Молодежь как социальная группа

Молодежь — это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе. Молодежь рассматривается в социологии с двух основных позиций.

Во-первых, как социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, во-вторых, как группа, отличающаяся специфическим положением и ролью в обществе, а также социально-психологическими свойствами, интересами, потребностями, ценностными ориентациями и т.д.

В официальных документах ООН мо­лодежный возраст определен в границах от 15 и до 24 лет, что обусловлено ориентацией на государства Азии, Африки, Латинской Амери­ки, где проживает большая часть молодежи мира и где вступление в само­стоятельную взрослую жизнь происходит в более раннем возрасте.

Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно:

· физиологическое взросление;

· завершение формирования личности;

· вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2.17-19 лет - юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи. В целом этот этап можно охарактеризовать как этап достижения интел­лектуальной зрелости.

4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Этот период характеризуется становлением духовной зрелости. "Духовно-мировозренческая зрелость происходит, как правило, в возрасте 27-28 лет, когда сформированы смысло-жизненные цели и система ценностей, определены мировоззренческие ориентиры и позиции, прошел период профессионально­го самоопределения и становления молодого человека". К 28 годам по данным статистики, более двух третей молодых людей находятся в браке и имеют детей.

Среди основных критериев завершения социальной молодости можно назвать следующие:

- приобретение полной экономической самостоятельности;

- освоение одной (нескольких) профессий или специальностей и получение определенного общественного признания в них;

- достижение в политической и социальной сферах общественного статуса идентичного статусу взрослого человека.

Остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами.

1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов.

2. Молодежь — основной носитель интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями к труду, к творчеству во всех сферах жизни.

3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.

Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Главными из них являются - воспроизводящая и инновационная.

Молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества, но в то же время формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. В общественных изменениях молодежь всегда предвестник нового времени. Поэтому ее функция — это создание «новых подходов к накопленному культурному наследию». Молодежь не замещает стариков, но приводит в движение нечто новое. «Социальным бульдозером» называли поколение европейской и американской молодежи в 60-е-начале 70-х годов 20 века.

В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития.Каждое новое поколение несет в себе два вида качеств, пред­ставленных по-разному: одни можно отнести к«адаптивно-функ­циональным» (приспособительным) ,другие -«перспективно-воспроизводящим» (креативным). От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит общественное развитие в целом. В реальной жизни формирование качеств обоих видов идет одновременно, но при необходимом доми­нировании одного из них. Если доминирует процесс формирования «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие за­медляется.

Какой вид качеств будет доминировать среди молодежи зависит от того, насколько молодёжь:

- знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

- обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;

- обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.


Наши рекомендации