Социология как наука: её объект, предмет
Социология как наука: её объект, предмет
В широком смысле объектом социологии являются общество в целом, входящие в него социальные группы и люди. Это же является объектом и для многих других социальных наук-экономики, социальной психологии, психологии и т. д. Социология изучает общество как социальную систему, состоящую из определенных элементов и имеющую свою структуру, рассматривает его как в статике, так и в динамике. Социологию интересует не случайное и уникальное, а закономерное и типичное. Совокупность теоретических понятий, с помощью которых социология описывает эту социальную систему, и есть предмет социологии.Основными понятиями социологии являются: социальные статус и роль, отношения и институты, социальный контроль и стратификация, культура и т.д.Статус дает статическое изображение предмета социологии, а роль-динамическое. Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе.Любой статус состоит из ролей, а они-из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данным статусом. У каждой роли-свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Статус указывает на место в социальной структуре, а роль-на способ поведения. Совокупность незаполненных статусов дает нам социальную структуру общества.Социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы-межличностными отношениями. Общество окутано огромной сетью социальных отношений, под ней расположена сеть межличностных отношений. Таким образом, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальные взаимодействия. Это регулярный, повторяющийся процесс.Культура-совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм-социальный контроль. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т. п.) и состоит из двух элементов-социальных норм (предписаний, что должно делать) и институтов (контролирующих соблюдение этих предписаний).Социальный контроль-механизм регуляции поведения индивидов и групп.Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается беспорядок, или аномия. А когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.У каждого человека есть потребности, которые он стремится Удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные индивидуальны. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Семья, производство, религия, образование, государство-фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору.Таким образом, статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше).Социальная стратификация-совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по определенному критерию и называемых стратами. Переход из одной страты в другую, описывается понятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящейВот это целостная картина общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две стороны-статическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая социальными изменениями.
Категории социологии
Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов. Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования. Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий: социологически интерпретируемые общенаучные категории (социальная система, социальная структура, социальное развитие и др.);собственно социологические категории (социальный статус, социальный институт, социальная стратификация и т.д.);категории близких к социологии дисциплин (культура, личность, государство, власть и др.).В качестве исходной категории социологии выделяют понятие <социальное>, через которое определяются такие важные социологические категории, как <социальные действия и взаимодействия>, <социальные отношения>, <социальные общности>, <социальные институты>, <социальные организации>, <социальная система>, <социальная структура> и др. Среди них особое место занимает категория <социальная общность>, характеризующая все виды и формы социальных образований, субъекты которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии.К числу важнейших категорий социологии относятся понятия <социальная система> и <социальная структура>. Социологи, изучающие поведение людей на микроуровне, оперируют понятиями <социальные действия и взаимодействия>, <социальные статусы и роли>, <малая социальная группа>, <социальные ценности и нормы> и др. Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования (<анкетирование>, <социологический опрос>, <интервьюирование>, <выборка>, <репрезентативность>, <включенное наблюдение>, <контент-анализ> и т.д.).
Функции социологии
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяется, в первую очередь, через функции, которые она выполняет. Как и всякая другая наука, социология выполняет познавательную функцию. Она на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, “прирост“ нового знания о различных сферах общественной жизни, раскрывает закономерности перспективы социального развития общества.Для социологии характерной чертой является единство теории и практики. Познавая объективные законы существования, функционирования и развития общества, социология осуществляет вместе с другими науками об обществе сбор, систематизацию и накопление информации, которая используется при принятии управленческих решений, передается от поколения к поколению. В этом проявляется информационная функция социологии. Систематизация и накопление информации осуществляется в форме описания процессов и явлений общественной жизни в виде книг, учебников, научных отчетов и т.п. Социологии, как и любой другой науке, свойственна также описательная функция.Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических задач. В этом плане на первое место выступает прикладная функциясоциологии, в рамках которой проявляется ряд других ее функций. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает вероятность проявления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве “процветающих” стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.
Практическая направленность социологии выражается в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и явлений в будущем. В этом проявляется прогностическаяфункция социологии.В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии развития будущих социальных явлений и процессов, связанных с каждым из выбранных решений;рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т.д.
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. В любом виде деятельности, любой отрасли научного знания есть система господствующих взглядов и теорий, норм общественной жизни и поведения, предпочтительных действий. Социология не является исключением. Она выполняет идеологическую функцию. Также социология преобразовывает мир общественных отношений личности и социальной системы и.д. В этом проявляется преобразовательная функция социологии.С помощью социологических знаний можно оптимизировать человеческие отношения с целью сохранения мира, а можно и разрушить систему отношений, доведя их до состояния войны. Результаты социологических исследований могут использоваться в интересах всего общества, а также в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных (как положительно направленных, так и отрицательно) социальных целей. Социологическое знание зачастую может служить средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувств близости, общности, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений. .
Социальные общности
Общество - чрезвычайно сложное образование, включающее множество качественно различных социальных подсистем Основными из них являются а) социальные группы и общности, в основе которых социальные отношения; б) социальные институты и организации, в основе которых институциональные и организационные связи; в) социальные нормы и ценности, в основе которых связи социального контроля. Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Социальная общность - это основная категория социологии. Социальная общность - более или менее устойчивое и целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. Именно благодаря такому взаимодействию складываются социальные отношения, в обществе выделяется область социального, а каждый человек приобретает своё социальное качество. Социальная общность охватывает все виды и формы социального бытия индивида, обычно входящего в различные социальные общности и играющего в них разные социальные роли. Она опосредует взаимосвязь и взаимодействие личности и общества. В категории "социальная общность" адекватно отражается и особо выделяется субъектно-деятельная сторона социальных по своей природе явлений и процессов, что чрезвычайно важно для понимания сущности и специфики социологии. По своему типу социальные общности различаются пространственно-временными масштабами (например, планетарная общность людей и их государственные общности; разномасштабные поселенческие общности; социодемографические общности) и содержанием объединяющих их интересов (например, социально-классовые, социально-профессиональные, этнонациональные и другие общности). , то для социальных общностей обычно характерны бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определённость границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем. Таковы, например, широкие экологические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения и т.д.
11. Социальные группы.
Уже в древности люди жили группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20- 30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы.В зависимости от наличия взаимодействий (внутригрупповых и межгрупповых) социальные группы подразделяются на номинальные (условные) и реальные. Номинальная группа - искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой. Избиратели, покупатели стирального порошка, лица с высшим образованием. Номинальные группы выделяются для решения как научных, так и практических задач (например, для изучения конъюнктуры рынка). Большие номинальные группы, выделенные по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета населения и решения крупных социально-экономических проблем. Реальная группа - реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами. Семья, класс, споргивная команда, партия, нация. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп. Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Особо выделяются как объект социологического изучения такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория - это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор - сгуденты, телеканал - зрители. Толпа - совокупность людей, Объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом. В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы. Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями. Нация, класс, сословие, этническая общность - большие группы. , Малой группой называется немногочисленная (2-10 чело-век) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении. Семья, дружеская компания, производственная бригада. Промежуточное положение между большими и малыми социальными группами как типом объединения людей занимают группы-организации - искусственно созданные общности людей для достижения определенной цели. Институт, партия, банк, профессиональное объединение. По характеру внутригрупповых отношений социальные группы делятся на формальные и неформальные. В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель Деятельности четко определена. Все виды организаций - формальные группы. В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия - межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики».Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы - удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении. Близкой к данной классификации является деление групп на первичные и вторичные. Для первичных групп характерны малое число членов, их эмоциональная близость, длительность существования, непосредственные взаимодействия. Семья, компания друзей - первичные группы. В первичных группах происходит начальная социализация индивида, в них наиболее эффективно усваиваются социальные ценности и нормы. Во вторичных группах отсутствуют непосредственно межличностные отношения, ее члены связаны между собой опосредованно, деятельностью по достижению общей цели. Например, для школьника класс может быть первичной группой, а коллектив школы - вторичной.
Социальный прогресс
Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) —направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Соц-ый прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях. Прогресс есть равномерное развитие следующих 3 составляющих: -социальной — процесс приближения общества к свободе и справедливости, ликвидации естественных причин, мешающих такому приближению; -материальной — процесс наиболее полного удовлетворения материальных потребностей всех людей, ликвидации технических ограничений для такого удовлетворения; -научной — процесс непрерывного, расширяющегося и углубляющегося познания окружающего мира, его освоение, как в микрокосмос, так и в макро, освобождение познания от рамок экономической целесообразности; Идея о том, что человечество развивается по пути всё большего политического и социального прогресса, появляется в Эпоху Просвещения (правда, у Вольтера и Монтескьё она еще отсутствует, а популярна стала у поздних просветителей). Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737). Великая французская философия истории второй половины XVIII века, начавшаяся с «Рассуждений о последовательном прогрессе человеческого разума» Тюрго (1750) и увенчавшаяся «Очерками исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (1794) вписывается в идейную предысторию позитивизма. При этом сторонник просвещенного деспотизма Тюрго сохранят веру в провидение Божье как источник общего хода истории, тогда как в трудах его антиклерикально настроенного ученика Кондорсе вступил в силу чистый естественный закон прогресса, который, как с определенной осторожностью заметил автор, «почти так же надежен, как и закон природы». Однако понятие прогресса подвергается критике уже с начала XIX века. С точки зрения историзма, прогресс — это «секуляризованная христианская эсхатология, идея универсальной, достигаемой всем человечеством конечной цели, которая перемещена из сферы чудес и трансцендентности в сферу естественного объяснения и имманентности» (Фридрих Мейнеке). После Второй мировой войны, некоторые влиятельные мыслители, например Теодор Адорно, выражают сомнения в реальности социального прогресса. И. Р. Шафаревич критикует понятие "прогресса" как термина, присущего исключительно западной цивилизации. Критериями прогресса объявляются: 1. Усложненные социальные организации общества (Г.Спенсер), 2. Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Тённис), 3. Изменения в характере производства и потребления (У.Ростоу, Д.Белл), 4. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, степени освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К.Маркс). Социальная эволюция - понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям. С эволюционной точки зрения, общество рассматривается как сложная самоорганизующаяся система, где ведущую роль играют адаптивные процессы, направленные на решение возникающих проблем в ходе взаимодействия элементов системы. При этом предполагается четкое выделение эволюционирующих комплексов, взаимосвязанных цепей событий, а также стадий, этапов изменений в контексте большого интервала времени. Частным случаем социальной эволюции является социальное развитие. Основы общей теории социальной эволюции были заложены Г. Спенсером ещё до разработки Ч. Дарвином общей теории б
13. Социальный конфликт
Соц-ый конф-т- конф-т, причиной кот. Яв-ся разногласия соц-ых гр-п или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление соц-ых связей людей. В зарубежной социологии соц-ые конф-ты классифицируются по верт-ым и горизонт-ым уровням. Основанием классификации по вертикальным уровням служат субъекты конф-а (т. е. взаимодействующие стороны). Выделяются четыре уровня: конф-т между отдельными личностями (ролевые конф-ты); конф-т между личностью и обществом; конф-т между соц-ми гр-пами; межнациональный и межгосударственный конф-ты наиболее крупных соц-ых общностей, целых обществ. На этом уровне анализ конф-тов переходит из области социологии в сферу политологии. Основанием же классификации по горизонтальным уровням являются цели конф-тующих сторон, которых они пытались достичь в процессе взаимодействия, но не смогли, в рез-те чего возник предмет конф-а. По гориз-ым уровням можно выделить 3типа конф-тов: — конф-ты в сфере труда и распределения. Их причинами служат отнош. по поводу труда и распределения, кот. обычно складываются в процессе совместной деятельности людей и их общения; — конф-ты в сфере власти и в полит-ой структуре общ-ва. Причиной служат отношения по поводу власти; — конф-ты в сфере культуры. Причиной могут служить столкновения представителей различных культур, уровней развития отдельных наций и народов.Рассмотрим подробнее: 1. Конф-т между отдел. личностями. В основе этого конф-а находятся такие противоречия, кот. возникают между отдел. людьми. Источники и с-ва разрешения такого конф-а связаны с общением между людьми. 2. Конф-т между личностью и общ-ом. Он затрагивает производство, распределение товаров и услуг, контроль за поведением людей, необходимый для поддержания целостности общ-ва. Может выражаться в отношении человека к своей деятельности, к труду и приводить к отчуждению от них. Конф-ты этой гр-пы связаны с соц-ым, экким и Полит-им аспектами жизни общ-ва, с эмоц-ыми отношениями людей, построенными на выполнении ролевых предписаний. 3. Конф-т между соц-ми общностями, гр-пами и слоями. Конф-тная ситуация заключается в противоборстве гр-п, преследующих несовместимые цели. Источником противоположных интересов этих гр-п являются общественные потребности, поэтому возникновение конф-тов прямо связано с возможностью удовлетворения этих потребностей. 4. Конф-ты на межнациональном и межгосударственном уровне. Они могут иметь такие проявления, как: — аномия — разрушение культурного единства из-за отсутствия четких соц-ых норм. Причины анемии — ослабление влияния религии и политики, растущее значение торгово-промышленного класса, что вызывает распад когда- то прочной системы нравственных ценностей; — культурное запаздывание. Оно происходит, когда изменения материальной сферы производства опережают возможности нематериальной культуры (обычаи, философские системы, законы и формы правления). В результате возникает постоянное несоответствие материальной и нематериальной культуры, что порождает множество соц-ых проблем; — господство чужой культуры, которое имело место в доиндустриальных обществах, колонизированных европейскими нациями. Когда европейские ценности наложились на местные, то результатом явилось неестественное и чреватое конф-ами смешение двух культур. Специалист в этой области Л. Крисберг считает, что конф-ты такого рода — это сложное явление, включающее множество спорных вопросов и сторон.
Социальная среда
Социальная среда -часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. Социальная среда представляет собой совокупность мат-ых, эк-их, соц-ых, полит-их и дух-ых условий существования, формирования и деятельности индивидов и соц-ных групп. Различают: - макросреду - социально-экономическую систему в целом; и - микросреду - непосредственное соци-ое окружение(семья, трудовая, учебная и др.г-пы.) Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. Таким образом происходит зарождение в подсознании тех импульсов, которые впоследствии преобразуются в паттерны поведения и будут оказывать достаточно большое влияние на сознание. Сознание в этом случае имеет соподчиненную функцию. Особенно это бывает более ярко выражено в неадекватном, полубессознательном состоянии (например: алкогольное опьянение), т.к. действиями (деяниями) индивида будет руководить в большей степени не сознание, а подсознание. И в данном случае будет иметь огромное значение окружающая среда, социальная среда, в которой живет индивид в настоящее время, а также та социальная среда, где этот индивид родился и воспитывался (т.к. именно она на раннем этапе оказывала влияние на формирование подсознания индивида). Понятие социальной среды широко используется современной буржуазной социологией и социальной психологией. Однако социальная среда по преимуществу понимается ими как культурная среда, без связи ее с производственной деятельностью людей, с социально-классовой структурой общества, что приводит в конечном итоге к идеалистическому истолкованию роли социальной среды в формировании личности. Если рассматривать социальную среду как среду, свойства и характеристики которой постоянно изменяются, то используется понятие социальный континуум.
Социальное действие
Социа́льное де́йствие — действие ч-ка, кот.по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Впервые понятие соц-ого действия ввел в научный оборот нем.социолог Макс Вебер. В соответствии с теорией Вебера действие становится соц-ым, когда оно: 1.является осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей; 2.сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия; 3.социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с др. людьми.М. Вебер предложил типологию соц-ых дей-ий. В 1-ом случае ч-к действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, это целерациональный тип действия. Во 2-ом случае ч-к пытается определить, насколько хороши те ср-ва, кот.имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (этот термин также был предложен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.В 3-ем случае ч-к будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным, т. е. его действие будет определяться общ-ной нормой.Наконец, ч-к может совершать действие и выбирать ср-ва под напором ч-тв. Такие действия Вебер называл аффективными. У Т. Парсонса проблематика соц-ого действия связана с выделением следующих признаков: • нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм). • волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды) • наличие знаковых механизмов регуляции. Любое соц-ое действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы : • субъект действия, воздействующий индивид или общность людей; • объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие; • средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение; • результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие. Соц-ая деятельность подразделяется на различные виды: -материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.); -познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.); -ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.); -коммуникативная, выражающаяся в общении ч-ка с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур, мировоззрении, политических движениях и т. п.; -художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.); -спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.
Социальная адаптация
Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования. Наиболее сложные и разнообразные аспекты явления адаптации проявляются в многогранной человеческой деятельности, в которой можно выделить психофизиологические, поведенческие, когнитивные и субъектно-личностные компоненты адаптационного процесса. Социальная адаптация –это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Е.И. Холостова выделяет две формы социальной адаптации: Активная, когда индивид стремиться к воздействию на окружающую среду с целью ее изменения;Пассивная, когда индивид не стремиться к воздействию на нее. И..А. Милославова рассматривает социальную адаптацию в качестве сложного структурного образования, состоящего из двух взаимосвязанных компонентов – адаптивной ситуации и адаптивной потребности. Под адаптивной потребностью понимается неизбежно возникающая потребность личности приблизить, в какой-то степени «уравнять» шаблоны поведения, привычки, представления, в связи с изменившимися условиями социальной среды. Адаптивная ситуация рассматривается как изменения в социальной среде. В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде: 1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей; 2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга; 3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой; 4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми,
Социальная самопрезентация.
Самопрезентация (англ. self-presentation) - акт самовыражения в процессе общения, направленный на создание определённого впечатления о себе у аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей.Также термин самопрезентация,как правило, используется как синоним управления впечатлением для обозначения многочисленных стратегий и техник, применяемых индивидом, при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим.Наиболее существенный вклад в изучение механизмов самопрезентации внес И. Гофман, создав концепцию социальной драматургии, в которой он рассмотрел процесс самопрезентации. через исполнение человеком социальных ролей. Предложенная Гофманом концепция социальной драматургии подробно описана в книге «Представление себя другим в повседневной жизни». Он проанализировал, как взаимодействует команда исполнителей определённых ролей и публика, на которую это исполнение направлено. Одной из центральных задач исследования самопрезентации является выявление её стратегий, под которыми понимается совокупность поведенческих актов личности, разделенных во времени и пространстве, направленных на создание определённого образа в глазах окружающих.Все современные социально-психологические концепции самопрезентации можно условно разделить на мотивационные, личностные и ситуационные.Мотивационные теории анализируют процесс самопрезентации с точки зрения базовых мотивов, на реализацию которых направлена самопрезентация.Стратегия самопрзентации включает в себя ряд отдельных тактик (приемов создания желаемого образа). Э. Джонс и Т. Питтман в 1982 г. создали одну из первых классификаций стратегий самопрезентации. Так, по мнению Е.Джонса и Т.Питтмана, в основе процесса самопрезентации лежит мотив власти, т.е. стремление поддержать и расширить влияние в межличностных отношениях. Согласно Джонсу и Питтману, можно выделить пять основных стратегий самопрезентации. Она включает 5 стратегий: инграциация (цель - казаться привлекательным); самопродвижение (демонстрация компетентности); примерность (цель - казаться морально безупречным); запугивание (демонстрация силы); самоуничижение (демонстрация слабости с целью получения помощи). Каждая стратегия направлена на достижение одного из пяти видов власти (власть обаяния, власть эксперта, власть страха, власть наставника и власть сострадания). Р.Аркин (1981) и А.Шутц (1998) рассматривают самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации достижения и мотивации избегания неудачи и выделяют в соответствии с этими мотивами приобретающую самопрезентацию и защитную самопрезентацию. Для приобретающей самопрезентации характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (общение с равными себе по статусу индивидами). Защитная самопрезентация чаще всего не осознается и проявляется в том, что субъект выбирает неадекватную для решения своих задач среду: либо руководствуясь заниженными требованиями, либо - непомерно высокими.
Социальная мобильность
СОЦ-АЯ МОБ-ТЬ- изм-ие инд-ом или гр-пой соц-ой позиции, места, занимаемого в соц-ой структуре. Согласно определения П.Сорокина, " под соц-ой моб-тью понимается любой переход индивида, или соц-ого объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной соц-ой позиции к другой". П.Сорокин различает два типа соц-ой моб-сти: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная моб-ть то переход индивида или социльного обекта от додной социльной позиции к другой, лежаще