Социологические взгляды Питирима Александровича Сорокина.
Питирим Сорокин (1889—1968) – русско-американский социолог. Его взгляды были выражены в многочисленных научных трудах, в том числе: «Система социологии», «Социология революции», «Современные социологические теории.
В «Системе социологии» П.Сорокин подробно разъясняет «основы и руководящие принципы» своей теоретической социологии:
1.социология должна строиться по принципу естественных наук - методы их изучения одни и те же.
2. недопустимо субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других соображений.
3. социология должна быть «объективной дисциплиной», должна изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению.
4. социология не должна создавать умозрительные, т.е. не доказанные наукой, построения и схемы.
Теоретическую социологию он делил на социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.
Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Социальная механика (или социальная физиология) имеет своим предметом процессы взаимодействия людей, иными словами, — поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.
По мнению П.Сорокина, вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на взаимодействия двух или большего числа индивидов(малые группы). Эти взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии. Речь идет о «психо-рефлекторном» взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их поведении и деятельности. Из такого рода элементарных взаимодействий складываются, как он считал, разного рода социальные процессы.
Проблемы неоднородности общества, его деления на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П.Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории, все общество делится на различные слои — страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации Сорокин относил экономическую, политическую и профессиональную стратификацию.
П.Сорокин выделял горизонтальную и вертикальную социальные мобильности.
Большое значение П.Сорокин придавал общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество народов. Именно к этому он призывал как ученый и общественный деятель. Он выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа».
Концепции социальной динамики (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, Ф.Теннис и др.).
Социальная динамика – совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур. Вопросы социальной динамики разрабатывались такими исследователями, как Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, Ф.Теннис.
Освальд Шпенглер.
Время жизни любой цивилизации, утверждал Шпенглер, подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Первые две фазы составляют восходящий этап, третья - вершину, три последних образуют нисходящий этап. Восходящий этап характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизнедеятельности - политической, экономической, научной, религиозной, художественной. Это культура в собственном смысле слова. Что касается нисходящего этапа, то для него характерен механический тип эволюции и окаменелые формы культуры. Именно данный этап Шпенглер называет цивилизацией. Период цивилизации связан с образованием огромных империй. Шпенглер объясняет этот процесс тем, что энергия культурного человека направлена, главным образом, вовнутрь, а цивилизованного - вовне. Надо отметить, что позднее в немецкой социологии противопоставление Kultur и Zivilization стало частью критики современного индустриального общества, которое многими воспринималось как безличная сила, стандартизовавшая человеческую культуру и сознание.
А.Тойнби
Тойнби выделяет 5 основных фаз развития любой цивилизации: возникновение, рост, стабилизация, разложение, гибель. Опираясь, по его собственным словам, на самые последние достижения исторической и археологической науки, он выделяет более двух десятков (точнее, 21) цивилизаций, сложившихся на протяжении человеческой истории.
В качестве основного стимула развития любой цивилизации А.Тойнби рассматривает действие введенного им самим закона Вызова-и-Ответа. "Вызов (со стороны внешних - природных или социальных - сил. - В.А.) побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. Другими словами, вызов - это насущная задача (точнее, комплекс задач), которую ставит перед данным конкретным обществом историческая ситуация, и каждый его шаг вперед связан с ответом на такой вызов. Таким образом, цивилизация возникает, существует и развивается благодаря постоянным, непрекращающимся усилиям человека.
Факторы, по которым можно судить о том, что происходит рост цивилизации:
1 возрастание власти над окружающей природной средой.
2. усиление власти над человеческим окружением.
Ответ на вызов вырабатывает творческая элита. Механизм, с помощью которого творческая элита увлекает за собой основную часть общества, Тойнби называет мимесис (подражание).
Процесс надлома, а за ним и распада осуществляется на фоне попыток укрепления власти "господствующего меньшинства", которое, хотя и утратило свою творческую энергию и созидательный порыв, но еще надолго сохраняет свои возможности контроля над окружением. Движение цивилизации к распаду проявляется в эскалации внутренних братоубийственных войн. Это порождает в обществе военный психоз. Цивилизация гибнет. Однако процесс этот, по утверждению Тойнби, неизбежно завершается актом творения - на обломках старой цивилизации вырастает новая.