Проблема современного транзитивного общества

Транзитивный период, т.е. периодом перехода, трансформации одного типа общества в другое. Состояние межовости имеет свойство в одно и то же время приобретать черты того состояния, от которого процесс проходит, и черты того состояния, к которому процесс переходит. Есть транзитивное общество имеет смешанную, не однородную структуру. Транзитивный характер элементам политической системы и политического режима оказывает наличие в нем различных черт. Так, можно выделить пять черт политического режима: 1) демократия (наличие парламента, всеобщих выборов и т.п.) 2) олигархия (определенное количество особо состоятельных людей, контролирующих некоторые сектора власти, средства массовой информации, которые обеспечивают лобби в парламенте и т.д.) 3) авторитарность, которая особенно проявляется на местном уровне, в некоторых действиях исполнительной власти; 4) мафиозно-криминальные черты (наличие коррупции, преступности в структурах власти и т.п.); 5) номенклатурно-бюрократический характер власти, который является частично наследием тоталитарного режима, частично - приобретен уже в новых условиях. Хорошо известно постоянный рост государственно-административного аппарата, расширения сферы его влияния. Транзитивными политические явления воспринимаются еще и потому, что общество живет одновременно согласно различных парадигм. Поэтому каждая политическая сила находит свои аргументы для своего видения реальности. Каждая парадигма пытается переструктурировать ситуацию, нейтрализовать, обесценить, аннулировать правомочность парадигм, конкурирующих. Если подобная конкуренция происходит между силами примерно равными, оценка реальности в обществе приобретает транзитивного характера. Предоставляя реальности разную сущность политические силы лишают эту реальность всякой сущности. Определение ситуации равными силами, конкурирующих нейтрализует такое определение, от этого явление лишается аутентичности. Возникает ситуация общественной неопределенности, неусвидомлености состояния. Люди перестают понимать, в каком обществе они живут и что нужно делать для выхода из кризиса. И где этот третейский судья, который в состоянии найти истину, добавить явлению настоящий, устоявшийся характер? Этим судьей может выступить время. Но и история нашей стране имеет свойства транзитивности: в ней также аутентичность размыта противоположными оценками. Любая характеристика как нашего времени, так и прошлого вызывает мгновенную реакцию: а ты кто, чьи интересы представляешь? Если бы в обществе была доминирующая политическая сила, то суждения большинства (в условиях демократии) или тиранической власти (в условиях тоталитаризма) мало бы статус истинного. В состоянии же равновесия условно правых и условно левых истины быть не может. Люди разговаривают на разных языках и не слышат друг друга. В этих условиях политика зависит от случайных ситуаций.

Социальные общности

Общество - чрезвычайно сложное образование, включающее множество качественно различных социальных подсистем Основными из них являются а) социальные группы и общности, в основе которых социальные отношения; б) социальные институты и организации, в основе которых институциональные и организационные связи; в) социальные нормы и ценности, в основе которых связи социального контроля. Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Социальная общность - это основная категория социологии. Социальная общность - более или менее устойчивое и целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. Именно благодаря такому взаимодействию складываются социальные отношения, в обществе выделяется область социального, а каждый человек приобретает своё социальное качество. Социальная общность охватывает все виды и формы социального бытия индивида, обычно входящего в различные социальные общности и играющего в них разные социальные роли. Она опосредует взаимосвязь и взаимодействие личности и общества. В категории "социальная общность" адекватно отражается и особо выделяется субъектно-деятельная сторона социальных по своей природе явлений и процессов, что чрезвычайно важно для понимания сущности и специфики социологии. По своему типу социальные общности различаются пространственно-временными масштабами (например, планетарная общность людей и их государственные общности; разномасштабные поселенческие общности; социодемографические общности) и содержанием объединяющих их интересов (например, социально-классовые, социально-профессиональные, этнонациональные и другие общности). , то для социальных общностей обычно характерны бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определённость границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем. Таковы, например, широкие экологические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения и т.д.

11. Социальные группы.

Уже в древности люди жили группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20- 30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы.В зависимости от наличия взаимодействий (внутригрупповых и межгрупповых) социальные группы подразделяются на номинальные (условные) и реальные. Номинальная группа - искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой. Избиратели, покупатели стирального порошка, лица с высшим образованием. Номинальные группы выделяются для решения как научных, так и практических задач (например, для изучения конъюнктуры рынка). Большие номинальные группы, выделенные по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета населения и решения крупных социально-экономических проблем. Реальная группа - реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами. Семья, класс, споргивная команда, партия, нация. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп. Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Особо выделяются как объект социологического изучения такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория - это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор - сгуденты, телеканал - зрители. Толпа - совокупность людей, Объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом. В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы. Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями. Нация, класс, сословие, этническая общность - большие группы. , Малой группой называется немногочисленная (2-10 чело-век) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении. Семья, дружеская компания, производственная бригада. Промежуточное положение между большими и малыми социальными группами как типом объединения людей занимают группы-организации - искусственно созданные общности людей для достижения определенной цели. Институт, партия, банк, профессиональное объединение. По характеру внутригрупповых отношений социальные группы делятся на формальные и неформальные. В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель Деятельности четко определена. Все виды организаций - формальные группы. В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия - межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики».Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы - удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении. Близкой к данной классификации является деление групп на первичные и вторичные. Для первичных групп характерны малое число членов, их эмоциональная близость, длительность существования, непосредственные взаимодействия. Семья, компания друзей - первичные группы. В первичных группах происходит начальная социализация индивида, в них наиболее эффективно усваиваются социальные ценности и нормы. Во вторичных группах отсутствуют непосредственно межличностные отношения, ее члены связаны между собой опосредованно, деятельностью по достижению общей цели. Например, для школьника класс может быть первичной группой, а коллектив школы - вторичной.

Социальный прогресс

Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) —направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Соц-ый прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях. Прогресс есть равномерное развитие следующих 3 составляющих: -социальной — процесс приближения общества к свободе и справедливости, ликвидации естественных причин, мешающих такому приближению; -материальной — процесс наиболее полного удовлетворения материальных потребностей всех людей, ликвидации технических ограничений для такого удовлетворения; -научной — процесс непрерывного, расширяющегося и углубляющегося познания окружающего мира, его освоение, как в микрокосмос, так и в макро, освобождение познания от рамок экономической целесообразности; Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего политического и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения (правда, у Вольтера и Монтескьё она еще отсутствует, а популярна стала у поздних просветителей). Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737). Великая французская философия истории второй половины XVIII века, начавшаяся с «Рассуждений о последовательном прогрессе человеческого разума» Тюрго (1750) и увенчавшаяся «Очерками исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (1794) вписывается в идейную предысторию позитивизма. При этом сторонник просвещенного деспотизма Тюрго сохранят веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый естественный закон прогресса, который, как с определенной осторожностью заметил автор, «почти так же надежен, как и закон природы». Однако понятие прогресса подвергается критике уже с начала XIX века. С точки зрения историзма, прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения и имманентности» (Фридрих Мейнеке). После Второй мировой войны, некоторые влиятельные мыслители, например Теодор Адорно, выражают сомнения в реальности социального прогресса. И. Р. Шафаревич критикует понятие "прогресса" как термина, присущего исключительно западной цивилизации. Критериями прогресса объявляются: 1. Усложненные социальные организации общества (Г.Спенсер), 2. Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Тённис), 3. Изменения в характере производства и потребления (У.Ростоу, Д.Белл), 4. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, степени освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К.Маркс). Социальная эволюция - понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям. С эволюционной точки зрения, общество рассматривается как сложная самоорганизующаяся система, где ведущую роль играют адаптивные процессы, направленные на решение возникающих проблем в ходе взаимодействия элементов системы. При этом предполагается четкое выделение эволюционирующих комплексов, взаимосвязанных цепей событий, а также стадий, этапов изменений в контексте большого интервала времени. Частным случаем социальной эволюции является социальное развитие. Основы общей теории социальной эволюции были заложены Г. Спенсером ещё до разработки Ч. Дарвином общей теории б

13. Социальный конфликт
Соц-ый конф-т- конф-т, причиной кот. Яв-ся разногласия соц-ых гр-п или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление соц-ых связей людей. В зарубежной социологии соц-ые конф-ты классифицируются по верт-ым и горизонт-ым уровням. Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты конф-а (т. е. взаимодействующие стороны). Выделяются четыре уровня: конф-т между отдельными личностями (ролевые конф-ты); конф-т между личностью и обществом; конф-т между соц-ми гр-пами; межнациональный и межгосударственный конф-ты наиболее крупных соц-ых общностей, целых обществ. На этом уровне анализ конф-тов переходит из области социологии в сферу политологии. Основанием же классификации по горизонтальным уровням являются цели конф-тующих сторон, которых они пытались достичь в процессе взаимодействия, но не смогли, в рез-те чего возник предмет конф-а. По гориз-ым уровням можно выделить 3типа конф-тов: — конф-ты в сфере труда и распределения. Их причинами служат отнош. по поводу труда и распределения, кот. обычно складываются в процессе совместной деятельности людей и их общения; — конф-ты в сфере власти и в полит-ой структуре общ-ва. Причиной служат отношения по поводу власти; — конф-ты в сфере культуры. Причиной могут служить столкновения представителей различных культур, уровней развития отдельных наций и народов.Рассмотрим подробнее: 1. Конф-т между отдел. личностями. В основе этого конф-а находятся такие противоречия, кот. возникают между отдел. людьми. Источники и с-ва разрешения такого конф-а связаны с общением между людьми. 2. Конф-т между личностью и общ-ом. Он затрагивает производство, распределение товаров и услуг, контроль за поведением людей, необходимый для поддержания целостности общ-ва. Может выражаться в отношении человека к своей деятельности, к труду и приводить к отчуждению от них. Конф-ты этой гр-пы связаны с соц-ым, экким и Полит-им аспектами жизни общ-ва, с эмоц-ыми отношениями людей, построенными на выполнении ролевых предписаний. 3. Конф-т между соц-ми общностями, гр-пами и слоями. Конф-тная ситуация заключается в противоборстве гр-п, преследующих несовместимые цели. Источником противоположных интересов этих гр-п являются общественные потребности, поэтому возникновение конф-тов прямо связано с возможностью удовлетворения этих потребностей. 4. Конф-ты на межнациональном и межгосударственном уровне. Они могут иметь такие проявления, как: — аномия — разрушение культурного единства из-за отсутствия четких соц-ых норм. Причины анемии — ослабление влияния религии и политики, растущее значение торгово-промышленного класса, что вызывает распад когда- то прочной системы нравственных ценностей; — культурное запаздывание. Оно происходит, когда изменения материальной сферы производства опережают возможности нематериальной культуры (обычаи, философские системы, законы и формы правления). В результате возникает постоянное несоответствие материальной и нематериальной культуры, что порождает множество соц-ых проблем; — господство чужой культуры, которое имело место в доиндустриальных обществах, колонизированных европейскими нациями. Когда европейские ценности наложились на местные, то результатом явилось неестественное и чреватое конф-ами смешение двух культур. Специалист в этой области Л. Крисберг считает, что конф-ты такого рода — это сложное явление, включающее множество спорных вопросов и сторон.

Социальная среда

Социальная среда -часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. Социальная среда представляет собой совокупность мат-ых, эк-их, соц-ых, полит-их и дух-ых условий существования, формирования и деятельности индивидов и соц-ных групп. Различают: - макросреду - социально-экономическую систему в целом; и - микросреду - непосредственное соци-ое окружение(семья, трудовая, учебная и др.г-пы.) Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. Таким образом происходит зарождение в подсознании тех импульсов, которые впоследствии преобразуются в паттерны поведения и будут оказывать достаточно большое влияние на сознание. Сознание в этом случае имеет соподчиненную функцию. Особенно это бывает более ярко выражено в неадекватном, полубессознательном состоянии (например: алкогольное опьянение), т.к. действиями (деяниями) индивида будет руководить в большей степени не сознание, а подсознание. И в данном случае будет иметь огромное значение окружающая среда, социальная среда, в которой живет индивид в настоящее время, а также та социальная среда, где этот индивид родился и воспитывался (т.к. именно она на раннем этапе оказывала влияние на формирование подсознания индивида). Понятие социальной среды широко используется современной буржуазной социологией и социальной психологией. Однако социальная среда по преимуществу понимается ими как культурная среда, без связи ее с производственной деятельностью людей, с социально-классовой структурой общества, что приводит в конечном итоге к идеалистическому истолкованию роли социальной среды в формировании личности. Если рассматривать социальную среду как среду, свойства и характеристики которой постоянно изменяются, то используется понятие социальный континуум.

Наши рекомендации