Социологическая классификация культуры
Неоднозначность трактовки понятия «культура» обусловливает разнообразие подходов при ее социологическом изучении.
Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.
В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музыки, театра, т.е. социология различных видов искусства, проблемы межкулътурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.
В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере.
При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей. При социологических исследованиях культуры необходимо решить следующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) установить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движении.
В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений.
1. По субъекту — носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность. Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером тому могут служить сегодняшние многочисленные конфликты национальных культур, противоречия между общественной и индивидуальной культурами.
2. По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии.
Жестко установленных, четко фиксированных границ между общей и профессиональной культурами нет. Актуальная культура всегда вариативна, но ее модель задается программой общего среднего образования (общеобразовательные средние школы). Профессиональную культуру, в свою очередь, нельзя отождествлять только с уровнем квалификации. Она требует осознания мировоззренческих основ профессии, включает в себя профессиональную этику и эстетику.
3. По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами; в ней всегда можно четко установить авторство.
4. По видам культуры принято выделять материальную культуру (например, культуру производства материальных благ, культуру быта и пр.) и духовную культуру (достижения в области науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культуры и т.д.).
Деление на материальную и духовную культуру, несомненно, в высшей степени условно, тем более что существует целый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физическая и др.
5. По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской.
Нормативный уровень анализа культуры характеризует деятельность человека с точки зрения ее нормированности и обновления этой нормированности в историческом развитии. С ним связаны такие качества культуры, как ее самобытность, устойчивость и изменчивость.
Важнейшим элементом выступает культурная норма, которая является определенным стандартом поведенческой и духовной активности, в соответствии с которым действуют представители конкретной культуры. Этот стандарт закрепляет важнейшие принципы и параметры деятельности, свойственные той или иной культуре, органически включаясь в любой вид человеческой деятельности. Вместе с тем культурная норма допускает широкую меру вариативности поведения, некоторый диапазон ожидаемых действии. Будучи гибкими, нормы в целом поддерживают устойчивость социальных институтов, регулируют массовые и групповые взаимодействия людей.
Культурно-нормативный характер приобретают и явления духовной сферы: жизненные идеалы, духовные ценности, правила, определяющие ту или иную разновидность творческой активности в культуре. В целом, культурные нормы трансформируются постоянно, но скорость их обновления в разных областях практики различна: постепенно, через незаметный отход от традиционных регламентаций или стремительно – через инновационно-внедренческую деятельность, критику существующих привычек. На смену прежним нормам приходят инновации, многие из которых в течении жизни могут стать нормой.