв­ляются теми факторами, которые лежат в основе возникновения трудового конфликта. Под способностью здесь понимается следующее: личные качества индивида или группы людей, деньги, связи, авторитет руководителей, наличие сто­ронников и т.д. Отсутствие способности к конфликту — одна из причин того, что трудовой конфликт либо не происходит при, казалось бы, достаточных предпосылках, либо Ничем кон­структивным не завершается.

Причины трудовых конфликтов подразделяются на объективные и субъективные. В основе трудового конфликта могут лежать объективные недостатки, слабости, ошибки в организации труда; именно они сталкивают людей, делают конфронтацию между индивидами и группами неизбежной. Объективные причины конфликтов предполагают две ситуации: определенный принцип организаций либо должен быть отменен вообще в целях разрешения трудового конфликта, либо просто усовершенствован в деталях, способах реализации и т.д.

Причины трудовых конфликтов можно рассматривать и более конкретно, исходя из типов противоречий, лежащих в их основе.

1. Проблемы распределительных отношений. Они обычно оцениваются как наиболее вероятностный фактор конфликт­ных ситуаций на производстве. Индивиды и группы конфликту­ют чаще всего из-за присвоения каких-либо благ и ценностей, например; а) из-за распределения благ (справедливо — не­справедливо); б) из-за перераспределения уже присвоенных, полученных благ; в) из-за самого принципа распределением благ. Конфликт, связанный с перераспределением благ, боле болезнен, чем конфликт, связанный с распределением благ конфликт из-за принципа распределения носит более идейны и конструктивный характер, чем конфликт из-за фактического распределения.

2. Сложности функционального взаимодействия. Одна из самых скрытых причин трудового конфликта. Конфликтующими сторонами оказываются индивиды и группы, включенные в еди­ные функциональные отношения, связанные дифференциацией и кооперацией трудовой деятельности

3. ролевые противоречия. Конфликтные ситуации в организационно-трудовых отношениях часто создаются людьми (индивидами и группами), играющими ту или иную роль, т.е. происходит ролевой конфликт.

4. Сугубо деловые разногласий. В данном случае конфликт не связан с присвоением, а основывается на разности профес­сионального мышления, расхождениях во взглядах на то, как нужно организовать работу, как правильно решать проблемы производства, какими должны быть нормы взаимоотношений и т.д. Это своего рода «идейный» конфликт. Обычно трудовые конфликты из-за деловых разногласий не бывают групповыми, массовыми, но носят острый характер.

5. Раздел вины, ответственности. Если организация пере­живает неуспех, неблагополучие, работает нерентабельно, на грани банкротства и т.д., то это также может вызвать кон­фликтную ситуацию.

6. Лидерство. Наряду с формальным руководством в организационно-трудовых отношениях всегда проявляются процессы ненормального соперничества, инициативы, доминирования.

7. Ненормальные условия труда. Они очень часто являются «раздражителем, приводят к враждебным настроениям среди работников, нетерпимости к любым проблемам;

8. Несовместимость. Под несовместимостью понимают существенные различия в характерах субъектов, которые препятствуют их нормальным отношениям.

9. Половозрастной состав организации

10. Социальные различия. Трудовые конфликты в организациях могут провоцироваться различиями между людьми сословно-классового, расового, этнического, религиозного, политического характера.

По характеру и степени проявления признаков можно раз­личить открытый и закрытый типы трудового конфликта. Основными критериями данной типологизации являются:

— уровень осознания конфликтной ситуации, ее субъектов, причин и перспектив;

— наличие или отсутствие реального конфликтного поведе­ния и активности по урегулированию;

— известность конфликтной ситуации для окружающих и их влияние на нее.

Закрытый конфликт бывает чаще всего неблагоприятным. Он характеризуется большим социальным дискомфортом, де­структивным влиянием на организацию и организационно-трудовые отношения, возможность его разрешения очень мала. В закрытом конфликте не только индивиды, но и группы оказываются объектами взаимной манипуляции, не имеющи­ми возможности повлиять на негативные процессы.

Индивиды и группы, прямо или косвенно относящиеся к конфликту, являются его субъектами. Они могут быть разделе­ны на следующие категории: первичные агенты, присоединившиеся участники, среда. Эти субъекты образуют социальную структуру трудового конфликта.

Субъектами трудового конфликта оказываются либо индивиды, либо группы. Различие между этими ситуациями не только условно, но и иллюзорно, Например, внешне конфлик­туют индивиды, но за ними в действительности «стоят» соответствующие группы со своими противоположными интересами, или, наоборот, внешне конфликтуют группы, но в действительности основу конфликта составляет противоположность интересов каких-то индивидов.

Разрешение трудового конфликта — это процесс или целенаправленная деятельность, снимающая его причины и последствия. Разрешение трудового конфликта может быть организо­ванным или произвольным, стихийным. Не всегда можно установить четкие, границы между разрешением конфликта и мим конфликтом, поскольку он иногда протекает как конструктивное преодоление трудовых проблем.

Разрешение трудового конфликта может быть описано с пр­ошью таких основных категорий, как факторы сложности, Додели, типы, формы, способы и дисфункции поведения. С теоретической точки зрения разрешимость трудового конфликта зависит от степени его сложности. Однако в действительности последняя довольно трудно определяется и прогнозируется. Самые незначительные проблемы оборачиваются острой конфликтной ситуацией, а самые значительные ин так и не перерастают в открытый и длительный конфликт. Можно сформулировать несколько конкретных факторов, обусловливающих сложность трудового конфликта.

1. Масштаб конфликта. Он определяется: а) общим количеством так или иначе участвующих в конфликте, затронутых конфликтом индивидов; б) количеством сторон, позиций в конфликте. Так, в процессе конфликта вопреки ожиданиям могут появиться три, четыре и т.д. конфликтующие стороны, позиции, что усложняет его разрешение. Количество участвующих не является однозначным фактором. Трудовой конфликт между группами может быть так прост, как и между отдельными работниками. Более то междисциплинарном конфликте сильнее проявляются личностные факторы, что усложняет его разрешение. В межгрупповом конфликте участники могут осознавать его масштабность, связанные с ним последствия, риск, ответственность, поэтому особенно стремятся к его разрешению.

2. Длительность конфликтной ситуации. Разрешим конфликта в его начальной стадии может быть более проста, чем в поздней. Это объясняется следующим: а) конфликт не персонифицирован (не получил характера личной вражды); б) еще невелики разрушительные последствия конфликта; в) не сформировалась сложная и запутанная структура участников конфликта. Все это говорит о том, что конфликт необходимо разрешать как можно раньше. В то же время поздняя стадия конфликта может иметь и свои преимущества при его разрешении, поскольку: а) причина конфликта стала для всех понятна; б) все устали от конфликта и хотят его урегулировать; в) мотив игры сменяется мотивом риска

3. Новизна или стандартность конфликта. Если подобный ^трудовой конфликт уже имел место ранее, то его повторение будет происходить в менее острой форме. Участники относят­ся к проблеме конфликта как уже знакомой, обычной, они спокойны, знают решения этой проблемы.

4. Объективные или субъективные причины конфликта. Технология разрешения конфликтов по объективным причинам более сложна, так как здесь требуются организационно-трудовые изменения. В то же время, осознавая объективный, надличностный характер проблемы, участники могут относиться к самому конфликту более спокойно, конструктивно.

5. Субъективные характеристики конфликтующих сторон. Если участники конфликта обладают опытом, культурой, образованы, они способны лучше и быстрее увидеть решение проблемы, найти способы наилучшего поведения в конфликте. Однако острые конфликты возможны не только на уровне рабочих, но и специалистов, администраторов, не только в производственных трудовых группах, но и в коллективах с интеллектуальным трудом. Высокий уровень культуры иногда, наоборот, способствует конфликтам (это происходит в силу более принципиального отношения людей к делу).

Можно выделить следующие конкретные методы разреше­ния трудового конфликта.

1. Если конфликтующие стороны не видят способа согласо­вания, то они взаимно отказываются от собственных притязаний в целях сохранения социального мира в организации или между организациями.

2. Одна из конфликтующих сторон отказывается от своих при­тязаний, осознав их как менее существенные, справедливые, а свои возможности «выиграть» конфликт — как более слабые.

3. Конфликтующие стороны находят вариант компромисса, жертвуя частью своих притязаний, чтобы создать таким обра­зом возможность их согласования (притязания в полной мере не могут быть согласованы);

4. Обе стороны могут реализовать свои притязания; это воз­можно в случае, если находятся «новые ресурсы», если пробле­ма конфликта «сталкивается» на какую-то третью сторону, решается за счет этой третьей стороны.

Существуют такие типы разрешения конфликта, как: автономный, когда конфликтующие в процессе социально-трудовых отношений стороны способны снять проблемы самостоятельно, в границах собственных задач и функции; общеорганизационный, когда трудовой конфликт может быть разрешен только результате организационных изменений; самостоятельный, когда конфликтующие стороны сами решают проблему, опи­раясь на собственные возможности, желания и способности; публичный, когда в разрешении конфликта участвуют окру­жающие, они сочувствуют, советуют, одобряют или осуждают; и административный, когда урегулирование происходит толь­ко в результате вмешательства и соответствующих решений администрации.

Различают следующие формы разрешения трудового конфликта.

1. Реорганизация, изменение организационно-трудового порядка, вызвавшего конфликт, а не борьба и уговоры в отношении конфликтующих сторон.

2. Информирование, т.е. социально-психологическая регуляция, направленная на перестройку образа ситуации в сознании конфликтующих сторон, достижение правильного взгляда на конфликт, пропаганда мира и выгоды от его заключения (в данном конкретном случае).

3. Трансформация, т.е. перевод конфликта из состояние бесполезной вражды в состояние переговоров.

4. Отвлечение — это перенос внимания конфликтующие сторон на другие проблемы или позитивные стороны их отно­шений; ориентация внимания конфликтующих сторон на что-либо общее, что способствует сплочению.

5. Дистанцирование — исключение конфликтующих сторон из общих организационно-трудовых отношений путем, например, перевода на другие рабочие места, в другие подразделения, произведение кадровых замен.

6. Игнорирование — умышленное невнимание к конфликту с тем, чтобы он разрешился сам по себе или чтобы акцентирование внимания на конфликте не способствовало его обострению.

7. Подавление, когда ситуация, при которой причины конфликта не снимаются, но всякое конфликтное поведение запрещается под угрозой административных санкций для одной или обеих сторон

8. Конформное предпочтение — это решение в пользу боль­шинства, удовлетворение интересов более сильной в социаль­ном отношении стороны.

Наши рекомендации