Социологическая классификация культуры

Неоднозначность трактовки понятия «культура» обусловли­вает разнообразие подходов при ее социологическом изучении.

Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, куль­турных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

В настоящее время в отечественной и европейской социо­логической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музы­ки, театра, т.е. социология различных видов искусства, пробле­мы межкулътурного понимания, диалога и конфликта различ­ных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зре­ния. Культурное содержание можно выделить в любой целена­правленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социоло­гия культуры имеет свою относительно самостоятельную пред­метную область, которая локализуется в духовной сфере.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного ком­понента, что позволяет объединить элементы культуры в сис­тему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей. При социо­логических исследованиях культуры необходимо решить сле­дующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) уста­новить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движении.

В социологии существуют несколько традиционных плоско­стей деления и эмпирического анализа культурных явлений.

1. По субъекту — носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демогра­фические, территориальные и пр.) или отдельная личность. От­ношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером тому могут служить сего­дняшние многочисленные конфликты национальных культур, противоречия между общественной и индивидуальной культурами.

2. По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии.

Жестко установленных, четко фиксированных границ между общей и профессиональной культурами нет. Актуальная куль­тура всегда вариативна, но ее модель задается программой об­щего среднего образования (общеобразовательные средние школы). Профессиональную культуру, в свою очередь, нельзя отождествлять только с уровнем квалификации. Она требует осознания мировоззренческих основ профессии, включает в се­бя профессиональную этику и эстетику.

3. По происхождению (генезису) выделяют народную культу­ру, возникающую в определенной мере стихийно и не имею­щую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профес­сионалами; в ней всегда можно четко установить авторство.

4. По видам культуры принято выделять материальную куль­туру (например, культуру производства материальных благ, культуру быта и пр.) и духовную культуру (достижения в облас­ти науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культуры и т.д.).

Деление на материальную и духовную культуру, несомнен­но, в высшей степени условно, тем более что существует целый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физическая и др.

5. По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской.

Нормативный уровень анализа культуры характеризует деятельность человека с точки зрения ее нормированности и обновления этой нормированности в историческом развитии. С ним связаны такие качества культуры, как ее самобытность, устойчивость и изменчивость.

Важнейшим элементом выступает культурная норма, которая является определенным стандартом поведенческой и духовной активности, в соответствии с которым действуют представители конкретной культуры. Этот стандарт закрепляет важнейшие принципы и параметры деятельности, свойственные той или иной культуре, органически включаясь в любой вид человеческой деятельности. Вместе с тем культурная норма допускает широкую меру вариативности поведения, некоторый диапазон ожидаемых действии. Будучи гибкими, нормы в целом поддерживают устойчивость социальных институтов, регулируют массовые и групповые взаимодействия людей.

Культурно-нормативный характер приобретают и явления духовной сферы: жизненные идеалы, духовные ценности, правила, определяющие ту или иную разновидность творческой активности в культуре. В целом, культурные нормы трансформируются постоянно, но скорость их обновления в разных областях практики различна: постепенно, через незаметный отход от традиционных регламентаций или стремительно – через инновационно-внедренческую деятельность, критику существующих привычек. На смену прежним нормам приходят инновации, многие из которых в течении жизни могут стать нормой.

Наши рекомендации