Авторитаризм и социальная девиация

Преувеличение роли авторитарных методов управления по­рождает бюрократизм и авторитаризм (авторитарность). Авторитарность в политологии обозначает характеристику жесткого (самовластного) типа государственного управления; в социологии и психологии — социально-психологическую ха­рактеристику стиля лидерства. Его отличительные черты: со­средоточение всей полноты власти в руках одного человека, устранение других от участия в решении ключевых вопросов, подавление самостоятельности и инициативы подчиненных, воздействие на людей при помощи принуждения. Характерная особенность авторитарной системы, в частности сталинской, состоит в том, что решения по самым незначительным вопро­сам принимаются на самом высоком уровне. АВТОРИТАРИЗМ (от лат. autoritas - власть) -один из видов политического режима (наряду с демократией и тоталитаризмом). Предполагает более или менее высокую степень ограничения политических свобод, прежде всего свободы деятельности оппозиционных организаций и прессы, концентрацию основной (или почти всей) государственной власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и часто носят формальный или фальсифицированный характер. Реальный механизм власти и характер общественно-политических отношений расходятся с нормами конституции и законов либо последние сами изменяются в антидемократическом духе. Авторитарные режимы по степени выраженности своих черт могут варьировать от весьма умеренных (напр., режим де Голля во Франции в 1958- 1969гг.) до открытой диктатуры (военной, военно-полицейской и т.п.). Однако при любом А. контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что и отличает его от тоталитаризма. В широком смысле понятие «девиация» означает любое не­соответствие поведения любой социальной норме. В узком смысле девиантность относится к отклонениям от неформаль­ных норм. Отклонение от правовых норм (нарушение) называет­ся делинквентным поведением, как уже сказано выше, отклонение от уголовно-правовых норм — преступным поведением. Таким образом, наиболее широким понятием является девиантное по­ведение, более узким — делинквентное, еще более узким — пре­ступное. Девиантность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»: негативно отклоняющееся поведение и пози­тивно отклоняющееся. Для социологии гениальность и злодей­ство — вещи вполне совместные: это просто два вида девиантного поведения. Но чаще всего, когда говорят о девиантном по­ведении, имеют в виду именно негативно отклоняющееся поведение. Делинквентное поведение как форма негативной девиантности имеет только отрицательную оценку. Наиболее распространенными и социально значимыми для любого общества формами девиантного поведения являются суицид (самоубийство), алкоголизм, наркомания, половая рас­пущенность. Степень распространенности негативных форм де­виантного поведения служит показателем эффективности соци­ального контроля. В простых обществах с неразвитой нормативной системой девиантное поведение легко диагностируется и контролируется. Чем меньше норм, тем меньше возможность отклонений. В сложноструктурированных обществах, включающих несколько нормативных систем и множество субкультур, проблема опреде­ления поведения как девиантного и контроля за ним много­кратно усложняется. Понятие девиантности — относительное. Девиантное пове­дение в рамках одной культуры или общности может рассматри­ваться как нормальное в другой. В первобытном обществе (а у некоторых племен и сегодня) каннибализм, геронтоцид (убийст­во стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным уст­ройством (разрешение брака между родственниками). Но девиантность является относительной характеристикой не только для двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. Чаще, чем в других возрастных группах, девиантное поведе­ние наблюдается у подростков. Объективная причина данного обстоятельства состоит в том, что у несовершеннолетних про­цесс социализации (усвоение норм) и процесс формирования делинквентного поведения (отклонение от норм) по времени совпадают. И одно (делинквентность) есть следствие недостат­ков и неудач в другом (социализации). Жизненный опыт подростка мал и фрагментарен, характер и взгляды окончательно не сформировались. В силу этого оценка ситуации часто бывает неадекватной, малый опыт.и неадекватность оценки ситуации обусловливают и неправильное предви­дение последствий. Социологи установили закономерность: человек тем легче ус­ваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними стал­кивается и чем моложе его возраст.





Наши рекомендации