Понятия «человек», «личность», «индивидуальность».
Ч—это соц-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и явл субъектом общественно-исторической деят-ти и общения. Понятие ``человек'' используется как предельно общее понятие для хар-ки всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Основные хар-ки человека:-особое строение организма; -способность к трудовой деятельности; -наличие сознания. Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием ``индивид''. ИД— единичный представитель чел-го рода, конкретный носитель всех психофизических и соц черт человечества. Общие хар-ки ИД:-целостность психофизической организации организма; -устойчивость по отношению к окружающей действительности; -активность. ИД— это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. ИД— исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии. Лже рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека. Л— это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей. Л рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деят-ти и общения с др ИД-ми. Личностью не рождаются, личностью становятся.Сложнее определить понятие ``ИД-ТЬ'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими ИД-ТИ, в неё входят биолог, физиолог и др особенности Ч. ИД-ТЬ— это конкретный Ч, который отличается от др людей уникальным сочетанием психич, физиолог и соц особенностей, проявляющихся в поведении, деят-ти и общении. С помощью понятия ``ИН-ТЬ'' подчеркивается неповторимость и уникальность каждого Ч. С др стороны, в ИН-ТИ мы встречает те качества Л и индивидные св-ва, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и обр сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деят-ти, общения.
Социальное действие
Социа́льное де́йствие — действие ч-ка, кот.по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Впервые понятие соц-ого действия ввел в научный оборот нем.социолог Макс Вебер. В соответствии с теорией Вебера действие становится соц-ым, когда оно: 1.является осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей; 2.сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия; 3.социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с др. людьми.М. Вебер предложил типологию соц-ых дей-ий. В 1-ом случае ч-к действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, это целерациональный тип действия. Во 2-ом случае ч-к пытается определить, насколько хороши те ср-ва, кот.имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (этот термин также был предложен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.В 3-ем случае ч-к будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным, т. е. его действие будет определяться общ-ной нормой.Наконец, ч-к может совершать действие и выбирать ср-ва под напором ч-тв. Такие действия Вебер называл аффективными. У Т. Парсонса проблематика соц-ого действия связана с выделением следующих признаков: • нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм). • волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды) • наличие знаковых механизмов регуляции. Любое соц-ое действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы : • субъект действия, воздействующий индивид или общность людей; • объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие; • средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение; • результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие. Соц-ая деятельность подразделяется на различные виды: -материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.); -познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.); -ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.); -коммуникативная, выражающаяся в общении ч-ка с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур, мировоззрении, политических движениях и т. п.; -художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.); -спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.