Социологическая теория О. Конта.
Огюст Конт -французский философ, социолог и популяризатор науки, основатель позитивистского направления, был автором многочисленных работ по социологии.
Социологическая теория О.Конта состоит из двух частей: социальной статистики и социальной динамики. В задачи социальной статистики входило изучение человека, семьи, общества, условий жизни человека, всех социальных общностей, в которых действует человек. Существенной чертой социальной статистики является изучение личности как существа, наделенного духовной силой, принимающего участие в создании материальных и духовных ценностей, и в то же время существа внутреннего противоречивого.
Поставив задачу - проследить взаимосвязь между личностью, семьей и обществом, О.Конт пытался выяснить, какова степень воздействия семьи на личность, и какая существует взаимосвязь между личностью и обществом. Саму структуру общества О.Конт исследовал с различных сторон, включая рассмотрения таких социальных общностей, как касты, расы, нации. Будучи убежденным сторонником эволюционного развития общества, он считал, что оно подчинено закону «социальной гармонии», а все, что противоречит этому закону (например, классовая борьба, революция), является незаконным и неразумным. Отсюда и одна из важнейших задач социологии состоит в поддержании и укреплении порядка, существующего общественного строя. «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель», - вот основные принципы, лежащие в основе оценки О. Контом общественных явлений.
В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. В задачи социальной динамики, входило выяснение движущих сил в развитии общества. Для него такими силами являются: экономические условия, географическая среда и климатические условия. Тем не менее, не эти силы оказывают определяющее влияние на жизнь общества, а взгляды, идеи, мышление, сознание людей.
В системе О. Конта это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.
На первой, теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. Человеческая мысль развивается в ней, имея опору в вере, без опоры на реальные основания. Она обязательна для всех народов, а самая архаичная. В ее рамках сознание не выходит за пределы священного писания. Знания о вещах не имеют возможности развиваться. Однако ее положительным качеством является установление непререкаемых нравственных принципов, обязательных для всех.
На второй, метафизической стадии О. Конт отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей. Подобно теологической стадии, в ней присутствует постоянная попытка нахождения начала и конца всех вещей, но используется для этого не сверхъестественное, а сущностное объяснение. Акцентирование на умозрительности делает метафизические теории чрезвычайно гибкими. Их силы бесконечны, как бесконечна свобода разума, не ограниченная никакими рамками догм.
Третья стадия в развитии человеческой мысли - позитивная. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Её основное гносеологическое правило: подчинение воображения наблюдению. Её логика такова: всё то, что не опирается на конкретные факты, не имеет реального смысла. Свойства положительного мышления означают реальность в противоположность химерическому, полезность в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному.
В целом социологическая концепция О. Конта явилась идеалистической, так как исторический закон в его истолковании представлял собой закон развития человеческого сознания, а не общественных отношений, определяющих все стороны жизни общества, включая идеологию. С позиции материализма теория О. Конта относится к социологии идеалистического толка, которая считает определяющими факторами развития общества идеи, а не материальные условия, повлекшие их возникновение.