Вопрос 19. Социальное самоутверждение и самоотрицание.

Социальное самоутверждение как компонент социальной компетентности направлено на формирование новых поведенческих установок и ценностных ориентаций. Под социальным самоутверждением понимаются целенаправленные действия по укреплению, утверждению себя, своей личности в социальном пространстве для получения социального признания, позитивной оценки личности окружающими. Стратегией социального самоутверждения является проектирование модели поведения, направленной на достижение целей, связанных с признанием личностных достижений, построением карьеры, установлением личных контактов, основанное на планировании результатов своей деятельности. Социальное самоутверждение реализуется в следующих типах стратегий (моделей поведения) самоутверждения: неуверенной, конструктивной и доминантной. Умение моделировать собственную стратегию социального самоутверждения окажет существенное влияние на дальнейшее социальное благополучие индивида. Утверждение личности на социальном уровне означает стремление к завоеванию социального статуса, т.е. к достижению определенного социально-ролевого положения, связанного с признанием личности в сфере профессиональной или общественной деятельности. Утверждение на социальном уровне обычно связано с завоеванием престижа и авторитета, успешной карьерой, обеспечением материальных благ. Утверждение на социально-психологическом уровне связано со стремлением завоевать личный статус, т.е. добиться признания со стороны ближайшего окружения на групповом уровне - семьи, референтной группы (друзей, приятелей, сверстников, коллег по работе и т.д.). Но это может быть и группа, с которой человек не контактирует, но в которую стремится попасть, стать ее членом. В таких случаях преступление выступает в качестве способа его проникновения в подобную группу, достижения признания. Наиболее характерно это для подростков, молодых людей. Утверждение личности на индивидуальном уровне (самоутверждение) связано с желанием достичь высокой самооценки, повысить самоуважение и уровень собственного достоинства. Достигается это путем совершения таких поступков, которые, по мнению человека, способствуют преодолению каких-либо психологических изъянов, слабостей и в то же время демонстрируют сильные стороны личности. Чаще всего подобное самоутверждение происходит бессознательно. самоотрицание - отрицание собственных достоинств, заслуг.

Социальная самопрезентация.

Самопрезентация (англ. self-presentation) - акт самовыражения в процессе общения, направленный на создание определённого впечатления о себе у аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей.Также термин самопрезентация,как правило, используется как синоним управления впечатлением для обозначения многочисленных стратегий и техник, применяемых индивидом, при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим.Наиболее существенный вклад в изучение механизмов самопрезентации внес И. Гофман, создав концепцию социальной драматургии, в которой он рассмотрел процесс самопрезентации. через исполнение человеком социальных ролей. Предложенная Гофманом концепция социальной драматургии подробно описана в книге «Представление себя другим в повседневной жизни». Он проанализировал, как взаимодействует команда исполнителей определённых ролей и публика, на которую это исполнение направлено. Одной из центральных задач исследования самопрезентации является выявление её стратегий, под которыми понимается совокупность поведенческих актов личности, разделенных во времени и пространстве, направленных на создание определённого образа в глазах окружающих.Все современные социально-психологические концепции самопрезентации можно условно разделить на мотивационные, личностные и ситуационные.Мотивационные теории анализируют процесс самопрезентации с точки зрения базовых мотивов, на реализацию которых направлена самопрезентация.Стратегия самопрзентации включает в себя ряд отдельных тактик (приемов создания желаемого образа). Э. Джонс и Т. Питтман в 1982 г. создали одну из первых классификаций стратегий самопрезентации. Так, по мнению Е.Джонса и Т.Питтмана, в основе процесса самопрезентации лежит мотив власти, т.е. стремление поддержать и расширить влияние в межличностных отношениях. Согласно Джонсу и Питтману, можно выделить пять основных стратегий самопрезентации. Она включает 5 стратегий: инграциация (цель - казаться привлекательным); самопродвижение (демонстрация компетентности); примерность (цель - казаться морально безупречным); запугивание (демонстрация силы); самоуничижение (демонстрация слабости с целью получения помощи). Каждая стратегия направлена на достижение одного из пяти видов власти (власть обаяния, власть эксперта, власть страха, власть наставника и власть сострадания). Р.Аркин (1981) и А.Шутц (1998) рассматривают самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации достижения и мотивации избегания неудачи и выделяют в соответствии с этими мотивами приобретающую самопрезентацию и защитную самопрезентацию. Для приобретающей самопрезентации характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (общение с равными себе по статусу индивидами). Защитная самопрезентация чаще всего не осознается и проявляется в том, что субъект выбирает неадекватную для решения своих задач среду: либо руководствуясь заниженными требованиями, либо - непомерно высокими.

Социальная мобильность

СОЦ-АЯ МОБ-ТЬ- изм-ие инд-ом или гр-пой соц-ой позиции, места, занимаемого в соц-ой структуре. Согласно определения П.Сорокина, " под соц-ой моб-тью понимается любой переход индивида, или соц-ого объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной соц-ой позиции к другой". П.Сорокин различает два типа соц-ой моб-сти: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная моб-ть то переход индивида или социльного обекта от додной социльной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняеи социльного слоя, к которому он принадлежит, или соц-ого статуса. На наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или соц-ого объекта их одного соц-ого слоя в др.. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий соц-ый слой.Общ-во может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. Так же различают следующие виды моб-сти: 1.Индивидуальная — это перемещ. вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других. 2.Гр-повая — это перемещ. происходят коллективно (например, после соц-ой революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу). 3. Межпоколенная — это сравнительное изм-ие соц-ого статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером). 4.Внутрипоколенная — это изм-ие статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям). 5.Организованная — это перемещ. человека или целых гр-п вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия. 6.Структурная — это вызвана изменениями в структуре эк-ки и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещ.м больших масс людей). Показатели соц-ой моб-сти: 1) Скорость (дистанция) моб-сти - вертикальная соц-ая дистанция, которую индивид проходит вверх или вниз за определенный промежуток времени. (Пример: два молодых специалиста после окончания института приходят на работу. В течение пяти лет один из них становится заведующим отделом, другой поднимается до должности старшего инженера. В данном случае скорость моб-сти у первого выше, так как он за указанный промежуток времени преодолел больше статусных уровней). 2) Интенсивность (объем) моб-сти - число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо соц-ой общности дает абсолютную интенсивность моб-сти, а их доля в общей численности данной соц-ой общности показывает относительную моб-ть. Соц-ая моб-ть может сопровождаться марги-нальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние соц-ого субъекта. К маргиналам относятся индивиды и гр-пы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур. Существуют следующие типы маргиналов: — этномаргиналы — возникают в результате миграции в чужую этническую среду; — социомаргиналы — появляются в связи с незавершенностью соц-ого перемещ.; — экономические маргиналы — порождены потерей работы и мат-ного благополучия; — политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры; — религиозные маргиналы — лица, стоящие вне традиционных конфессий; — биомаргиналы — люди, чье здоровье перестает быть предметом заботы со стороны гос-ва.

Социальная роль личности.

Соц.Р личности– это совокупность усвоенных и выполняемых человеком соц ф-ций и соответствующим им образцов поведения. Соц.Р — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. -Социальные роли относятся к социальному взаимодействию; Соц.Р (от фр. role– образец поведения) это образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе отношений. Ролевая теория впервые сформулирована Дж. Г. Мидом Основные положения ролевой теории: Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш соц статус. Ролевое исполнение –это фактическое, реальное поведение человека, занимающего соц позицию. Факторами, определяющими способ исполнения роли, являются:-биологические и психологические особенности индивида; -его личностные образцы, идеальные способы поведения; -понимание роли группой; - структура группы, степень её сплочённости, специфика групповых санкций; - степень идентификации индивида с группой Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества. Каждый человек в обществе выполняет опред спектр ролей. Ролевой набор – совокупность ролей, соответствующих данному статусу. Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванный одновременным выполнением им множества ролей. Выход из конфликта – осознание одних ролей более важными, чем другие. В нормативной структуре Соц.Р социологи обычно выделяют 4 компонента: 1. Описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2.Требования, связанные с данным поведением; 3.Оценка выполнения предписанной роли; 4.Санкции в наказание или награду за выполнение роли Существует объективная и субъективная оценки выполнения социальных ролей. Эти оценки не всегда совпадают. Тогда имеет место расхождение между оценкой и самооценкой личности.

Социальный статус личности.

Соц.С– это положение человека в об-ве, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это опред позиция в соц структуре группы или об-ва, связанная с др позициями через сис-му прав и обязанностей. (Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он— мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор человек средних лет, православный и т. д.) Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком,— статусный набор. (понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон). Главный статус— наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют др люди или с которым он сам себя идентифицирует. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Соц.С бывают: -предписанные (национальность, место рождение, социальное происхождение)и приобретённые (профессия, образование ). Отдельные статусы являются престижными, другие– наоборот; -формальные (закрепление статуса) и неформальные (диффузные); -статусы основной ( срабатывают в большинстве ситуаций ) и дополнительной иерархий (в специфических условиях) Каждый из статусов имеет общественную оценку авторитетности и престижа. Авторитет— значимость, которой обладают соц. субъекты. Он вкл: -влияние индивида, основанное на занимаемом положении -признание на принятие решения в специфических условиях Престиж– это оценка обществом соц значимости статуса. Эта иерархия формируется под влиянием 2 факторов: 1.реальной полезности соц фун-ий, которые выполняет человек; 2.сис-мы ценностей, характерных для данного об-ва. (Каждый индивид имеет возможность выбрать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности.) Соц.С, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к соц отношениям; Социальный статус личности, оказывает влияние на её поведение.

Наши рекомендации