Виртуальные сетевые сообщества. Информационная стратификация.

Сеть Интернет позволила обеспечить достаточно дешевую и простую в техническом отношении коммуникацию для своих участников. Пользователи сети Интернет и других компьютерных сетей могут быть описаны как членывиртуальных сетевых сообществ (коммьюнити). При этом сетевое коммьюнити выступает как некоторая социальная целостность в форме базовой единицы социальной организации пользователей.

• Основными свойствами такого рода социальной группы являются: наличие членов группы (пользователей ресурсов Интернет), критерии членства (доступ в Сеть), совокупность предписанных ролей (поставщик контента, пользователь, участник чата, конференции и т. п.), наличие норм, которых должны придерживаться члены группы.

• Сетевые сообщества могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. Необходимо особо отметить, что появление сетевого коммьюнити возможно как результат закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих первоначально на основе межличностных контактов в Сети или контактов с поставщиками информации' (контента).

• Первые сетевые сообщества возникли в связи с появлением в 1979 г. открытых электронных досок объявлений. Дальнейшее развитие это социальное явление получило с созданием в 90-х гг. групп рассылки электронных сообщений и чат-форумов.

• Необходимо отметить, что границы сетевых сообществ, как и сферы их интересов, в подавляющем большинстве случаев размыты, структура власти в них также четко не прослеживается. Основными властными функциями в сетевых сообществах, причем в достаточно условной форме, владеют создатели контента, администраторы, модераторы конференций и форумов.

Членов локальных сетевых сообществ объединяет общая система ценностей, которые могут быть экономическими, культурными, политическими, религиозными и т. п. Важна и коммуникативная составляющая в функционировании сообществ, проявляющаяся в стремлении к активному общению между собой с целью обмена знаниями и опытом и, в конечном счете, к социализации участников коммьюнити.

Процесс коммуникация определяет отношение индивида не только к другим членам «своего» сетевого сообщества, но и к структурам, образующим Сеть. Действия личности становятся зачастую коммуникативным актом совершенствования структуры Сети, выработки стандартов социального поведения. Интуитивное начало в вопросах функционирования сетевых сообществ в большинстве случаев превалирует над началами формальной логики социального поведения. В свою очередь Сеть благодаря наличию внутрисистемной коммуникации содействует процессу самообучения и формирования социальных норм. При этом разные группы сетевых сообществ, обладая общими группообразующими признаками, тем не менее, различаются в некоторых аспектах своего социального поведения.

В настоящее время торговля, коммуникации и конкуренция в сетевых сообществах переходят на новый качественный уровень с учетом возможностей, предоставляемых Сетью во всепланетном масштабе.

Информационное неравенство (информационная стратификация) в эпоху формирования информационного общества становится одним из важнейших факторов дифференциации социальных групп. В 1997 г. Программа развития ООН ввела новое измерение бедности — информационное, характеризующее возможность доступа к информационной магистрали широких слоев населения. В информационном обществе основным конфликтом в системе производственных отношений становится конфликт между знанием и некомпетентностью. При этом в развитых странах феномен зависимости успеха человека в современном мире от его отношения к телекоммуникационной революции получил название «цифровой барьер», или «цифровой разрыв» (Digital Divide). Социальные группы, лишенные доступа к информационным ресурсам, изначально оказываются в заведомо проигрышном экономическом положении по сравнению с сетевым сообществом. Информационная стратификация существует и внутри самойсети Интернет. Разными правами по доступу к информации обладают владельцы ресурсов и пользователи,

администраторы, модераторы сетей межличностного общенияи участники указанных сетей. Наиболее заметным в Интернете является лингвистическое неравенство. Подавляющее большинство ресурсов представлено на английском языке. Таким образом, пользователи, не владеющие этим языком, оказываются в экономически невыгодном положении. Кроме лингвистического аспекта, существует еще когнитивно-семантический аспект информационной стратификации. Существо когнитивно-семантического аспекта обстоит в том, что способность индивида к абстрактному логическому мышлению существенным образом зависит от богатства того языка, которым он свободно владеет.

Информационная стратификация пользователей может осуществляться и в зависимости от их гражданства. Кроме того, в многопользовательских компьютерных системах существуют различные системы ограничения доступа к информационным ресурсам, устанавливаемые владельцами Нихсистем.

Наиболее значимой и болезненной проблемой, способствующей информационной стратификации для России, с еетерриториальной разбросанностью, является проблема доступа к Сети в малонаселенных и географически удаленных от региональных центров населенных пунктах.

Если заглядывать в будущее, то после становления информационного общества информационная стратификация, по всей видимости, будет определяться уже не столько социальными признаками, сколько соотношением в психике субъектов социальных отношений и политикой государственных или межгосударственных структур.

Социальный контроль.

Социальный контроль — способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правого) регулирования.Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Направленность и содержание социального контроля зависят от исторически обусловленных социально-экономических, политических, идеологических, моральных и иных социологически-культурных характеристик данной социальной

системы.

Кроме того, социальный контроль— это элемент более общей системы регулирующих воздействий на поведение индивидов со стороны общества. Отличительной чертой данной формы воздействия являются упорядоченность, формализованность, категоричность требований, предъявляемых индивиду; их нормативность, обеспеченность санкциями (как формального, так и неформального порядка). Система социального контроля использует социальные нормы, которые находят отражение в идеологии, философско-этических воззрениях, художественном творчестве.

Социальное (групповое) действие,выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих индивидуальных действий, в силу чего они становятся реакцией на социальные действия. Индивидуумы (индивидуальное действие) и социальная группа(социальное действие) — таковы исходные элементы системы социального контроля. К ним относятся также те промежуточные переменные социально-психологического характера, которые, будучи структурными элементами субъектов (индивида и социального образования), непосредственно влияют на характер и направленность их действий. К их числу относятся: а) самосознание и самооценка субъекта (как индивида, так и социальной группы); б) восприятие и оценка субъектом социальной ситуации (социальная перцепция), присущие как индивиду, так и социальной группе.

Социальный контроль может либо усиливать возникающие в обществе отклонения, либо смягчать их, приводить
в норму.

Наши рекомендации