Процедура формирования многомерных слоёв. Факторы и механизмы стратификационного деления.

Идентичность слоя зависит не от единообразия какой-то одной, двух или десяти характеристик людей, а от сложной модели или целой сети взаимосвязанных друг с другом характеристик и установок. Члены любого слоя не отличаются строгим единообразием в любом виде деятельности; их в большей степени отличали от других слоев размер дохода, профессиональный уровень и тип социального участия.

ФАКТОРЫ СТРАТИФИКАЦИОННОГО ДЕЛЕНИЯ:

1. ПРОЦЕСС УРБАНИЗАЦИИ(формирова­нии культурно-коммуникационной сети, т. е. системы линий связи, путей и центров)

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ, С ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМИ КУЛЬТУРАМИ МИРА (под воздействием столкновения с другой культурой государствен­ные органы могут осуществлять отдельные заимствования из­вне, что также отражается на социальной структуре)

3. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ, КРИЗИСЫ, ВЕДУЩИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ (Различия уровня жизни и интересов представите­лей разных социальных слоев и классов).

4. ИНФОРМАЦИ­ОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. Новая информация и расширение познавательного пространства способны трансформировать шкалу предпочте­ний, способы взаимодействия людей.

Социальная структура современного белорусского общества.

На основании данных статистики и соц. исследований выделяют следующие группы:

Богатые(1,5 %).

Состоятельные (5-6 %), позволяющие себе дорогие покупки, путешествия, отдых в дорогих санаториях.

Обеспеченные (8-9 %), ощущающие ограничения при приобретении дорогостоящих вещей, отдыхе за рубежом, посещении ресторанов.

Среднеобеспеченные (14 %), вынужденные выбрать между бытовой техникой, дорогой одеждой или хорошим питанием.

Малообеспеченные (17 %), которые не могут купить бытовую технику и ощущают затруднения при покупке одежды и организации досуга.

Бедные (46 %), которые лишь изредка могут позволить себе покупать мясо, фрукты, одежду, не в состоянии оплачивать учебу детей, организовать себе культурный досуг.

Нищие (7%) – находятся на грани выживания, нуждаются в дополнительных средствах для обеспечения достойного уровня жизни.

Имущественное расслоение соответствует иерархии, построенной по социально-статусным критериям:

Высший слой – высшая государственная бюрократия и новая буржуазия.

Высший средний слой – средние и мелкие предприниматели, директорат, наиболее успешные художники, артисты, телеведущие, ученые, владельцы частных медицинских учреждений.

Средний средний слой– профессура, врачи и юристы, руководители отделов преуспевающих и крупных предприятий, старшие офицеры.

Низший средний слой – учителя, рядовые инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие.

Низший слой – низко квалифицированные рабочие, служащие, сержантский состав ВС и ОВД.

Паразитические слои – представители оргпреступности, незаконного и полулегального бизнеса.

Маргинальные слои – нищие, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и др.

Социальные организации. Типология организаций. Формальные и неформальные организации.

Социальная организация— большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей

Их особенности:

реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных).

Типология организаций – многомерная классификация, представляющая целостную систему типов, объединенных неким общим началом, общей природой, происхождением, общей средой существования, сущностными свойствами.

Формальная организация характеризуется узаконенной системой норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Главный признак формальной организации – это заданность, запрограммированность и определенность организационных норм и действий.

Неформальная организация – это система непредписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями, которые возникают спонтанно в ходе ежедневных взаимодействий. Неформальные организации не регистрируются в государственном органе. Они создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др.

Наши рекомендации