Современное состояние социологии
Социология в России - это часть общемировой социологии. История развития российской социологии связана со сложными катаклизмами. Ее появление было обусловлено рядом предпосылок (научных, экономических, политических и т.д.) как мирового масштаба, так и ее своеобразных, национальных, свойственных только для России.
В настоящее время в российской социологии складывается толерантность и плюрализм идей. Началось осуществляться то, о чем мечтал в свое время М.М.Ковалевский и о чем говорил Н.И.Кареев: "Социология будущего явится синтезом тех частных истин, какие содержатся в отдельных направлениях социологии".
В России уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки. В настоящее время в нашей стране уже около 300 кафедр, 50 факультетов и отделений социологии, около 10 журналов. Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время.
Однако, будучи элементом российского общества, российская социология переживает ныне трудные времена. В нарушение юридических и моральных норм лица, не имеющие специального социологического образования, называют себя социологами, а проводимые на улицах, в магазинах опросы, к тому же не имеющие ни какого отношения к науке, объявляются социологическими.
Но самое печальное заключается в том, что, не имея средств на проведение исследований и в целях выживания социологических организаций, социологи проводят исследования, в которых пытаются давать ответ в угоду заказчику. Коммерционализация науки ведет к компрометации, деградации науки.
Однако не все обстоит так плохо. Социологами созданы серьезные научные труды, имеющие огромное научное и общественное значение, среди которых исследование социальных последствий проводимых реформ. Впервые созданы "Российская социологическая энциклопедия"; социологические словари; учебники и учебные пособия по различным отраслям социологического знания.
Развитие социологии в значительной степени будет зависеть от политической и экономической ситуации, положения науки в обществе и кадровой и финансовой политики ее руководства.
4.Социологические взгляды Э. Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917)- основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии <О разделении общественного труда>, <Правила социологического метода>, <Самоубийство> и др. Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка и социальной дезорганизации.
Предметом социологии Дюркгейм считал образующие социальную реальность социальные факты, подразделяя их на <морфологи-ческие> и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д. (<матери-альный субстрат> общества), ко вторым - традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. (<коллективное сознание> общества). Впоследствии Дюркгейм дополнил это истолкование предмета социологии еще одним, определив социологию как на-уку об институтах, их возникновении и функционировании.
В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: соци-альную морфологию, социальную физиологию и общую социо-логию.
Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует <субстрат> общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, природных условий жизни людей; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, рас-пределения по территории. Социальная физиология исследует <жизненные проявления общества> и включает в себя ряд част-ных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. Общая социология осуществляет теоретический синтез и уста-навливает наиболее общие социальные законы.
В качестве главных методологических принципов социологии Дюркгейм выделял:
принцип эмпиризма и объективизма в изучении соци-альных явлений (<социальные факты нужно рассматривать как вещи>);
признание специфичности и автономности социальной реальности;
приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.
Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению социальных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечал Дюркгейм, необходимо выявить его функцию в создании социального порядка. Анализ социальной роли, социальной функции того или иного явления он считал главной задачей социологии.
Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюркгейм постоянно обращался к вопросам: что побуждает индиви-дов сплачиваться, каковы те связи, которые их объединяют. Поэтому центральной темой его научного творчества стала проблема социальной солидарности.
В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств; вторая - самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе.
Однако со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.
Под термином <аномия> (буквально <беззаконие>) Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление ха-рактерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.
Развернутое обоснование концепция социальной аномии по-лучила в фундаментальной работе Дюркгейма <Самоубийство>, где на большом статистическом материале прослеживалась ди-намика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В данном произведении Дюр-кгейму удалось органично соединить эмпирическое и теорети-ческое в социологическом исследовании.
Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода к изуче-нию общества, разработал не только общую теорию и методо-логию социологического исследования, но и его конкретные ме-тоды, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин <аномия> позволяет дать объяснение дефектов соци-альных норм и причин отклоняющегося поведения.
5. Учение Дюркгейма об аномии.
Одной из форм социальной патологии является социальная аномия. В современной социологии большое значение придается понятию аномии, корни которого отыскиваются в глубине 25-векового прошлого. В древнегреческом языке anomos означает «незаконный», «вне нормы», «неуправляемый». (Этот термин встречается у Еврипида, Платона, в XVI веке — у французского философа и социолога Жана Мари Гюйо и в трудах других мыслителей). В социологии считается, что этот термин ввел Э. Дюркгейм. Поэтому необходимо хотя бы вкратце представить его взгляды и место указанного понятия в категориальной системе учения Дюркгейма. Рассматривая проблему взаимоотношения общества и личности, он утверждает, что человек является двойственным существом, так как в нем физический человек сочетается с социальным человеком. Последнему же с необходимостью требуется общество, выразителем которого является он сам, и служить которому он обязан. Поведение личности полностью зависит от сплоченности и прочности общества, поэтому, если общество находится в состоянии кризиса, социальные регламентации утрачивают значение для личности, что имеет следствием необузданность желаний и страстей. Дюркгейм именует такое состояние общества аномией. Он считал современное ему капиталистическое общество находящимся в состоянии аномии. «Кризис и состояние аномии в промышленном мире не только постоянные явления, но даже, можно сказать, нормальные».
Актуальный характер имеет учение Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Французский социолог не приукрашивал капиталистическое общество, он видел его кризисные явления, много писал об Аномии, социальном неравенстве, несовершенной организации труда. Под аномией он понимал общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения людей. Аномия усиливается в кризисные периоды, когда прежние нормы и ценности уже «не работают», а новые еще не сложились. Социальное неравенство, по мнению Дюркгейма, выступает следствием наличия классовой системы, не дающей возможности трудящимся реализовать в полной мере свои способности и занять достойное место в обществе. Однако все эти болезни, полагал Дюркгейм, можно излечить мирным путем в рамках капиталистического строя. Таким образом, сОциальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива и общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития.