Деятельность Е.В. де Роберти.
Де Роберти определяет социологию как науку о человеческом духе, которая охватывает философию, этику, политику и др., но тем не менее главная цель – описание законов психологического взаимодействия. Исходя из такого понимания социологии, он утверждает, что познание общества проходит 2 стадии:
1. описательная социология
2. абстрактная социология.
В нач. XX в. он использует понятие надорганического, которое является центральным в его учении в этот период и рассматривается в 2-х планах:
1. под надорганическим понимается одна из форм мировой энергии, которая является наивысшей, т.к. она социальна.
2. под надорганическим понимается психологическое взаимодействие, которое не тождественно психологическому явлению, обладающее биологическим признаком.
Надорганическое проходит в своем развитии 2 стадии:
1. стадия психофизических отношений;
2. стадия психологического взаимодействия.
Де Роберти полагал, что практически все социальные явления можно расположить последовательно и логически в определенный эволюционный ряд. Этот ряд состоит из след. категорий:
ü психологическое взаимодействие:
ü социальные группы;
ü личность;
ü наука;
ü философия;
ü искусство;
ü практическая деятельность.
Последние 4 категории он рассматривал как 4 фактора развития цивилизации. Эти факторы он выделил, т.к. человек становится разумным существом с помощью них.
Н.М. Ковалевскийопределяет предмет социологии как науку об организации и эволюции общества. Социология – это наука, представляющая собой синтез выводов и данных, полученных другими конкретными науками, дающими социологии лишь материал для ее собственных обобщений. В своей классификации наук Ковалевский помещает социологию после биологии.
Генетическая социология Ковалевского представляет собой направление исследований, изучающее социальные изменения. Основную задачу видел в том, чтобы изучать различные социальные явления с точки зрения их происхождения. Анализ происхождения представляет сущность генетического метода. Ковалевский в своей генетической социологии анализировал происхождение семьи, частной собственности и государства.
Идея социального прогресса является обязательным компонентом социологии, которая не может существовать без этой идеи. Прогресс является основным законом общественной жизни. Содержанием прогресса является расширение сферы солидарности в психологическом плане и в смысле объединения людей в различные союзы. Прогресс Ковалевский считал явлением закономерным, поскольку все социальные явления управляются законами и не являются результатом свободных действий людей. Прогресс можно представит в виде смены различных состояний общественной жизни. Последовательность этих состояний можно такова: родовой быт, феодальный, капиталистический быт гражданского равенства. Однако, капитализм не является последней стадией истории. Главное в прогрессе – расширение «замеренной сферы».
Н.И. Кареевизвестен как критик субъективной социологии и субъективного метода. Кареев считал, что основой социологии должна быть психология. Выделил 2 разновидности наук:
1. феноменологические – науки о явлениях.
2. номологические науки о законах.
Одной из основных проблем теории Кареева была проблема соотношения личности и исторического процесса. Кареев утверждал, что человечество можно расположить на абстрактной исторической лестнице. На верхней ступени находятся люди, которые самостоятельно задумывают некие дела и их реализуют без участия др. сил. На нижней ступени располагаются люди, которые являются орудием чужой воли, т.к. они не имеют самостоятельности. Кареев делает вывод, что историю делают те люди, которые обладают наиболее ярко выраженным личностным началом, которые деятельны, являются инициаторами различных событий, а не просто подражают другим.
Прогресс включает в себя следующие категории:
· прогресс умственный;
· прогресс нравственный;
· политический (развитие свободы);
· юридический (развитие равенства);
· экономический.
До начала XX века социология образования в России практически не получила развития. Это было связано с отсутствием институциональной основы у русской социологии. Этот период характеризуется периодическим чтениемлекций, использованием материалов социологии при чтении лекции по другим дисциплинам.
В 1901г в Париже открывается Высшая русская школа общественных наук, основателями которой были русские позитивисты (Ковалевский). Деятельность этой школы носила просветительский характер, поскольку не имела статуса ВУЗа и не выпускала специалистов по общественным наукам. Основными принципами этой школы были: принцип систематического обучения, принцип свободомыслия. Принцип систематичности реализовывался путем преподавания самых разных дисциплин. Основной целью было показать взаимосвязь между различными науками и сферами общества. Среди социологических дисциплин читались курсы общей социологии, курс общей социологии де Роберти, история социальных классов, Социологии в России и роли личности в истории.
В 1908г. при Петербургском психо-неврологическом институте была открыта 1-ая кафедра социологии. Организаторы – Ковалевский и де Роберти. Возможность открытия кафедр в этом институте была связана с тем, что преподавание в нем было направлено на формирование максимально широкой системы знаний.
В 1913г. была предпринята попытка издания под названием «новые идеи в социологии».
В 1916г. сразу же после смерти Ковалевского было создано русское социологическое общество им. Ковалевского.
Активизация по расширению сферы социологического образования наблюдается к нач. 20-х гг. XX в., когда уже существовали кафедры, социологические организации и велось преподавание социологии.
В 1920г. в Петроградском университете был открыт1-ый социологический факультет, деканом которого стал Сорокин. В 20-е гг начали издаваться учебники по социологии, авторами которых были Сорокин, Бухарин.