Структура социального взаимодействия по Т.Парсонсу, Я.Щепаньскому, Э.Берну. Типы социального взаимодействия.
1) Парсонс
Отправным моментом для Парсонса является теория социального действия, неотъемлемую черту которого составляет отношение между деятелями и элементами среды - социальной и природной, - которые они наделяют смыслом. Наиболее важными элементами среды являются другие люди. Это' предполагает далее, что исследование должно сосредоточиваться на социальном взаимодействии, в рамках которого деятелям приходится обращать внимание на действия, желания и цели других людей В процессе этого взаимодействия решающее значение имеют нормы и ценности, поскольку они регулируют и делают предсказуемым поведение индивидов. Природа человеческого действия, всегда направленного к достижению цели. Парсонс выделяет три класса элементов и мотиваций действия: когнитивный (идеи и информация об объектах, относящихся к целедостижению), катектический (эмоциональное отношение к объектам целедостижения в связи с потребностями деятеля) и оценочный (альтернативы выбора).
Согласно Парсонсу, в системе любого социального взаимодействия аналитически различаются по крайней мере четыре аспекта: 1) множество взаимодействующих единиц; 2) множество правил или иных «культурных кодов», которые организуют ориентации единиц и само взаимодействие; 3) система или процесс взаимодействия как такового; 4) среда, в которой эта система действует и с которой происходит регулярный взаимообмен.
Парсонс отмечает, что социальное взаимодействие имеет системный характер, и поэтому использует термин "социальная система". Понятием, объединяющим социальное действие и социальную систему, является понятие типовых переменных. Парсонс определяет последние как фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается социальный деятель. Социальные системы могут характеризоваться как строящиеся на основании определенной комбинации решений этих дилемм. Существуют четыре набора дилемм. (1) Партикуляризм или универсализм: деятели должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать критерии уникальные, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм) . (2) Поступки или качества: необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества. (3) Аффективная нейтральность или аффективность: деятели могут находиться в определенных отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность) , либо по эмоциональным причинам (аффективность) . (4) Специализация или "диффузность": индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлеченностью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности ("диффузность") и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей (специализация) . Этими типовыми переменными структурируется любая система взаимодействия.
2) Я.Щепаньский.
Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Я. Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление пространственного контакта; психического контакта (по Я. Щепаньскому, это взаимная заинтересованность); социального контакта (здесь это совместная деятельность); взаимодействия (что определяется как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»); социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).
3) Э.Берн
Эрик Берн, автор концепции трансактного анализа. Он считает, что регулировать взаимодействия возможно через регулирование позиций участников. С точки зрения трансактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью - это лишь психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя - «Надо!», позиция Взрослого - объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают, если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае трансакции являются «пересекающимися». Второй показатель эффективности - адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней.
В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия:
М. Аргайлом и Э. Берном. М. Аргайл называет следующие ситуации:
- официальные социальные события;
- случайные эпизодические встречи;
- формальные контакты на работе и в быту;
- асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).
Э. Берн уделяет особое внимание:
- ритуалам;
- полуритуалам (имеющим место в развлечениях);
- играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.).
4) Типы социального взаимодействия:
В соответствии со способами, посредством которых субъекты взаимодействия согласуют свои цели и реализуют их, выделяют следующие типы социального взаимодействия:
сотрудничество - взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон;
конкуренция (соперничество) - тип социального взаимодействия, предполагающий отстранение, опережение или подавление соперника в борьбе за социальные блага. При конкуренции одна из сторон стремится нанести ущерб другой;
конфликт - скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.