Правовая социализация: сущность, пути и методы. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс «вхождения» социального субъекта в социально-правовую среду, восприятие (усвоение) им права, его ценностей и превращение их в нормы (мотивы) своего поведения в сфере действия права. Это научение праву, мобилизация его возможностей для участия в правовой жизни общества, реализации своих интересов и жизненных целей. Назначение правовой социализации можно определить словами русского правоведа А. С. Алексеева: «для того, чтобы жить в праве, необходимо, прежде всего, чтобы право жило в нас». Правовая социализация охватывает два взаимосвязанных между собой процесса: интериоризацию — восприятие личностью права (правового опыта) и экстериоризацию — трансформация его в социально-правовую среду. Соответственно, назначением правовой социализации является передача накопленных в обществе норм и ценностей правовой культуры; овладение языком права (самостоятельное оперирования правовыми понятиями), привитие навыков правомерного общения и взаимодействия в социально-правовой среде; мобилизация возможностей права для участия в правовой жизни общества; накопление мировоззренческих установок, обеспечивающих ориентацию в правовом пространстве и выработку стратегии поведения (формирование статутных качеств) в самых разнообразных юридических ситуациях. Результатом правовой социализации является правовая подготовленность (сформированность), или правокультурность отдельного индивида, группы людей, а ее слагаемыми выступают — правовая образованность, правовая воспитанность, правовая обученность, правовая развитость. Институтами правовой социализации выступают семья, школа, различные социальные группы, средства массовой коммуникации, специальное правовое обучение, юридическое образование и пр. Ретрансляторы (проводники) правовой социализации — объективированные во вне предметы правовой культуры, юридическая литература, правовое общение, язык, понятийные средства и др.
Нигилизм правовой, направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Впервые нигилистические идеи в отношении права выдвинули конфуцианцы в Китае, которые, в отличие от античной социально-политической мысли, подчёркивавшей важную роль права и законов (Аристотель, Платон и др.), утверждали, что обществом следует управлять не с помощью законов, а на основе системы традиционных нравственных установлений. В новое время юридико-нигилистическими тенденциями отмечены некоторые теории, обосновывавшие монархо-абсолютистские формы правления, в противовес которым революционное буржуазное просветительство 18 в. выдвинуло требование "заменить правление людей правлением закона".
В наиболее резкой форме Н. п. выступает во взглядах анархистов. В трудах М. Штирнера, П. Прудона, М. Бакунина и др. немедленное упразднение права и государства рассматривается как необходимая предпосылка "освобождения личности". Отрицательную оценку буржуазного права Бакунин и его последователи распространяли на право вообще: тем самым смещалась историческая перспектива и недооценивалась роль права (и государства) в процессе строительства социалистического общества.
В 20 в. Н. п. — обязательная составная часть различного рода левацких, ультрареволюционных установок. Им отмечены левые (так называемые гошистские) движения, активизировавшиеся в конце 60-х гг. во всех основных капиталистических странах. Н. п. этих течений ведёт к отрицанию легальных путей борьбы трудящихся масс с политической властью монополий (например, в концепциях Маркузе).
Современная буржуазная "советология" нередко объявляет Н. п. характерной чертой марксизма, спекулятивно используя марксистские положения об отмирании права в будущем коммунистическом обществе. В действительности классики марксизма-ленинизма, выступая против юридического мировоззрения как классического мировоззрения буржуазии и юридического социализма, всегда подчёркивали важную роль права в жизни классового, государственно-организованного общества, призывая рабочий класс капиталистических стран использовать право для укрепления своих экономических и политических позиций.
ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ - явление, противоположное правовому нигилизму; завышает возможности правового регулирования, т.е. возможность права определять реальное поведение людей. П.и. законодателя нередко приводит к принятию нормативных актов, реализовать которые в данных социальных условиях невозможно. Такие акты остаются декларацией, что подрывает доверие к праву, является одной из причин правового нигилизма.