Вопрос № 2. Становление социологии как науки. Основные идеи О. Конта

Исторические условия возникновения социологии: 1)политические, буржуазные революции, которые имели негативные последствия, что порождало идею о необходимости найти основы для порядка и стабильности общественной жизни (проблема порядка – то, чем занималась французская социология); 2)промышленная революция конца 18 – нач 19в., которая стала движущей силой развития индустриального общества и фактором сопутствующих ему изменений (трансформация социальной структуры общества, урбанизация, усиление миграционных потоков);3)развитие капиталистических отношений, связанной с ними поляризации общества, формирование рабочего движения, критика капиталистической системы, идея социализма и ее критика;4)изменение в религиозной ситуации (секуляризация общества) – фактор интереса социологии к проблемам религии.

Истоки социологии: 1)теории соц. физики (17 в.), которые рассматривали общество как часть природы, как совокупность людей, взаимодействие между которыми определяется взаимным притяжением или отталкиванием (по аналогии с астрономической системой);2)механистическая модель общества – оно уподобляется машине и механизмам;3)договорные теории происхождения государства создавали предпосылку для разграничения понятий «общество» и «государство»;4)в эпоху Просвещения старались обосновать мысль о возможности с помощью разума преобразовывать реальность и управлять ею. Познание законов устройства общества позволит создать лучшее общество;5)теории прогресса – основа эволюционизма 19 в. (Спенсер);6)консерватизм – указывалось значение традиций и общественного порядка, доминирование целого над частью, общества над индивидом. Части общества взаимосвязаны;7)развитие эмпирических исследований (соц. статистика и этнографические исследования конца 18 – нач 20 в.);8)развитие сравнительно-исторических методов исследования (18 в., описание и сравнение быта и нравов различных народов) – фактор, предопределивший критическое отношение к умозрительным философским построениям, которые могли не соответствовать полученным данным.

В начале 19 в. соц. философии противопоставляется идея научно обоснованного знания. Это сопровождается дифференциацией научного знания (новые научные дисциплины отделяются от философии: соц статистика, юриспруденция, психология, этнография и т.д.). Появляется потребность в обобщении выводов новых наук и в новой обобщающей науке, которая не имела бы философского характера.

Теоретические источники концепции Конта: Монтескье (утверждение о зависимости соц явлений от естественных законов), Кондорсе (закон прогрессивного развития человечества и концепция истории, в которой главное место занимала эволюция общественных идей, институтов и отношений), Сен-Симон. Главный лозунг Конта: «Порядок и прогресс» - опирается на идею порядка у де Местра (традиционалист, консерватор) и идею прогресса у Кондорсе (либералист).

А. Сен-Симон – учитель Конта. Конт заимствовал его идеи: идея создания подлинной науки, идея создания философии позитивизма и программа переустройства общества, созданная на основе единственно верного и научного подхода к обществу.

Позитивизм – положительное знание. Его задача – открытие законов, которые представляют собой постоянно повторяющиеся связи между явлениями. Позитивная наука об обществе – социология. Позитивное мышление предполагает исследование не причин явлений, а законов. Позитивное знание опирается на факты. Наблюдение – единственный источник знаний. Истинное положительное мышление состоит в способности на основе изучения существующего состояния делать выводы о том, что должно произойти (предвидеть).

Принципы позитивизма:1)соц явления с точки зрения любой аналитической задачи качественно те же, что и природные явления;2)методы анализа, разрабатываемые в естественных науках, применимы в социологических исследованиях;3)задача социологии состоит в выработке системы в высшей степени обобщенных, эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать основой для прогнозирования соц явлений.

Общество как первичная реальность развивается по своим законам. Для контовского позитивизма здесь был характерен натурализм (представление о том, что развитие общества подчинено тем же законам, что и развитие природы) и эволюционизм (закон 3 стадий).

Этапы творчества Конта:1)1820-26 – появление незначительных сочинений, указание на то, что новое научное и промышленное общество приходит на смену теологическому и военному обществу.2)1830-42 – выходит «Курс позитивной философии» в 6 т. Формулирует закон 3 стадий, принципы классификации наук.3)1851-54 – выходит «Система позитивной политики» в 4 т. Предлагает программу преобразования общества.

Предмет социологии – глобальное общество или человечество. Общество – исходная и первичная реальность. Отдельный, изолированный от общества человек не существует. Задача социологии – изучение развития человеческого разума под влиянием общественной жизни. Область социологических исследований очерчивалась Контом очень широко и неопределенно, она включала все те исследования, которые выходят за пределы компетенции других предложенных в его классификации наук. Классификация наук:1) Абстрактные (математика). Метод -логика;2)Конкретные (геометрия, механика). Метод – наблюдение 3)Астрономия – наблюдение;4)Физика – наблюдение+эксперимент;5)Химия - наблюдение + эксперимент + классификация;6)Биология - наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение; 7)Социология - наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение + исторический метод.

Конт разделял общество на порядок и прогресс, а социологию – на соц. статику и соц. динамику. Порядок – условие прогресса, прогресс – цель порядка. Соц. статика – теория организации общества, предполагает анализ общественной структуры на определенный момент времени и анализ элементов, создающих единство и целостность. Основные институты:1)семья;2)разделение труда, на основе которого формируется структура соц. групп;3)политическая власть;4)религия.

Соц. динамика (позитивная теория общественного прогресса) – изучает законы изменения и развития общества, изменения, которые претерпел соц. порядок. Прогресс – непрерывное поступательное движение к определенной цели. Виды прогресса:1)материальный – улучшение условий жизни. Есть и у человека, и у животного;2)физический – совершенствование природы человека;3)интеллектуальный – развитие мировоззрения, завершается позитивной стадией;4)моральный – переход к коллективности и развитие всеобщей нравственности. Эти 4 вида – стадии прогрессивного развития человечества, характеризуют прогресс как переход от внешних преобразований к внутренним. Главный фактор исторического развития – развитие человеческого разума. Естественные условия соц. динамики – расовая организация людей и природные условия. Второстепенные факторы – рост численности населения (ускоряет соц. движение), плотности населения (способствует разделению труда и прогрессу). Основной закон прогрессивного развития общества – закон 3 стадий. 3 стадии развития человеческого разума соответствуют 3 стадиям мировой истории:1)теологическая (до 1300г) Этапы:а)фетишизм. Жизнь приписывается внешним телам, предметы обожествляются; б)политеизм. Всё объяснялось вмешательством вымышленных существ. Развитие искусства;в)монотеизм – распространение христианства. В (а), (б), (в) – стремление к абсолютному знанию, которое ищет первопричину.2)метафизическая (1300-1800) – разрушение прежней системы мировоззрения, сохраняется приверженность к абсолютному знанию, сверхъест. существа заменяются абстрактными понятиями, стремление аргументировать, а не наблюдать, уже умеют делать обобщения, философский скептицизм, нравственные беспорядки.3)позитивная – развитие наук, промышленного общества, которое пришло на смену военному, создание новой положительной философии позитивизма.

Конт не понимал действительной диалектики соц элементов и структуры и рассматривал элементы соц жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных комбинаций одних и тех же элементов. Мысли об объективированных продуктах человеческой деятельности, которые могут явиться предметом изучения социологов, тонут у него в потоке общих рассуждений о человечестве как высшем, великом существе. Контовская социология была идеалистической философией истории, заключающей в себе немало метафизических спекулятивных элементов.

Конт обосновал необходимость и возможность социологии, наметил и пытался реализовать ее программу, сформулировал эволюционистскую парадигму, доказал, что все общества в своем развитии проходят одни и те же стадии, обосновал разделение обществ на военные и индустриальные типы. Родоначальник одной и главных социологич. традиций – исследование соц. солидарности. Его различение соц. статики и динамики сохранилось на протяжении всей истории социологии. Обосновал профессиональную этику новой науки- преобладание наблюдения над воображением, призыв изучать соц. факты, непредвзятое наблюдение.

Наши рекомендации