Социальная стратификация: основные теории и критерии исследования

СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – термин, который в социологии обозначает 1) многомерную иерархически организованную структуру социального неравенства, существующую в любом обществе; 2) процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства.
Система социальной стратификации представляет собой определенную дифференциацию социальных статусов и ролей. Социальная страта – ранговый слой в рамках иерархической системы социальной стратификации, социальных статусных позиций и ролей. Для различных обществ характерны особые формы и основания социального неравенства и способы социального ранжирования, различные типы стратификационных систем. Так, существуют принципиальные различия между кастовой и сословной "закрытыми" системами социальной стратификации и современным классовым "открытым" обществом; между социальными характеристиками, которые определяют неравенство в этих стратификационных системах, способами, которыми это неравенство утверждается и поддерживается ( см. каста, сословие, класс ).
Социальная стратификация по-разному понимается в различных теоретических системах. Существует три классических направления стратификационных теорий – марксизм, функционализм и веберианство.
Марксизм сводит проблему социальной стратификации к различиям между классами (см. класс ). Главный тип стратификации, согласно марксизму, это классовая стратификация, в основе которой лежат экономические факторы, прежде всего отношения собственности. Поэтому марксистская теория стратификации подвергалась критике прежде всего за экономический редукционизм и одномерность.
Функционалистские теории связывают социальную стратификацию с профессиональным разделением труда, с необходимостью мотивации индивидов для заполнения важных профессиональных позиций. Неравное вознаграждение, включая доход и статус, считается необходимым механизмом, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные для общества места займут наиболее квалифицированные люди. Поэтому система социального неравенства рассматривается как объективно необходимая в любом обществе, причем подчеркивается не конфликтное, а интегрирующее значение социальной стратификации для общества. Функционалистская теория стратификации подвергалась критике по разным направлениям. Ее главными недостатками считается отсутствие внимания к власти, богатству и собственности как основаниям стратификации; преувеличение индивидуально-достижительского характера неравенства и недооценка фактора наследования статусной позиции; игнорирование борьбы, которую ведут между собой различные классы и страты за власть, престиж и материальные ценности.
Альтернативная и марксизму, и функционализму модель социальной стратификации, получившая широкое распространение с 70-х годов, носит название веберианской, поскольку основывается на идеях М.Вебера. По Веберу, возможно множество относительно самостоятельных иерархических структур, не сводимых к классовой или профессиональной структуре. В качестве важнейших Вебер выделяет три таких структуры – экономическую, социокультурную и политическую; соответственно, социальные группы, выделяющиеся в этих иерархических структурах, он определяет понятиями "класс", "статус" и "партия". Иногда они могут близко сходиться, но в принципе всегда остаются относительно самостоятельными. При этом в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета, которые прямо не определяются отношениями собственности. Таким образом, у Вебера и его последователей, в отличие от экономической классовой стратификации марксизма и длинной непрерывной щкалы социально-профессиональных позиций функционализма, появляется множество относительно самостоятельных иерархий. И каждая социальная группа занимает комбинированные (многомерные) классовые и статусные позиции. В современной социологии стратификационный анализ становится еще более многомерным. В нем учитываются и такие факторы, как гендер, возраст, этнос и т.д., связанное с которыми неравенство не сводимо к другим типам социального неравенства, к примеру - классовому.
Специфические подходы к изучению социальной стратификации выработала эмпирическая социология. Наряду с объективным подходом, учитывающим такие критерии, как уровень образования, уровень доходов и т.п., она использует субъективный подход – "репутационный метод", основанный на субъективных оценках положения различных социальных групп, и "метод классовой идентификации", когда респондент располагает себя на условной статусной шкале. Обычно в эмпирической социологии используется классовая стратификационная шкала ( 5-7баллов). Здесь класс употребляется как описательная категория, обозначающая различные ранговые позиции, занимаемые определенными людьми (группами) на иерархических шкалах. Каждый из этих методов дает определенные "смещения" общей картины, но в совокупности они позволяют достаточно точно описать систему социальной стратификации





16. Социальная мобильность

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным. Под СМ понимается переход индивида из одних общественных групп и слоев в другие.

Существуют два основных типа социальной мобильности:


  • Горизонтальная: переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне; социальный статус не меняется (слесарь—токарь).

  • Вертикальная: перемещение индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой; в зависимости от направлений перемещений существует 2 типа вертикальной мобильности:


— восходящая (продвижение к позициям с более высоким доходом и престижем)

— нисходящая (социальный спуск; движение к более низким иерархическим позициям).


  • Групповая (индивид осуществляет какой-либо тип мобильности вместе с группой)

  • Индивидуальная (индивидуально)

  • Межпоколенная (сравнение поколений и их социальных статусов)


Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями

Масштабы тенденций, особенности развития социальной структуры определяется комплексом факторов:


  • Структурные изменения в экономике (полицентризм форм собственности) и ее кризис;

  • Глубинные перемены в системе занятости (рынок труда—перестройка трудовых отношений—резкий разрыв в оплате труда)

  • Социальная аномия (термин ввел Эмиль Дюркгейм) — разрушение одной ценностно-нормативной системы и несформированность другой;

  • Социальная депривация: отсутствие или недостаточность материальных и духовных благ, необходимость для полноценного развития личности.


При изучении социальной мобильности социолога интересуют, прежде всего, следующие характеристики:


  • направление мобильности (восходящая или нисходящая); количественные характеристики мобильности – ее интенсивность; соотношение мобильности и наследования в обществе (при изучении межпоколенной мобильности); влияние социальной мобильности на структуру общества; факторы, которые влияют на мобильность.


Соц. мобильность – важнейшая характеристика общества, показатель его открытости и динамизма

18-19. Социология социального пространства: региональная структура общества (характеристика Уральского региона). Поселенческая структура общества

Общество – это система. Социально - территориальные общности являются ее элементом, и сами представляют собою систему. Поэтому можно говорить о различных уровнях анализа социально-территориальной структуры общества.

Первый, самый общий уровень анализа определяет критерии типологизации социально-территориальной структуры общества.

2 критерия типологизации:


  1. связан с естественной средой обитания человека, природными факторами социально-пространственной организации той или иной территории (выделяют различные регионы —часть территории, отличающаяся географическими особенностями)


Факторы: климат (профиль хозяйственной специализации, место в общественном разделении труда), почвы (ведение с/х), водные ресурсы (структура занятости), полезные ископаемые (отраслевая специализация промышленных регионов).


  1. связан с искусственной средой обитания человека(преобразование природы): выделяют типы поселений –типы искусственной среды, в которой формируется и живет индивид или группа.Основными являются город и деревня.


На втором уровне системным объектом становится конкретный тип поселения или регион.

Выделение регионов ранее связывалось с особенностями и географического, и экономического, и культурно-исторического положения территорий: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально - Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно - Сибирский, Восточно - Сибирский и Дальневосточный. В настоящее время ситуация изменилась с введением «федерального округа» (административно-территориальная единица) — Уральский регион «лишился» Пермской области, связанной исторически, экономически, культурно, и «приобрел» Тюменскую область, существенно отличающуюся от всего Урала по своим характеристикам.

Характеристика до потери Перми:


  • Объединял шесть административных образований: Курганская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Свердловская области и Удмуртская Республика.

  • По экономическому потенциалу Уральский экономический регион (УЭР) – второй после Центрального экономического региона страны. В нем сосредоточено 13 % населения России и около 17-20 % ее производственного потенциала. Особенно велик в регионе удельный вес военно-промышленного комплекса.

  • Почти все территории Урала относятся к старопромышленным районам с высоким уровнем концентрации материалоемких отраслей, недостаточно развитой социальной сферой, с нарушенным природным балансом.

  • Особенность промышленного комплекса Урала заключается в том, что он зависит либо от государственного заказа, либо от способности конкурировать на мировом рынке.

  • Важнейшей проблемой остается экологическая ситуация на Урале. По количеству суммарных выбросов вредных веществ в атмосферу он занимает в России первое место.


Поселенческая структура общества:

2 основных типа поселения: город и село (с античности)

Город: территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным трудом

Причины появления: экономические, и культурные, и политические факторы; рост городов связан с расширением торговых связей, формированием ремесленничества как социального слоя и специфического способа деятельности с углубляющимся разделением труда; концентрация населения.

Деревня — территориально рассредоточенная форма расселения людей, занятых преимущественно аграрным трудом.

Сравнение:


  1. для города характерен высокий уровень социальной дифференциации: видов деятельности, территории и пространства. Село — ограниченность сфер приложения труда сельскохозяйственными отраслями.

20. Урбанизация как социальный феномен. Социальный портрет города

Урбанизация— это рост городского населения и рост городов (количественный аспект). В широком смысле урбанизация понимается как исторический процесс повышения роли городов и городского образа жизни в развитии общества (качественный аспект).

Особенности:


  • Развитие крупных городских агломераций (компактных пространственных группировок поселений, объединенных в сложную систему многообразными интенсивными связями). Если такая сеть возникает вокруг одного крупного города-ядра, то ее называют моноцентрической или точечной агломерацией. У агломераций два фундаментальных свойства: сближенность образующих их поселений и их взаимодополняемость.

  • Усложнение форм и систем урбанизированного расселения: переход от точечных агломераций к линейным. Линейные агломерации формируются вдоль важнейших магистралей.

  • Распространение вне центров и урбанизированных ареалов городского образа жизни.

  • Увеличение радиусов расселения в пределах агломераций и урбанизированных районов, связанных с местами приложения труда, зонами отдыха.


Особенности урбанизации в России


  • Незавершенный, односторонний характер развития самого процесса. Урбанизация расценивалась лишь как побочный эффект индустриализации. Вследствие этого появление большого числа промышленных центров не сопровождалось развитием инфраструктуры, сферы отдыха, досуга, развития культурного потенциала работников.

  • Индустриализация имела искусственный характер. Городское население по преимуществу росло не за счёт естественного прироста, а в результате подчас вынужденной миграции сельчан. Была широко распространена практика преобразования в города сельских поселений.

  • Миграция из села не сопровождалась созданием подлинно городского образа жизни. Многие горожане продолжали репродуцировать элементы сельского образа жизни.

  • Урбанизация носила не экономический, как в Европе. Она проводилась в интересах и средствами государства, опиралась на ресурсы, накопленные государством, а не на массовую активность людей, склонных к предпринимательству.

  • Деформация функциональной структуры городов, преобладание монопрофильных, узконаправленных центров (городов одной отрасли).

  • Низкое качество городской среды.

  • Экологическое неблагополучие урбанизации.


Все эти черты позволяют исследователям говорить о псевдоурбанизации в России.

Субурбанизация—это процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов.

Социальный портрет Екатеринбурга:

Третий уровень анализа поселенческой структуры общества предполагает рассмотрение конкретного поселения с точки зрения его внутренних структурных элементов и связей между ними.

Город — система. В его организме выделяются такие структурные компоненты, как население, материально-вещная среда, естественно-природная среда, социальная, духовная, психологическая среда.

21.Этносы как социальные общности, их статусные позиции и идентичность.

Этносоциологияизучает наиболее общие характеристики этнологических процессов, тенденции и закономерности функционирования этносов:


  • Закономерности возникновения этносов и их специфику;

  • Классификацию и профессиональную структуру общности

  • Взаимоотношения общества с социальными институтами

  • Прогноз развития человечества: планетарный этнос/развитие национальных особенностей.


Этнос (от греч. «народ») — группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, хранимых традицией и отличаемых друг от других групп.

Виды этноса (в зависимости от социально-экономического уровня развития, т.е. по вертикали): род, племя (первобытнообщинный строй) — этническая группа, народность (феодальное общество) — нация (капиталистическое общество).

Этническая группа — немногочисленная общность, обладающая исключительно этническими признаками (язык, традиции, культура, история)

Народность — социально-этническая общность, у которой наряду с этническими признаками складываются экономические и социальные связи.

Нация — социально-историческая общность людей, совокупность граждан одного государства, характеризуется общностью языка и территории, социально-экономической и политической жизнью.

Любая система межнациональных отношений представляет собой структуру этнической стратификации, т.е. какой-либо народ занимает ведущую позицию. Стратификация всегда предполагает неравенство.

22. Малая группа

Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа – это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. Рассмотрим такую группу в социологии, как малая группа, которой называют небольшое число людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой.

В рамках микросоциологического направления малые группы характеризуются как «первичные группы». Отличительными признаками этих групп Кулисчитал постоянные непосредственные межличностные контакты, высокую степень эмоциональности.

Джорж Хомасутверждает, что малая группа представляет собой число лиц, взаимодействующих между собой в течение определенного времени, чтобы иметь возможность контактировать друг с другом без посредников.

Другое определение дал Роберт Мертон – малой группой он называл совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются членами данной группы с точки зрения других.

Можно перечислить еще более ста определений, но в каждом из них имеются особые признаки, по которым можно отличить малую группу от других: это формы малой группы, внутренняя структура, взаимодействие в малой группе. Малая группа принимает множество форм, верхний предел ее составляет двадцать человек, нижний – два человека. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости ее членов. Существует две исходные формы малой группы – это диада и триада. Диада состоит из двух человек. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах.

Триада – активное взаимодействие трех человек. В триаде зарождается феномен большинства, а вместе с ним по-настоящему рождаются социальное отношение, социальное начало.

Лидерство – это способности, качества и поведение, связанные с ролью группового лидера. Лидером в малой группе именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. Это качество может присваиваться индивидуумам на основе личных качеств и опыта либо посредством традиции и (или) занимаемой позиции. Лидера в малой группе не назначают, он выявляется благодаря своим личным качествам. Когда лидеров несколько, группа распадается на подгруппы. Хотя лидер один, авторитетных лиц может быть много, на них опирается лидер, навязывая группе свои решения.

Взаимодействие в малой группе формируется при постоянном сотрудничестве членов группы. В результате между ними возникают определенные симпатия и чувства, создаются установки и привычки. Постепенно в малой группе возникают собственные нормы и этикет поведения, называемые неформальными отношениями.

Структура группы определяет характер ее динамики. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующих собой движение группы от одной стадии развития к другой, получило название групповой динамики.

Понятие и виды малых групп

Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.

Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов.

Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных.

В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.

Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы.

Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде — групповые социально-психологические феномены протекают особым образом.

Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек.

В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, иестественные группы, существующие независимо от воли исследователя.

Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение группформальных и неформальных, предложенное Э.Мэйо. Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов.

Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность.

Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

В субъективном, психологическом плане группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако, в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность.

Основными критериями феномена психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею — чувство «мы»).

Одним из проявлений позитивной групповой идентификации являетсявнутригрупповая приверженность — тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких, как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.

Сказанное не означает, что только группы, характеризующиеся выраженными признаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологического исследования (таковым может быть и случайное или временное объединение людей, и собрание индивидов, характеризующееся высокой степенью психологической разобщенности и дезинтеграции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изучению малых групп, о специфике ее предмета.

Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

С практической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы — временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера (Рудестам К., 1997).

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективовпредполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений (А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова, 1988).

Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы.

Композиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.

Все перечисленные признаки чрезвычайно важны с точки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам.

23. Семья как малая социальная группа и социальный институт

Особое место среди институтов общества занимает институт семьи. Именно семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Семья является необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Понятия «брак» и «семья» не тождественны.

Брак — юридически оформленный союз между двумя и более индивидами разного пола, санкционированный обществом. Выделяют: церковный брак (перед лицом Бога), гражданский брак (зарегистрированный в ЗАГСе), сожительство, пробный брак.

Промискуитет — неупорядоченная смена половых партнеров. В некоторых странах невесту выбирают путем выкупа (образованная стоит меньше, т.к. менее хозяйственна)

Типология брака


  1. выбор партнеров: экзогамия (партнер выбирается из чужой группы); эндогамия (партнер выбирается из своей группы)

  2. размер брачной группы: групповой брак (брачный союз нескольких мужчин с несколькими женщинами); парная семья (выделение пары из группы, хотя продолжительность брака недолговечна); полигамия (брачный союз более чем 2х партнеров: полигиния — многоженство; полиандрия — многомужество); моногамия (брачный союз одного мужчины с одной женщиной: пожизненный или допускающий развод)


Социальные функции: репродуктивные (воспроизводство); сексуальное удовлетворение; эмоциональное удовлетворение.

Альтернативные формы брака: нерегистрируемые браки (сожительство — незаконный брак, половой союз, не оформленный в соответствии с законом данной страны); сепаратные браки (переходная к разводу ситуация, раздельное проживание супругов, которые неудовлетворенны браком, но не оформляют развод по каким-либо причинам); открытые браки (регулярно-раздельный, Годвин-брак); гостевые браки (дистанционные отношения из-за за далекого места работы); однополые браки; фиктивные браки; серийная моногамия (веерная: брак с постоянными разводами); свингинг (собрачный секс; социальные и эмоциональные узы сохраняются, но брак утрачивает сексуальную исключительность).

Семья — это группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Признаки:


  • Пространственная локализация (дом, жилище)

  • Собственность

  • Общесемейная деятельность, выходящая за горизонты быта и потребительства.


Типология семьи:


  1. Количество поколений: расширенная (3 и более поколений); нуклеарная (2 поколения)

  2. Число родителей: полная (2); неполная (1)

  3. Число детей: бездетная, 1детная, малодетная (2), многодетная (более 3);

  4. Господство: патриархальная (экономическое господство); матриархальная (хозяйственное господство)

  5. Доминирование: патернальная (социально-ролевое доминирование мужчины); матернальная; эквилетарная (равноправие социальных ролей)

24. Социологические концепции личности

Личность


  • В философии: произведение природы, Бога или общества, которое может лишь познать себя, но не изменить (человек адаптирующийся); творец, который изменяет условия и управляет собой (человек самовоспроиводимый); деятель, который развивает себя с помощью предметной активности.

  • В психологии: говорят об индивидуальных особенностях людей (личность = индивид+индивидуальность)

  • В социологии личность — устойчивая система социально значимых качеств индивида, позволяющая ему как члену общества играть в социальном мире самостоятельную роль.


Элементы структуры личности:


  1. Социальные статусы и роли: объективные социальные условия жизнедеятельности.

  2. Социальное самосознание личности, социальная «Я – концепция» личности: субъективные представления человека о себе как социальном существе.

  3. Направленность поведения и деятельности личности: основные цели, жизненные программы, планы человека.


Личность — продукт общества, культуры — встает вопрос о социализации личности (процесс освоения социальных ролей, культурных ценностей и норм общества, к которому принадлежит индивид)

Макросоциологические теории:


  1. По Линтону выделяют нормативную (та, черты которой лучше всего выражает черты культуры) и модальную личность (тип отклоняющийся от идеала, вариация).

  2. В связи с этим выделяется типология личностей по Р. Мертону (по отношению к целям и средствам):

  • конформист (культурные цели, средства, одобряемые в обществе; является лояльным членом общества);

  • новатор (пытается достигнуть культурных целей; законные и незаконные средства);

  • ритуалист (ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения)

  • изолированный тип (отходит как от традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения: алкоголики)

  • мятежник (нерешительность относительно как средств, так и культурных целей, желает создать новую систему норм и ценностей)

  1. Дарендорф ввел термин: человек социологический, наряду с человеком трудящимся, ч- потребителем, человек универсальный, человек, зависящий от государства.


Микросоциологические концепции (проблематика личности, находящейся вполе межличностного взаимодействия):


  1. Психоаналитические теории (З.Фрейд): выделил в структуре личности три элемента Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго); Оно - это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. По Фрейду, фундаментальными являются две потребности: либидозная и агрессивная. Я - это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества

Наши рекомендации