Билет 19. Постмодернистские теории: Н. Луман, Э. Гидденс.
Луман. Ключ к пониманию того, что Луман подразумевает под системой, можно найти в различении системы и ее внешней среды. По сути, это разница в степени сложности. Система всегда менее сложна, чем ее внешняя среда. Например, автомобильное производство можно рассматривать как систему, сталкивающуюся с крайне сложной внешней средой, включающей множество различных типов людей, постоянно меняющуюся материальную среду и много других разнообразных систем. Однако эта сложность в пределах системы представлена в сильно упрощенной форме. Когда производителю требуется сырье (сталь, резина и т. д.), его, как правило, не волнует, откуда оно поступает, как оно изготавливается и каковы его поставщики. Вся эта сложность сводится к информации о цене и качестве сырья. Аналогично, все разнообразие действий покупателей сводится к поступкам, непосредственно влияющим на покупку или не покупку машины.
Упрощение означает необходимость выбора (производителю важно, как производится сырье, но он может не уделять внимания политической ситуации в той стране, где оно производится). Выбор подразумевает варианты, поскольку всегда можно сделать другой выбор (производитель мог бы изучить политическую ситуацию). А случайность означает риск:. Таким образом, если изготовитель решит не исследовать политическую ситуацию в стране-производителе сырья, процесс производства может быть серьезно подорван восстанием, прекращающим поставку этих материалов.
Системы не могут сравниться по сложности со своей внешней средой, они вырабатывают новые подсистемы и устанавливают между ними различные соотношения, чтобы эффективно взаимодействовать со своей средой. Если бы они этого не делали, их бы поглотила сложность внешней среды. Например, производитель автомобилей может создать отдел внешних связей, на который возложена обязанность исследовать политические условия в странах-поставщиках. Этот новый отдел был бы ответствен за осведомленность производителя о потенциальных сбоях в поставке сырья и за изыскание альтернативных источников в случае сбоя. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, «только сложность может уменьшить сложность».
Гидденс. В своих работах Конструирование общества», «Последствия современности», «Модерн и самоидентичность» Гидденс проводит мысль о том, что современное общество чрезвычайно сильно отличается от других, а человек в нем имеет специфические особенности. Гидденс выделил черты современного общества:
V Выросшая скорость изменений
V Глобальность изменений
V Появление новых форм развития материального производства, основанны на использовании неживых источников энергии.
V Постдиффицитная экономика
V Особое положение индивида, привязанности его к месту жительства, к родственникам («чистая связь»).
V Возрастание рисков, человек ежедневно попадает в нетрадиционные ситуации.
Гидденс исследует трансформацию индивидов под влиянием государственных институтов и влияние самих индивидов на институты. Он обвиняет предшествующую социальную науку в том, что она трактует процессы трансформации с позиций повышения организации общества, единой для всех стран (Прерывистая интерпритация).
Теория стуктурации Гидденса. Структурация – подход к понятию структура. Структура – 1 знач. Уяснение сложившихся явлений и отношений в обществе (множество классов, которые взаимодействуют и т.д.). 2 знач. – понимание того, как меняется положение дел в обществе.
Гидденс считает что структуры не принуждают индивида действовать так, как обязывает группа, являясь лишь границами и предпосылками.
Социальная практика – действие индивида в рамках социальных структур (Государства, партий и т.д.). Каждый индивид отслеживает течение общественной жизни (мориторинг) в рамках структуры и обретает компетентность. Правила жизни в обществе – это далеко не материальные принципы (их нельзя рассчитать). Это очень гибкие процедуры, которые осуществляет индивид в связи со своим видением дела в часто меняющихся обществах. В этих обстоятельствах главное – адекватность и гибкость. Индивиду постоянно нужны ресурсы: деньги, др. люди, земля, недра, орудия труда, знания и т.п. Структура общества – дуальна, т.е. она имеет 2 основных начала. Она допускает преемственность и инновацию. Вывод Гидденса: История предполагает преднамеренные сознательные действия, но последствия у нее всегда непредвиденные. Она как бы ускользает от попыток повести ее по заранее выдуманному или задуманному пути. Как следствие анализ должен строится из формулы общество + поведение индивидов. Гидденс видит 2 выхода для каждого человека (2 «пика»): т.е. 1 индивид должен решать вопросы по своему усмотрению. 2 Индивид обязан вписаться в существующую структуру, быть «рефлексирующим» индивидом. Гидденс меняет привычное понятие «субъекта» на понятие «агента». Ри этом он рассматривает власть в данной схеме как сдерживающий механизм для индивидов но с другой стороны Гидденс видит, что она всегда увеличивает свободу тех, кто ею обладает. Агент – тот кто вмешивается в события.
Билет 20. Общество как объект социологии и социокультурная система. Понятие "Социальное".
При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:
1) групповой характер общественной жизни;
2)поведение людей в группах, которое регулируется, направляется
и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.
Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.
Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями - общество (социальная система) и культура (система культуры).
Отметим наиболее общие моменты, которые отличают общество (социальную систему) от культуры. В свое время, в конце 60-х годов, этот вопрос подробно обсуждался в работах отечественных социологов. Но затем складывающаяся плодотворная тенденция обсуждения методологических вопросов взаимоотношений культуры и общества в работах Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, О.И. Генисаретского была официально запрещена партийными органами, усмотревшими в этой тенденции «тлетворное влияние буржуазной социологии».
В работах указанных авторов, базирующихся на позитивных разработках западных социологов, различие между культурой и обществом, сводилось к тому, что:
1)социум и культура являются двумя взаимосвязанными
подсистемами общественной жизни;
2)особенность социальной системы выражает форму социальных
отношений между людьми, которая представлена различными социальными
группами и отношениями внутри и между группами.
Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и т. д.
Сходное толкование взаимоотношений понятий "общество" и "культура" имеется и в трудах ведущих западных социологов, которые, начиная с М. Вебера, подчеркивают важную роль ценностных стандартов в понимании общественного развития. Достаточно упомянуть ту роль, которую отводил Э. Дюркгейм «коллективным представлениям», или вспомнить, как М. Вебер объяснял развитие капитализма в Европе влиянием религиозно-этнических норм протестантизма. В современной западной социологии, начиная с 30-х годов, в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, Дж. Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделения понятий "обществ" и "культура", при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном - в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества.
Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и 'развития общества в целом.
При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:
1) культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений;
2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности;
3)культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.
Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.
Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) связана с отношением людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.
Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.
Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни. "Социальное" проявляет себя в следующих функциях: а)как критерий оценки соответствия общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса; это касается различных сфер общественной жизни и системы отношений; б) способствует пониманию того, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве; в) выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития; г) детерминирует содержание интересов, потребностей, мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей; д) оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей, их образ.