Вопрос № 41. Социологические опросы, их виды и специфика
Этапы и процедуры опроса. Проблемы достоверности информации. Виды опроса, их качественные характеристики и специфика использования. Устный опрос (интервьюирование), письменный опрос (анкетирование), их классификация.
Особенности интервью как метода сбора социальной информации.
Телефонный опрос как разновидность анкетирования, его преимущества и недостатки. Почтовый и прессовый опросы как разновидность анкетирования, их преимущества и недостатки.
Для оптимизации опроса с точки зрения достоверности следует выделить его основные фазы: адаптацию, достижение поставленной и снятие напряжения. Любой вопрос начинается с фазы адаптации, в процессе которой реализуются две важные цели: создание у респондента мотивации ответить на вопросы и подготовка его к исследованию. Фаза адаптации состоит из обращения и нескольких первых вопросов. Обращение — это завязка, начало опроса. Начать опрос — это подлинное искусство, и от того, как это сделает исследователь, во многом зависит достоверность всей информации.
Для того чтобы респондент смог дать нужную информацию, необходимо подготовить его к этому: объяснить содержание вопросника, т. е. о чем его будут спрашивать, цель опроса, а в случае анкеты — и правила заполнения вопросника и постепенно, задавая вопросы, подвести его к теме исследования. Нельзя сразу же задавать основные, проблемные вопросы. Респондент еще не готов к ответу на них, его сознание еще не ориентировано на тему опроса, ему необходима предварительная психологическая разминка, несколько легких вопросов, которые ввели бы его в ситуацию опроса и приблизили бы не основной проблематике. Содержание этой фазы – разведка, разминка, зондаж. Ее разработка очень ответственна и, помимо специальных знаний в области психологии общения, требует от исследователя предварительного (в ходе пилотажного исследования) знакомства с аудиторией, к которой адресуется вопросник интервью или анкета.
Опыт опроса представителей различных социальных групп показывает, что если респондент выслушал или прочитал обращение и ответил на первые два-три вопроса, то в большинстве случаев он ответит и на все остальные. Поэтому иногда первыми социолог ставит вопросы, ответы на которые не дают связанной с темой исследования содержательной информации, но зато позволяют вовлечь человека в разговор.
Создание у опрашиваемого желания ответить на вопросы — одна из основных задач, стоящих перед исследователем, и игнорирование ее сводит на нет огромную работу по организации, проведению, социологического исследования. Немаловажным фактором, влияющим на желание респондента предоставить истинную информацию, является опасение, что его ответы будут использованы во вред ему. Применение анонимного опроса уменьшает влияние этого фактора и повышает достоверность социологических данных.
В интервью анонимность не может быть полностью сохранена. Интервьюер по меньшей мере видит лицо респондента, знает или может узнать его имя и адрес. Интервьюеру необходимо подчеркнуть, что ответы респондента будут опубликованы только в обобщенном виде, однако достоверность в этом случае связана в первую очередь с личностью интервьюера, с тем, как он сумеет расположить к себе респондента, внушить ему доверие и убедить в анонимности ответов.
Дальнейшее повышение заинтересованности респондента и укрепление контакта с исследователем осуществляется в процесс» ответов на первые вопросы. Для этого используются так называемые контактные вопросы, ответы на которые достаточно легки, затрагивают те же потребности, что и в обращении. По возможности они должны быть близки к теме опроса и постепенно вводить респондента в изучаемую проблематику.
Основное содержание следующей фазы опроса — достижение поставленной цели, т. е. сбор основной информации, необходимой для решения поставленных задач.
В процессе ответа на эту часть вопросника, особенно если она велика, интерес к исследованию может постоянно уменьшаться. Для его повышения используются функционально-психологические вопросы, которыми прерывают слишком обширную тему. Содержание их должно быть интересно для опрашиваемых. Мужчин, например, можно спросить о футболе или хоккее, женщин — о домашнем хозяйстве. Эти вопросы не должны обязательно нести содержательную информацию. Их основная цель — снять усталость и повысить мотивации отвечающих.
Завершение опроса. Закончить опрос иногда бывает- труднее, чем его начать. Опрашиваемый еще не выговорился, в нем чувствуется какое-то напряжение. Поэтому в конце вопросника помещаются функционально-психологические, легкие вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств.
Качество, социологических данных, которые будут получены в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применявшейся методики опроса. При этом ошибки, допущенные при проектировании методики опроса или на этапе его проведения, как правило, не поддаются исправлению на последующих этапах исследования, т.е. данные, собранные ненадежным инструментарием, не станут более доброкачественными от применения изощренных методов математического анализа, а их интерпретация практически лишена смысла. Опросник, как инструмент, предназначенный для сбора первичных социологических данных, считается надежней в том случае, если он:
а) обоснован относительно целей его использования, т. е. обеспечивает получение искомой информации;
б) дает достоверную, т. е. адекватно отражающую изучаемые аспекты социальной реальности, информацию
в) дает устойчивые данные, т. е. данные, воспроизводимые при повторении исследования в аналогичныхусловиях.
Достоверность информации — это свойство метода давать информацию, адекватно отражающую изучаемую реальность по измеряемым характеристикам. Перед любым социологом, проводящим опрос, стоит задача такой организации условий сбора информации, что- бы полученные данные обладали достаточно высокой достоверностью.
По характеру взаимодействия можно выделить два основных вида опроса: анкетирование и интервью, каждый из которых встречается в многочисленных разновидностях. По месту проведения различают опрос по месту жительства и по месту работы.
Место проведения опроса во многом определяет психологическую ситуацию получения информации, а значит, и ее надежность. Выбор места опроса зависит от целей и предмета исследования. Опрос по месту работы, т. е. в служебном помещении, является наиболее подходящим, если изучаются производственные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.
К этому виду опроса примыкают опросы временных целевых аудиторий, например, когда мнение зрителей, собравшихся в кинотеатре, о кинообслуживании, иди посетителей бытовых учреждений интервьюируют по поводу организации и качества бытового обслуживания или отдельных предприятий этой системы. Здесь используется та же предпосылка — совпадение предмета опроса с ситуацией актуализированного интереса респондента «к кругу изучаемых проблем.
Опрос по месту жительства бывает незаменимым, когда изучаются мнения не только работающего, но и неработающего населения или когда предмет опроса требует ослабить влияние официального служебного положения, связанного с производственными или учебными отношениями. Этот вид опроса будет необходимым, например, «ели исследуется организация идеологической воспитательной работы в городе или районе по месту жительства, организация здравоохранения, культурного и бытового обслуживания в районе. Такие исследования получают широкое распространение в работе райкомов и горкомов партии и местных советов.
Как показывает опыт исследований, в привычной домашней обстановке человек более свободно располагает своим временем, охотнее отвечает на «острые» вопросы, требующие выдачи критической информации об отрицательных фактах и явлениях, вся беседа приобретает менее официальный характер, чем в служебном помещении.
Однако опрос по месту жительства имеет свои сложности. В частности, усложняется поиск респондентов: перемена адресов, отсутствие в момент прихода интервьюера или анкетера, что требует неоднократных посещений, а иногда и замены респондента. По месту жительства бывает трудно, а иногда и невозможно устранить влияние третьих лиц, а присутствие членов семьи во время беседы с респондентом иногда оказывается весьма сковывающим фактором. Кроме того, именно наличие свободного времени и более свободная ситуация опроса располагают респондента к отвлечению от темы интервью, к пространным комментариям своих, ответов, к рассказам сопутствующих примеров из собственного жизненного опыта и т. д. Таким образом, требования к профессиональным качествам интервьюера резко повышаются.
По способу общения между исследователем и опрашиваемым анкетирование подразделяется на прессовое, почтовое и раздаточное, а интервью — на личное и телефонное.
Прессовая анкета публикуется на страницах газет или журнала с призывом к читателю дать письменный ответ и переслать его по почте в адрес редакции.
При использовании почтовой анкеты соответствующее число вопросников рассылается определенной группе лиц с просьбой дать ответы и возвратить по почте вопросник по указанному адресу.
И прессовая, и почтовая анкеты, как правило, дают низкий процент возврата, что требует дополнительных усилий по обеспечению репрезентативности собранных данных. Применение раздаточной анкеты состоит в раздаче исследователем вопросников группе людей, сосредоточенных в одном месте, с просьбой безотлагательно заполнить и непосредственно возвратить заполненные вопросники. Анкеты раздаются на рабочих местах или по месту жительства, условия и время возврата специально оговариваются.
В современных исследованиях особенно широкое распространение получило групповое (или аудиторное) анкетирование которое проводится чаще всего по месту работы (учебы).^Эта разновидность I опроса имеет некоторые организационные преимущества. Она оперативна и проста, позволяет с помощью небольшого числа анкетеров в короткий срок опросить значительное количество людей.
Обычно один анкетер работает с группой из 10—12 человек. I При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетер, собирая розданные вопросники, может проконтролировать качество их заполнения и вместе с отвечающими исправить допущенные ошибки.
Телефонное интервью может использоваться для опроса населения по широкому кругу вопросов, в частности с целью изучения эффективности радио, телевидения, прессы. Оно позволяет получить, сиюминутную информацию от соответствующей аудитории, например, с помощью вопросов типа: «Включен ли сейчас Ваш телевизор?», «На какую программу?», «Кто из членов семьи смотрит передачу?» и т. п.
Телефонное интервью может длиться от нескольких минут до нескольких десятков минут. Серьезный недостаток — возможность опроса лишь тех яиц, которые имеют телефон. Естественно, что тут обеспечение репрезентативности исследования ограничивается степенью телефонизации населенного пункта. Также очевидно и достоинство телефонного интервью: возможность получить чрезвычайно быстро приблизительное и достаточно широкое знание о состоянии общественного мнения населения региона.
Анкетирование,как иинтервью, имеет свои особенности, одну из которых являются достоинствами, а другие – недостатками. Оно не является универсальным видом опроса. В некоторых случаях с помощью анкеты собирается основная информация, в других ситуациях она выступает дополнительным методом. Анкета в принципе считается наиболее оперативным видом опроса. Если в распоряжении имеется общность, собранная в одном фиесте в течение 2—3 дней (конференция, съезд), можно быстро собрать нужную информацию. Срок возвращения ответов на прессовую анкету можно определить в две недели и потом немедленно начать обработку ответов. Темпы сбора материалов уменьшаются если вопросники рассылаются по почте, причем надо несколько раз повторять призывы возвратить заполненные вопросники. Теоретически анкету можно заменить интервью при условии, если, имеется большое количество квалифицированных интервьюеров. Однако для исследования совокупности из тысячи человек в два дня по месту жительства требуется не менее двухсот интервьюеров. Только применяя почтовую, прессовую или раздаточную анкету, один исследователь с минимальными экономическими и организационными затратами может собрать первичные данные в сравнительно короткие сроки.
Анкета по сравнению с интервью — более дешевый вид опросаесли в калькуляцию включить только процесс сбора данных, считая единичную стоимость опроса каждого респондента. Содержательные и технические действия (печать, техническая обработка результатов) такие же, как при составлении вопросника интервью. С точки зрения достоверности трудно отдать предпочтение какому-либо виду опроса. В основном предполагается, что анкета, обеспечивающая полную анонимность, позволяет лучше исследовать темы, имеющие большую личную значимость: моральные проблемы, мнение о руководителях и т.п.
С другой стороны, в случае тех или иных упущений при разработке вопросника, например при трудностях вспоминания отдаленных событий, интервьюер, проведя «разведку», получит более достоверную информацию.
Анкета — это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент рассылки или раздачи вопросника, по этим же причинам анкета с ошибками мотивации не удовлетворяет требованию объективности. Респонденты, обладающие одинаковыми личностными Характеристиками, интересующими исследователя, могут быть на основании своих ответов на один и тот же вопрос отнесены в разные группы.
Ошибки структурированности также уменьшают обоснованность анкеты. Применение открытых вопросов при опросе малоподготовленных респондентов нарушает требование релевантности, поскольку в этом случае характер и содержание ответов респондентов в существенной степени зависят, кроме тех факторов, которые запланировано выявить, от речевых умений респондентов.
Двусмысленность закрытий, их логическое несоответствие «ключевому» вопросу приводят, как и в случае ошибок интерпретации, к нарушению требований объективности и различающей способности. Аналогичным уменьшением обоснованности анкеты является и неполнота набора альтернатив по закрытому вопросу, поскольку в этом случае респондент, не имея возможности выбрать наиболее подходящий ответ, вынужден выбрать другой; тем самым не соблюдается требование релевантности и объективности.
Интервью.При использовании метода интервью контакт между исследователем и респондентом опосредующие, кроме анекты, еще одним звеном — интервьюером, который задает вопросы предусмотренные исследователем, организует и направляет всю ситуацию беседы с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Введение этого дополнительного звена в ситуацию опроса добавляет методу целый ряд особенностей которые в зависимости от конкретных условий могут стать как достоинствами, так и недостатками.
В частности, возникают дополнительные затраты времени и средств связанные с подбором и обучением интервьюеров, а также с контролем качества их работы.
Однако эти дополнительные затраты компенсируются качеством получаемой информации. Хорошо подготовленный интервьюер исключает возможные случаи неадекватной замены респондентов, а при некоторых формах анкетирования (почтовые и раздаточные анкеты) такие замены не всегда поддаются контролю.
Речь идет о том, что респонденты, не располагающие временем для заполнения анкет, считающие себя некомпетентными в предмете опроса или просто не желающие отвечать на вопросы, передают анкету для заполнения другим людям, в результате чего происходит искажение выборочной совокупности и, следовательно, полученных данных. Интервьюер может четко и однозначно устранить влияние третьих лиц на ответы респондентов, что особенно важно при исследовании мнений.. Посредничество интервьюера, между анкетой и респондентом позволяет максимально приспособить вопросы анкеты к возможностям отвечающего. Это значит что в случае непонимания респондентами отдельных слов или смысла вопросов, техники заполнения анкеты, трудностей припоминания событий и т. д. интервьюер может тактично прийти на помощь, задать дополнительные вопросы, пояснить непонятные слова или формулировки, т. е. получить более точную и достоверную информацию.
По степени формализации поведения интервьюера и респондента различают несколько видов интервью от формализованного до свободного, т. е. минимально стандартизированного интервью, которое сближается с анкетированием в присутствии анкетера. Каждый из этих видов применяется для решения определенного класса исследовательских задач.
Свободное (или клиническое) интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки — все зависит от индивидуальных особенностей опрашиваемого и интервьюера, от конкретной ситуации интервью. Этот вид интервью применяется в том случае, когда исследователю важно получить наиболее полную информацию от опрашиваемого по поводу его представлений о предмете опроса, когда влияние мнений и исходных представлений исследователя должно быть сведено к минимуму. Свободное интервью незаменимо на подготовительной стадии исследования, когда исследователь уточняет содержание проблемы и предмета исследования, ее конкретные связи с изучаемой реальностью. На этом этапе исследовательская работа имеет поисковый характер, социолог собирает информацию, которая станет основой его исследовательской программы. При этом он, как правило, прибегает к опросу экспертов. Свободное интервью является наиболее подходящим способом общения с этой группой респондентов для конкретизации и уточнения целей и задач будущего исследования.
В отличие от результатов массовых опросов информация, получаемая в данном случае, не нуждается в унификации для статистической обработки. Она ценна именно своей подробностью, уникальностью полученных ответов, широтой ассоциаций, полнотой описания взаимосвязей в структуре предмета исследования. Особую ценность представляет анализ специфики изучаемой проблемы в связи с конкретными условиями, о которых эксперт информирован наиболее глубоко в связи со своей повседневной профессиональной деятельностью. Ответы респондентов, полученные в свободном интервью, записываются с максимальной подробностью и точностью (уместны стенография и магнитофонные записи). Статистические методы анализа малопригодны для обобщения полученных ответов, здесь больше подойдут традиционные методы содержательного анализа текстов или методика контент-анализа.
Свободное интервью может быть использовано и перед началом составления анкеты в поисковом исследовании. Прежде чем формулировать вопросы анкеты, полезно провести зондаж структуры представлений респондентов об изучаемой проблеме на уровне обыденного сознания различных групп населения, включенных в выборку. Такие опросы обычно проводятся среди небольшого числа респондентов и дают богатый материал социологу, составляющему анкету, о языке опрашиваемых, об особенностях их отношения к предмету опроса и т. п., об актуальности для них отдельных аспектов проблемы.
В свободном интервью положение интервьюера и респондента не ограничивается подробно разработанной инструкцией. Функции интервьюера сближаются с исследовательскими, часто именно исследователь и выступает в роли интервьюера. Понятно, что от искусства интервьюера в весьма значительной степени зависит содержательная и целевая пригодность полученной информации.
Интервьюер, выступая инициатором беседы, организующим и направляющим ее началом, в то же время должен обеспечить наибольшую свободу для выявления мнений опрашиваемого, создать у него уверенность в ценности и значимости ожидаемых ответов.
Глубинное интервью предполагает обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов, определяющих структуру, содержание этой темы, в том виде, как она представляется исследователям на момент опроса. Последовательность вопросов и их формулировка не закрепляются в единообразной форме. С каждым новым респондентом эти характеристики могут меняться, включая и новые вопросы, аспекты проблемы, связанные с ходом* рассуждений опрашиваемого. Цели и ситуации применения этого вида интервью совпадают с называвшимися при описании свободного интервью. Глубинное интервью может быть проведено на поисковом, подготовительном этапе исследования.
При анализе результатов опроса содержание ответов структурируется в первую очередь в связи с перечнем обсуждавшихся вопросов. Кроме того, выявляются дополнительные аспекты изучаемой проблемы.
Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респонденты в этом виде интервью заранее знакомятся с предметом обсуждения: читают книгу или статью, смотрят фильм, участвуют в политзанятии по конкретной теме, которой посвящено интервью, и т. д. Фокусированное интервью требует от исследователя предварительной подготовки. Он должен заранее «планировать ситуацию, в которой будут участвовать респонденты и которой будет посвящено интервью. Круг вопросов, включенных в план интервью, является обязательным для интервьюера. Он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому должен получить информацию. Таким образом, степень стандартизации здесь повышается по сравнению с двумя предшествующими формами интервью. Интервьюер в данном случае обладает большой свободой для учета индивидуальных возможностей опрашиваемого, но перечень данных, которые он должен получить, является стандартным при свободной форме, в которой респондент сообщает свои ответы.
Этот вид интервью дает возможность при обработке результатов использовать формы статистического анализа, поскольку ответы, «сфокусированные» вокруг одних и тех же вопросов, поддаются унификации и могут классифицироваться в связи с задачами исследователя (например, по характеру оценок, по степени дробности, по содержанию высказанных суждений).
Фокусированное интервью можно применять при изучении мнений первичных коллективов, при опросе экспертов. Такое интервью может быть групповым, и тогда оно напоминает применяемую журналистами форму обсуждения проблем «за круглым столом» с тем отличием, что ведущий — интервьюер — должен целеустремленно обеспечить выступление всех участников по всем предусмотренным вопросам.
Интервью с открытыми вопросами представляет собой следующую ступень стандартизации поведения интервьюера и респондента. Исследователь разрабатывает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировки. Если в свободном, глубинном интервью интервьюер является своего, рода «доверенным лицом» исследователя, т. е. может интерпретировать цель и задачи опроса в различных формулировках вопросов, варьируя их число и последовательность по собственному усмотрению с учетом ситуации беседы, то в данной форме опроса интервьюер является исполнителем детально разработанного замысла социолога. Интервьюер направляет ход и содержание беседы с респондентом, но при этом задачей является не формулирование вопросов, а только их воспроизведение без каких-либо отклонений. Респондент дает ответы в свободной форме, а задачей интервьюера является их четкая фиксация. Способ регистрации ответов также предусмотрен инструкцией, Обычно это дословная запись ответа (в том числе стенографическая или магнитофонная). Иногда интервьюер кодирует полученные ответы непосредственно в ситуации опроса. В этом случае в плане интервью после каждого вопроса приводится схема классификации ответов, в которой интервьюер отмечает нужные позиции. Например, после вопроса: «Какие газеты Вы получаете домой по подписке?» — в анкете дается перечень газет, интересующих исследователя, и предусмотрена позиция «другие газеты».
Интервью с открытыми вопросами редко применяется для массовых опросов в связи со сложностью обработки получаемых данных. Однако этот вид интервью широко используется в пилотажных исследованиях для подготовки вариантов ответов в закрытых вопросах. Цель пилотажного интервью с открытыми вопросами — обеспечить связь лексики разрабатываемой стандартной анкеты с уровнем повседневных обыденных представлений опрашиваемых о предмете опроса.
Формализованное (стандартизированное) интервью — самая распространенная разновидность интервью, приближающаяся к анкетированию в присутствии анкетера. Поведение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией по его заполнению, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В плане стандартизированного интервью обычно преобладают закрытые вопросы, причем иногда число этих вариантов бывает довольно большим и на слух плохо воспринимается. В таких ситуациях варианты ответов печатаются на отдельных карточках с обозначением номера допроса, к которому они относятся. Формулировка вопроса должна быть рассчитана не на чтение, а на ситуацию беседы, т. е. план интервью разрабатывается не в «письменном», а в устном, разговорном стиле. Например: «На этой карточке перечислены разные виды возможных занятий в свободное время. Скажите, пожалуйста, какими из них Вы обычно занимаетесь на досуге?» К этому вопросу должно быть примечание для интервьюера: «Дать респонденту карточку №...»
Вводная беседа с респондентом, переходы от одного вопроса (или блока вопросов) к другому также разрабатываются автором анкеты и точно воспроизводятся интервьюером в ситуации опроса. Если в ходе беседы возникает необходимость объяснить респонденту неясное слово или смысл вопроса, интервьюер должен сделать это, не допуская произвольного толкования, отклонения от смысла начальной формулировки.
Таким образом, в ситуации формализованного интервью интервьюеру отводится по преимуществу исполнительская роль, а респондент, внимательно выслушав вопрос интервьюера, обычно должен выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из заранее предложенного набора. Однако и в этой форме опроса роль интервьюера, его влияние на качество данных остаются весьма значительными. Правда, это влияние связано не с глубиной информированности интервьюера о предмете исследования (как это возможно в свободном и глубинном интервью), а в первую очередь с его добросовестностью и пунктуальностью.
Таким образом, влияние интервьюера на качество результатов опроса в большей или меньшей степени проявляется в любой разновидности интервью. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Организатор опроса должен так подобрать и подготовить интервьюеров, чтобы свести к минимуму возможные просчеты, связанные с их участием в опросе.
Различия во взглядах на предмет опроса, несовпадение вкусов, языка, манер, возраста, пола, образовательного уровня интервьюера и респондента могут служить источниками ошибок, снижающими достоверность результатов опроса если интервьюер не обучен профессиональным приемам преодоления этих отрицательных влияний. В связи с этим следует учитывать ряд требований при подборе и обучении интервьюеров.