Культура как социальная реальность: компоненты и универсалии культуры, формы культуры.
У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет учреждений культуры. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира, – система убеждений и ценностей.
Среди отечественных ученых, широко исследующих проблемы культуры, также нет единства в понимании содержательной стороны культуры. Одни из них понимают культуру общества как интегративное явление, качественно характеризующее все сферы общества, все виды общественной жизнедеятельности людей и продукты последней через меру воплощения в них в конкретных исторических формах сущностных сил человека. Другие рассматривают культуру шире, как весь мир в целом, существующий в непосредственном единстве с человеком.
Рассматривается культура и как качественное состояние общества на каждом этапе его развития, более конкретно и полнее выражающееся в достигнутом уровне развития производительных сил, производственных отношений, материального и духовного производства, науки, искусства, образования, воспитания и т.д.
Культура и общество. Культура и природа.
Передача культурных ценностей и норм от поколения к поколению есть культурное воспроизводство. Духовное производство – особая форма духовной деятельности, выделившаяся в отдельную сферу, «отрасль» производства.
Воздействие культуры общества на личность осуществляется не прямо и непосредственно, а через посредство культурной среды, в которую включена личность.
Под культурной средой понимается совокупность вещественных и личностных факторов, непосредственно окружающих человека и активно влияющих на его деятельность по потреблению и созиданию культурных ценностей
Культура – это проявление деятельностно-практического единства человека, общества и природы. Соответственно уровень ее развития определяется степенью единства общества и природы.
К основным функциям культуры можно отнести следующие:
1. Познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически –преобразовательная.
2. Практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей.
3. Регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре.
4. Коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды получили развитие и конкретизацию в «понимающей социологии».
5. Культура выполняет функцию социализации человека. Она является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность к внутреннему, нравственному ограничению. Вместе с тем в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности.
6. Гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетическим и моральным.
Начиная с XVIII в. в отношении к культуре можно выделить две линии: первая - позитивный взгляд на культуру, вторая - антикультурная.
Просвещенческие концепции культуры. Эти концепции возникли и активно развивались европейскими мыслителями (А.Вольтер, Дж.Вико, Ш.Л.Монтескье, И.В.Гёте, И.Г.Гердер, Ф.Шиллер) в русле Просвещения. В культуре они видели внутреннее духовное богатство человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру, красоте.
Эволюционистский подход к культуре. Во второй половине XIX в. в объяснении природы культуры и другихсоциальных явлений широкое распространение получил эволюционизм. Он нашёл своё обоснование в работах социологов О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, этнографов Э.Тайлора и Л.Моргана и других крупных учёных того периода.
Основные идеи классического эволюционизма сводятся к следующему:
1. Как естественные, так и общественные явления подвержены постоянным, регулярным или частным изменениям.
2. В ходе этих изменений общество отходит от первоначального примитивного или упрощённого состояния и приобретает более сложный и дифференцированный характер. По содержанию эволюция означает рост рационального начала в обществе. В соответствии с этим устраняется хаос, конфликтность, предрассудки и слепая вера.
3. Стадии эволюции можно выстроить в шкалу от “дикости” и “варварства” до высшей ступени цивилизации. Эту высшую ступень неизменно воплощает в себя новейший Запад.
4. В ходе эволюции постоянно совершенствуются все стороны жизни общества, в том числе искусство, мораль, верования и культы. Всякие перемены в морали, литературе, искусстве по логике эволюционизма ведут к лучшему, означают развитие как усложнение, обогащение по содержанию, форме и т.д.
5. Те или иные элементы раннего состояния могут до поры до времени сохраняться в качестве пережитков.
6. Источниками эволюции являются различные безличные силы, которые сами по себе не меняются и действуют постоянно.
7. Основное направление эволюции общества и его культуры на ранних этапах - это адаптация к внешним условиям, а позднее - овладение этими условиями и их подчинение, переход на более высокий уровень существования.
Диффузионизм.В начале XX в. в противовес эволюционизму ряд социологов и этнологов развили концепцию диффузионизма.
Такой подход позволил изучать процесс распространения культуры из одного центра в другой, взаимодействия культур, раскрыть механизм освоения достижений других народов.
Марксизм о культуре. Под культурой в широком смысле слова марксизм понимал всю совокупность материальных и духовных ценностей, без которых человек не может жить и развиваться как социальный субъект. Культура - всё то, что создано и создаётся в результате его умственного труда и что составляет как бы “вторую природу”, отличающуюся от естественно протекающих природных процессов и явлений, характеризующихся тем, что люди изменяют, воспитывают сами себя.
Структурно-функциональный подход рассматривал культуру как подсистему целостной социально-культурной структуры.
В ней каждый элемент выполняет как бы служебную роль в общей системе регуляции.
Основные постулаты функционализма:
1. Существует общее функциональное единство общества. Оно выражается во взаимосвязи социальных и культурных структур.
2. Культура представляет собой интегрированную целостность, в которой каждый элемент отвечает определённой потребности всей целостности, выполняя конкретную часть работы.
3. Дифференциация функций поддерживается дифференциацией структур, складывающихся в упорядоченную систему.
4. Именно постоянное поддержание всех элементов культуры (производственные навыки, ритуалы, нормы и т.д.) обеспечивает единство общества.
Леворадикальные и авангардистские концепции. Эти концепции широко распространены в сегодняшней общественной мысли. Основное их содержание - острая критика современного западного общества, его сложившейся социальной структуры и культуры, отрицание институциональной науки.
В центр они ставят проблему отчуждения человека от общества, природы и самого себя.
Наличие множества концепций культуры есть подтверждение тому, что культура, являясь целостным социальным явлением, образуется из бесконечного многообразия составляющих её элементов и отношений. В этой связи, видимо, правильно считать, что невозможно создать некую универсальную концепцию культуры.