Диалектико-материалистический подход к изучению общества

Ф. Энгельс (1820—1895) осуществил глубокое диалектико-мате-риалистическое переосмысление философии Гегеля с учетом обобще­ния важнейших результатов развития естественных и гуманитарных наук. На материале прежде всего естествознания Энгельс показал, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь диалектические законы развития. Это положение уже не было умозрительным, а опиралось на большое количество фактов. Особенно большое значение в этом отношении имели сделанные в 30—50-х гг. XIX в. три великих открытия — закон сохранения и превращения энер­гии, теория клетки и концепция Дарвина.

Эти и другие открытия «удостоверили диалектику в природе» и показали, что все в природе в конце концов совершается диалектичес­ки, а не метафизически. А это значит, что представители частных наук, согласно Энгельсу, должны перейти от метафизического мето­да мышления к диалектике как «высшей форме мышления». И при­том пользоваться ею не стихийно, а сознательно, с пониманием зако­нов диалектического мышления.

Выступая против «плоской эмпирии», презирающей всякую тео­рию и относящейся с недоверием ко всякому мышлению, Энгельс подчеркивал, что «презрение к диалектике не остается безнаказанным. Сколько бы пренебрежения ни высказывать ко всякому теоретическо­му мышлению, все же без последнего невозможно связать между со­бой хотя бы два факта природы или уразуметь существующую между ними связь»*.

Структура личности в символическом интеракционизме Дж.Мида

Теория символического интеракционизма – теоретические взгляды на значимость в общении символов, жестов, мимики.

Структура личности включает три компонента:
“I” (Я) – импульсивное, творческое, движущее начало личности, являющееся причиной вариаций в пределах ролевого поведения, отклонений от него;
“Me” (меня) – нормативное “Я”, своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете требований значимых для других людей и прежде всего “обобщенного другого” и направляющий действия личности на достижение успешной социальной интеракции;
“Self” (самость) – совокупность импульсивного и нормативного “Я”, их активное взаимодействие.

Понятие социальной общности.

Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности,ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая вкачестве субъекта социальной жизни.

Характерной особенностью социальной общности является то, что социальные системы складываются именно на ее базе. Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности (экономическое, социально-статусное, уровень профессиональной подготовки и образования, интересы и потребности и т. д.), общие для данной группы взаимодействующих индивидов (нации классы, социально-профессиональные группы, трудовые коллективы и т. п.); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованьям (город, деревня, регион), принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука, политика, религия, и т. д.).

Виды социальных общностей

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм.

Так, по количественномусоставу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.

По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.

Признаки общества

· Совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием.

· Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов.

· Взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов. Должна быть заинтересованность друг в друге дающая возможность осуществления интересов каждого.

· Регулирование общественных интересов посредством обязательных правил поведения.

· Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

Наши рекомендации