Авторитаризм и социальная девиация
Преувеличение роли авторитарных методов управления порождает бюрократизм и авторитаризм (авторитарность). Авторитарность в политологии обозначает характеристику жесткого (самовластного) типа государственного управления; в социологии и психологии — социально-психологическую характеристику стиля лидерства. Его отличительные черты: сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека, устранение других от участия в решении ключевых вопросов, подавление самостоятельности и инициативы подчиненных, воздействие на людей при помощи принуждения. Характерная особенность авторитарной системы, в частности сталинской, состоит в том, что решения по самым незначительным вопросам принимаются на самом высоком уровне. АВТОРИТАРИЗМ (от лат. autoritas - власть) -один из видов политического режима (наряду с демократией и тоталитаризмом). Предполагает более или менее высокую степень ограничения политических свобод, прежде всего свободы деятельности оппозиционных организаций и прессы, концентрацию основной (или почти всей) государственной власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и часто носят формальный или фальсифицированный характер. Реальный механизм власти и характер общественно-политических отношений расходятся с нормами конституции и законов либо последние сами изменяются в антидемократическом духе. Авторитарные режимы по степени выраженности своих черт могут варьировать от весьма умеренных (напр., режим де Голля во Франции в 1958- 1969гг.) до открытой диктатуры (военной, военно-полицейской и т.п.). Однако при любом А. контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что и отличает его от тоталитаризма. В широком смысле понятие «девиация» означает любое несоответствие поведения любой социальной норме. В узком смысле девиантность относится к отклонениям от неформальных норм. Отклонение от правовых норм (нарушение) называется делинквентным поведением, как уже сказано выше, отклонение от уголовно-правовых норм — преступным поведением. Таким образом, наиболее широким понятием является девиантное поведение, более узким — делинквентное, еще более узким — преступное. Девиантность может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»: негативно отклоняющееся поведение и позитивно отклоняющееся. Для социологии гениальность и злодейство — вещи вполне совместные: это просто два вида девиантного поведения. Но чаще всего, когда говорят о девиантном поведении, имеют в виду именно негативно отклоняющееся поведение. Делинквентное поведение как форма негативной девиантности имеет только отрицательную оценку. Наиболее распространенными и социально значимыми для любого общества формами девиантного поведения являются суицид (самоубийство), алкоголизм, наркомания, половая распущенность. Степень распространенности негативных форм девиантного поведения служит показателем эффективности социального контроля. В простых обществах с неразвитой нормативной системой девиантное поведение легко диагностируется и контролируется. Чем меньше норм, тем меньше возможность отклонений. В сложноструктурированных обществах, включающих несколько нормативных систем и множество субкультур, проблема определения поведения как девиантного и контроля за ним многократно усложняется. Понятие девиантности — относительное. Девиантное поведение в рамках одной культуры или общности может рассматриваться как нормальное в другой. В первобытном обществе (а у некоторых племен и сегодня) каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками). Но девиантность является относительной характеристикой не только для двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. Чаще, чем в других возрастных группах, девиантное поведение наблюдается у подростков. Объективная причина данного обстоятельства состоит в том, что у несовершеннолетних процесс социализации (усвоение норм) и процесс формирования делинквентного поведения (отклонение от норм) по времени совпадают. И одно (делинквентность) есть следствие недостатков и неудач в другом (социализации). Жизненный опыт подростка мал и фрагментарен, характер и взгляды окончательно не сформировались. В силу этого оценка ситуации часто бывает неадекватной, малый опыт.и неадекватность оценки ситуации обусловливают и неправильное предвидение последствий. Социологи установили закономерность: человек тем легче усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.