Социологическая теория марксизма.
Особое место в истории социологической мысли занимает учение Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), основой которого служило диалектико-материалистическое понимание исторического процесса. Вычленение собственно социологического аспекта марксизма представляет известную сложность, ибо труды этих мыслителей, как правило имеют междисциплинарный характер и содержат немало идеологических и оценочных суждений. Вместе с тем некоторые их работы (например, <Анкета для рабочих> К. Маркса, <Положение рабочего класса в Англии> Ф. Энгельса) опираются на большой эмпирический материал и, по сути, являются социологическими исследованиями. Так, в <Анкете для рабочих> есть разработка почти сотни вопросов, касающихся оплаты труда, продолжительности рабочего времени, условий и охраны труд бюджета семьи и т.д. В целом же в марксизме преобладала разработка общетеоретической социологии. В той или иной степе-ни это нашло отражение в главных трудах Маркса и Энгельса (<Немецкая идеология>, <Нищета философии>, <Критика поли-тической экономии>, <Капитал> и др.).
Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, бе-зусловно, содержала немало ценных идей, обогативших обще-ственную мысль XIX в. Наиболее существенные положения со-циологической теории марксизма сводятся к следующему: понимание общества как социальной системы, включаю-щей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли в конечном счете эко-номической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определя-ющий ее качественную характеристику; интерпретация социальной истории как естественно-исто-рического процесса, основанного на последовательной, поступа-тельной и закономерной смене общественно-экономических формаций - первобытно-общинной, рабовладельческой, фео-дальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства и прежде всего системой производственно-экономических отношений. Этим в конечном счете определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации; обоснование диалектического взаимодействия обществен-ного бытия и общественного сознания. Последнее выступает как отражение социальной практики людей, различных видов их совместной деятельности. Тем самым объясняется природа, сущность и содержание общественного сознания; объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса, поступательного развития общества. В марксистской интерпретации социальный конфликт - это не временное или локальное явление, а постоянный и органичес-кий компонент общественной жизни. Показав положительную роль конфликтов в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути, заложили основы конфликтологического направления в социо-логии; в рамках социологической теории марксизма возникла ОДна из первых концепций социальной стратификации. Вы-делив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс пред-ставили социальную структуру общества как систему отноше-ний между экономическими классами; важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность:- это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный харак-тер.
Отмечая роль марксизма в развитии социологической мысли, нельзя в то же время не указать его слабые стороны. Среди не-достатков марксистской теории многие социологи прежде всего выделяют присущий, ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию роли культурных и духовных факторов в жизни общества. К существенным недостаткам марксизма от-носят также преувеличение значения классовой борьбы, рево-люционного насилия в истории, недооценку реформ, механиз-мов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.
Не подтвердились на практике и многие прогнозы марксист-ской социологии, в частности утверждение о неизбежности все-мирной победы социализма в обозримом будущем, о неуклон-ном росте численности пролетариата и возрастании его революционной роли, об усилении абсолютного и относитель-ного обнищания трудящихся при капитализме, о сокращении средних слоев населения и др.
Таким образом, в социологической теории марксизма необ-ходимо отделять научное знание от различных идеологизиро-ванных и политизированных положений. Многие ценные идеи Маркса и Энгельса питали научное творчество таких крупных социологов, как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм оказал зна-чительное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.