Динамические процессы в малой социальной группе.
В настоящее время в социальной психологии нет единого мнения относительно этого понятия. Так, в словаре по психологии приводится следующее определение: под динамическими процессами понимают всю совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характерных для жизнедеятельности малой группы. К таким процессам относятся: образование группы, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад. К процессам групповой динамики относятся феномены руководства и лидерства, процессы принятия групповых решений и нормообразования, - то есть выработка групповых мнений, правил, ценностей; сплоченность и групповые конфликты.
Кроме того, к групповой динамике относятся: процессы группового давления и другие способы регуляции индивидуального поведения. То есть все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования.
^ Образование малой группы. Вне зависимости от причин образования малой группы (чаще всего эти причины внешне заданы функционированием общества) этот процесс включает несколько стадий.
На первой стадии происходит знакомство членов группы. Происходит формирование первоначальных представлений людей друг о друге. На этом же этапе происходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности.
Вторая стадия характеризуется первичным сближением членов группы, образованием системы межличностных отношений, формированием групповых норм. В процессе общения происходит выработка групповых правил поведения, ценностные ориентации.
Вместе с тем, на второй стадии группе свойственна лишь формальная целостность, особенно если причины возникновения группы являются заданными извне, какими-либо потребностями общества (например, набор класса, обусловлен приходом нового поколения в систему образования).
На данной стадии возможно обострение межличностных отношений, появление эмоционально-психологического дискомфорта, возникновение конфликтов. Начинает складываться система взаимных симпатий и антипатий.
На третьей стадии начинает оформляться групповое мнение, появляются общие настроения и совместные переживания людей. Однако на данной стадии возможно появление внутри формальной группы неформальных подгрупп.
На четвертой стадии происходит формирование чувства «Мы», по сути дела происходит психологическое оформление людей в группу.
^ Групповая сплоченность. Эта характеристика рассматривается как один из основных показателей эффективности осуществления процесса группообразования.
Групповая сплоченность - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве показателей групповой сплоченности рассматриваются:
• уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, - чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность;
• степень привлекательности, полезности группы для ее членов, - чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, то есть тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность.
^ Групповое давление. Это явление получило название «конформности» (конформность от лат. conformis - подобный, сообразный; податливость человека реальному или воображаемому давлению группы). Конформность проявляется в изменении поведения и установок человека под воздействием группы. Конформность выступает способом разрешения осознанного конфликта между личным мнением и мнением группы в пользу последнего.
Разновидностью конформности является негативизм или «нонконформизм». Что проявляется в стремлении человека непременно поступить наперекор группе. Любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную позицию.
Различают конформность внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя конформность (личная) - характеризуется действительным преобразованием индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованной и объективной, чем своя точка зрения. Чаще всего сопровождается конформностью внешней.
Внешняя конформность (публичная) – демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрения или избежать санкций со стороны группы.
^ Принятие группового решения. Под принятием группового решения понимается осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи.
Можно выделить ряд этапов процесса принятия группового решения:
• информационно-поисковый этап, заключающейся в выявлении и уяснении истинной сущности возникшей проблемы, на этом этапе происходит сбор дополнительной информации, ее осмысление;
• этап постановки цели и выявление альтернативных действий для ее достижения;
• оценочно-прогностический этап, предполагающий обмен мнениями и всестороннее обсуждение способов решения поставленной задачи, на этом этапе используются такие методы, как дискуссия, «мозговой штурм» и др.;
• собственно принятие решения.
Процесс принятия группового решения имеет свои сильные и слабые стороны. С одной стороны, групповое обсуждение порождает больше идей по сравнению с ситуациями, когда решение принимается единолично. Кроме того, решения, принятые группой, отличаются большей точностью, так как группа в целом обладает большим количеством знаний по сравнению с одним человеком.
При групповом принятии решений возрастает приeмлемость принятых решений для всех членов группы. Это объясняется тем, что люди сами участвуют в выборе решений и охотней поддерживают свой выбор.
Как показывaют экспериментальные данные, на принятие группового решения влияет состав группы. Так, гeтеpoгeнныe группы (состоящие из представителей мужского и женского пола), члены которых различались по квалификации и опыту, обычно принимали решения более высокого качества, чем гомогенные (однородные) группы.
Преимущества гомогенных групп состояло в том, что они в большей мере способствовали удовлетворенности их членов и уменьшению конфликтности.
^ Эффективность совместной деятельности. Под эффективностью групповой деятельности понимают отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату.
Обычно в качестве критериев эффективности совместной деятельности выделяются следующие:
. продуктивность (чаще всего экономическая);
. удовлетворенность трудом, принадлежностью к группе и т. д.
Помимо указанных критериев, существуют и другие, нaпример характеристика психологического климата. Под которым понимают качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокyпности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
^ Стадии и уровни развития малой группы. Разница в уровне развития группы может весьма существенно влиять на протекание динамических процессов.
Рассмотрим особенности некоторых из них применительно к коллективу, как группе высокого уровня развития.
А.В. Петровским была проведена серия экспериментов с целью сопоставления внушающего воздействия нa личность неорганизованной группы и личность, находящуюся в сложившемся коллективе. Результаты исследования показали, что в группе случайно собравшихся людей внушающее влияние группы на человека проявляется в большей степени, чем в организованной группе - коллективе, к которому данный индивид принадлежит.
Это объясняется тем, что в коллективе человек сознательно и избирательно реагирует на мнение каждого, ориентируясь на сложившиеся в ходе совместной деятельности оценки, убеждения, идеалы.
Состояние человека в незнакомой группе, случайной и неорганизованной, в условиях дефицита информации способствует повышению внушаемости.
Таким образом, в неорганизованной группе поведение человека варьирует в диапазоне «автономия – подчиненность грyппе». А в коллективе появляется еще одна возможность - осуществление коллективистского самоопределения личности. Под которым понимается избирательное отношение личности к воздействиям конкретной группы, выpaжaющееся в принятии ей одних и отвержении других гpyпповых воздействий в зависимости от опосредующих факторов - оценок, убеждений, идеалов, групповых норм, ценностей и т. п.
Коллективистское самоопределение выступает альтернативой конформизму и негативизму и отражает характерную для личности в развитой группе позицию, основанную на осознании личностью необходимости действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и отношениями, сложившимися в группе в процессе совместной деятельности.
Существует связь между уровнем развития гpyппы и ее размером, с одной стороны, и интегративными прoцессами (сплоченностью, удовлетворенностью пребывания в группе, взаимопониманием) - с другой.
Чем ниже уровень развития группы, тем большее значение имеет ее размер для интегративных процессов в ней. В группах высокого уровня развития действие этого фактора oтcтyпaeтнa задний план. То есть вопрос об оптимальном размере группы имеет значение для групп низкого уровня развития, в то же время группы высокого уровня развития могут компенсировать не оптимальность своего размера.
Оптимальной группа становится не в результате увеличения или уменьшения ее размера, а вследствие повышения уровня ее развития. Что достигается в результате изменения содержания предметной деятельности и тем самым ведет к изменению системы межличностных отношений в группе.