Социальные общности: понятие и разновидности.
Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.
Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм.
Так, по количественномусоставу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.
По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.
По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.
Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.
Социальная динамика, эволюционное и революционное развитие общества.
Социальная динамика - это совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.
Социологи выделяют различные типы механизмов социального изменения и развития: эволюционный и революционный.
Эволюционный и революционный рассматриваются как противоположные изменения материальных и идеальных объектов. Эволюционные процессы трактуются как медленные, постепенные, плавные, количественные преобразования объектов, революционные же – как относительно быстрые, коренные, качественные изменения. Эти типы изменений породили два различных течения в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.
Социальный эволюционизм представляет собой попытку осмысления исторического процесса как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы, Земли, культуры. Наиболее ярким представителем социального эволюционизма можно считать Г. Спенсера. По его мнению, социальная эволюция – часть универсальной эволюции. Общество развивается от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручными технологиями к обществу с машинными технологиями. Еще один эволюционист – Дюркгейм, считал, что причиной и следствием эволюции, а, следовательно, и усложнения общества, является разделение труда. В рамках социального эволюционизма так же находятся теории индустриального и постиндустриального общества, так как они предполагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений.
Наряду с концепцией социального эволюционизма существует и теория революционного преобразования общества. Ее основоположниками были Маркс и Энгельс. Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе в интерпретации историю согласно этому подходу, человечество в своем развитии проходит 5 стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от одной стадии к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция – это коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Экономической основой социальной революции является конфликт между ростом производительных сил и отстающими от них производительными отношениями. Этот конфликт проявляется в усилении классовой борьбы между господствующими и угнетенными классами. Первым актом социальной революции является захват власти. Затем победивший класс осуществляет преобразование общественной жизни. Революция – «локомотив истории».
Эволюционистские и революционистские теории общества основаны на идее общественного прогресса. Они утверждают возможность направленного развития общества, характеризующегося переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.