Социологическая мысль в России конца XIX - начала XX века.
1. Длительное время освещениепроблем общественной жизни России преимущественно происходило средствамихудожественной культуры и публицистики. 2.Медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества, при отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. 3. Развитие двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской, связанных с тем, что Россия расположено на двух континентах: Европе и Азии.
Западники(Н.В.Станкевич, Т.Н.Грановский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Б.Н.Чичерин, представители либеральной, анархистской линий социологии), опирались на идеи Канта, Гегеля, Фихте и др., ратовали за капиталистич путь развития России, усвоение ею западноевропейских соц/7410977ё институтов и духовных ценностей. В числе преобразований ими выдвигались идеи: отмены крепостного права, наделения крестьян землей, введения конституции и организацию просвещения народа. |
В западничестве сложилось три основных направления: • теоретическое (1830-е гг.) - П.Я.Чаадаев; • гуманистическое (1840-е гг.) -В.Г.Белинский; • народническое (1860-е гг.), основанное А.И.Герценом, Н.Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым и др. Часто последние два объединяют, именуя их революционно-демократическимнаправлением. |
Славянофилы(А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, социологи - народники, представители христианской социологии) обосновывали самобытность славянской, русской культуры, ее принципиальное несоответствие капиталистическому укладу, потребность особого пути развития страны. Прогресс российского общества славянофилы связывали с синтезом православной духовности, державности (сильной государственной власти) и общинного хозяйствования. В славянофильстве можно условно выделить два направления: |
1) русофилылевого крыла – их взгляды сформулировал Н.Данилевский, считавший, что именно в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе; |
2) выразитель идей правого крыла русофиловК.П.Победоносцев решительно выступал против «разрушительных» сил западной культуры, считая, что только путем соблюдения национальных традиций под руководством церкви, осуществляющей волю Бога на земле, русское общество может достичь гармоничного единства желаний, эмоций, разума. |
4. Заметное влияние идеологии.
В сознании российского общества преобладали две крайности - консерватизм и радикализм. Первый связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (от декабристов до большевизмом). |
Западные социологи стремились к созданию идеологически нейтральной науки и были в основном кабинетными учеными. Российские ученые, наоборот, были активными общественными деятелями, лидерами различных идейно-политических движений. В частности:
• революционно-демократического направления - В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский...; |
• народнического- П.Л.Лавров, Н.В.Шелгунов, Н.К.Михайловский, Г.А.Лопатин; |
• анархистского- М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин; |
• марксистского- Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, Н.И.Бухарин, А.А.Богданов, П.С.Грибакини др.; |
• буржуазно-либерального - П.Ф.Даниельсон, П.В.Струве, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, С.А. Муромцев, М.И.Туган-Барановский, А.С.Лаппо-Данилевский, Ю.С.Тамбуров; |
•христианско-православного- В.В.Розанов, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев и т.д. |
Идеология большей части русских социологов проповедовала идеи • ограничения самодержавия, • разрушения дворянской монополии на высшее образование и государственное управление. Поэтому особенно до революции 1905 г. они выступали критиками царского режима. 5. Негативное влияние на развитие социологии патриархальных традиций. Так, "Высочайшие" указы Павла I и Николая I запрещали официальное использование терминов "общество", "революция" и "прогресс". Из-за сопротивления "верхов" любым научным нововведениям многие книги не только по социологии, политической экономии, но даже по бактериологии, гигиене, санитарии и биологии читались полулегально. 6. Православие с опаской относилась к социологии, считая, что эта наука, претендуя на роль одного из регуляторов общественной жизни, может вызвать разрушение духовных ценностей и моральных жизненных устоев. 7. Предрассудкимногих ученых в отношении новой науки.
В эволюции российской социологии можно выделить четыре этапа:
Этапы | Время | Основные характеристики |
середина XIX в. – начало 1920-х | возникновение и развитие отечественной социологии как полноценной части общемировой социологической науки; | |
начало 1920-х – конец 1950-х | развитие социологии в руслемарксистско-ленинской идеологии. Полнаяидеологизация всей общественной жизни страны; | |
начало 1960-x – конец 1980-х | постепенное возрождение отечественной социологии и расширение круга проблем для научных исследований; | |
1990-е – н/время | кризис и формирование новой социологии в связи с изменениями в России. |
Основные направления социологии в России
I. Позитивизм (становление социологии, конец 60-х - конец 80-х годов ХIХ в.) |
1) Русский утопический социализм (революционные демократы – Белинский, Герцен, Чернышевский). |
2) Географический детерминизм (Л.И.Мечников, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев). |
3) Органицизм (А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд, Я.А.Новиков). |
4) Концепция культурно-исторических типов (Н.Я.Данилевский). |
5) Субъективно-народническая школа (П.Лавров, Н.Михайловский, М.Бакунин, А.Кропоткин). |
6) Психологическое направление (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Е.В.деРоберти, Н.И.Кареев). |
II. Антипозитивизм (начало 80-х годов ХIХв. - начало ХХв.): |
1) Ортодоксальное направление (неокантианство) (Б.А.Кистяковский,Л.И.Петражицкий и др.). |
2) Социально-юридическое (Н.М.Коркунов, П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, Б.Н.Чичерин). |
3) Индивидуальный психологизм (Л.И.Петражицкий). |
4) Марксизм (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, А.А.Богданов). |
5) Философский иррационализм (В.М.Хвостов). |
III. Неопозитивизм (начало ХХ в.) |
1) Плюралистическая социология (М.М.Ковалевский). |
2) Неопозитивизм (синтез функционализма и эмпиризма) (Н.К.Тахтарев, А.С. Звоницкая) |
3) Христианская социология (В.С.Соловьев,Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков) |
4) Интегральная социология (П.А.Сорокин). |