Вопрос 2. Структура и уровни социологического знания.
1) Фундаментальный уровень (общетеоретический). Наиболее связан с социальной философией.
2) Уровень теории среднего уровня. 1947год – Мертон.
А) теории социальных общностей
Б) теории социальных институтов
В) теории социальных процессов
3) Прикладной уровень (уровень конкретных социальных исследований).
Вопрос 3. Место социологии в системе социогуманитарных наук.
Социология вышла из социальной философии. Зародилась социальная философия в 6 веке до н.э.
Конт критиковал социальную философию за умозрительность, абстрактный характер, субъективность. Конт считал, что социология конкретна.
Тесно связаны между собой социология и социальная психология. Но психология обращается к психологическим мотивам жизни человека, а социология изучает человека в комплексе.
Все сферы жизни общества взаимопроникаемы. А социальная сфера пронизывает духовную, политическую и материальную сферы.
Вопрос 4. История социальной мысли от античности до начала 19 века
Социальная мысль развивалась в контексте социальной философии.
Периодизация социальной мысли:
1) Античная социальная мысль (с 5 в. до н.э. по 5 в. н.э.). Платон и Аристотель.
2) Средневековая социальная мысль (с 3-4 вв. до начала 14 в.) Фома Аквинский (13 век).
3) Этап ренессанса (эпохи возрождения) (с 14 до начала 17вв.). Макиавелли.
4) Социальная мысль 17 века. Гоббс, Локк.
5) Социальная мысль эпохи просвещения (18 – начало 19 вв.). Вольтер, Русо, Кант, Сен-Симон (учитель Конта).
До 19 века социология была разделом философии.
Вопрос 5. Социология Конта
Контвыделяет три основных этапа в развитии общества:
1) Религиозный (до 1300 года).
2) Метафизический (философский) (до времени работ Конта).
3) Позитивный (научный) (с работ Конта).
На 2 уровне появляются абстрактные формы изучения, а на 3 социология становится наукой.
Первоначально, социология имела название социальная физика.
Социальная статика – порядок, социальная динамика – прогресс.
Конт создает свою классификацию наук:
1) Математика
2) Астрономия
3) Физика
4) Химия
5) Биология
6) Социология, которая будет являться наукой при условии использования наблюдения, эксперимента, сравнения и математического аппарата.
Вопрос 6. Социология Спенсера
Спенсер продолжил развитие позитивистской социологии, которую впервые сформулировал Конт. Спенсер продолжал оставаться не только социологом, но и философом, поэтому социология, занимая в его системе важное место, к одной только социологии не сводилась. Основное внимание во всех работах Спенсера уделяется анализу понятия эволюция, причем эволюция, как в неживой природе, так и в живой природе и эволюция в социуме. Анализируются понятия интеграция, дифференциация, соединение, разложение. Спенсер считается представителем эволюционного подхода к философии. Вопросами революции занимался Маркс наряду с тем, как Спенсер изучал эволюцию. Иногда Спенсера относят к числу социал дарвинистов (перенос биологических явлений на социум). Спенсера также можно назвать основоположником организменного подхода (общество сравнивается с человеком, социальные институты с разными органами: деньги, банки – кровеносная система, правительство - мозг). Выделяет два основных типа общества: военное и индустриальное (промышленное). Промышленное – капиталистическое общество его эпохи. Военные – феодальные общества.
Вопрос 7. Социология Вебера
Теория социального действия. Вебер впервые вводит понятие социального действия и концепцию социального действия. Под понятием социального действия он понимает действие, совершенное индивидом или социальной группой, имеющее социальный характер.
Виды социальных действий:
1) Целе рациональные – такие действия, в которых и цели и средства являются рациональными. Вебер отмечает, что этот вид социальных действий стал распространен в западной Европе с начала 17 века.
2) Ценностно рациональные – действия, в качестве целей в которых выступают ценности. Этот вид действий Вебер считает самым высшим и правильным.
3) Аффективные – действия, совершаемые в состоянии аффекта. Первоначально они носят бессознательный характер, но потом они становятся причиной определенных сознательных поступков. Многие революции начинаются с этих действий (восстание на Потемкине спровоцировало русскую революцию).
4) Традиционные – действия, совершаемые под влиянием традиций.
Последние два типа характерны в основном для архаических обществ. Постепенно они уходят на второй план. Вместо них доминирующую роль приобретают ценностно рациональные действия.
Понятия социального действия становится одним из важнейших понятий теоретической социологии. Значительный вклад в его разработку внес Парсонс.
Дальнейшая работа Вебера - разработка учения о рационализации общественной жизни. Вебер считает, что рационализации подвергаются все сферы жизни общества. Бюрократия – результат рационализации управления, результат рационализации экономики – алгоритмичность действий работника. Это было особенностью западной цивилизации, но потом распространилось на все общество.
Теория бюрократии (к Веберу). Бюрократия по Веберу – процесс рационализации общественной жизни. Вебер считал, что за этим классом должно быть закреплено управление обществом.
Теория господства подчинения. Всегда существуют люди, готовые к подчинению, и люди, стремящиеся к господству. Для них характерно взаимное ожидание определенного типа поведения от своих оппонентов.
Типы лидерства:
1) Традиционный тип (власть по наследству)
2) Легально - демократический тип (характерен для демократических обществ. Формируется в 19 веке в Англии. Связан с избранием лидера)
3) Харизматический тип (милость божия. Ленин, Троцкий, Гитлер)
Концепция социологии – религии. Она была разработана в работе «Протестантская этика и дух капитализма». В 16 веке в северной Европе сформировалась новая ветвь христианства – протестантизм. Суть: это прежде всего этические взгляды, призывающие к бережливости, щепетильности, честности, порядочности. Все эти взгляды сформировали протестантскую этику, а она, в свою очередь, стала причиной появления нового экономического порядка – капитализма.