Усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения называется -
1. Ресоциализация+
2. Десоциализация
3. Социализация
4. Идентификация
5. Коммуникация
В бюрократических отношениях руководитель принимает на себя роль
1. Хозяина
2. Лидера
3. Начальника +
4. Координатора
5. Управляющего
Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности – это
1. Операционализация
2. Интерпретация
3. Надежность
4. Репрезентативность +
5. Случайность
Разновидность опроса, в процессе которого респонденты отвечают на сформулированные исследователем Вопросы в письменной форме - это
1. Массовый опрос
2. Экспертный опрос
3. Анкетный опрос +
4. Прессовый опрос
5. Почтовый опрос
258. Протестантская этика и дух капитализма – это произведение
1. К. Маркса
2. В. Ленина
3. В. Зомбарта
4. Й. Шумпетера
5. М. Вебера +
259. Постановка любой проблемы социологического исследования начинается с уточнения
1. Цели и задачи исследования
2. Объекта и предмета исследования +
3. Интерпретации и операционализации понятий
4. Рабочей и основной гипотезы
5. Плана и программы исследования
260. Один из основных методов опроса, использующий в качестве источника информации непосредственное вербальное взаимодействие исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой – это…
1. Интервью +
2. Интервью индивидуальное
3. Интервью групповое
4. Интервью свободное
5. Интервью панельное
261. Запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками
1. Инцест+
2. Целибат
3. Майорат
4. Минорат
5. Табу
362. Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми — это
1. Родство
2. Брак
3. Малая группа
4. Анклав
5. Семья+
263. Правила регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях – это…
1. Социальные нормы+
2. Нормы права
3. Нормы морали
4. Нормы религии
5. Нормы традиций
264. Исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности – это:
1. Семья
2. Общество+
3. Система
4. Структура
5. Организация
265. Состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют социальный порядок –
1. Дезорганизация
2. Аномия+
3. Крах
4. Реформа
5. Революция
266. Часть населения, строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности - это
1. Объект исследования
2. Выборка +
3. Предмет исследования
4. Единица анализа
5. Генеральная совокупность
267. Отклонение от поведенческой нормы, рассматриваемое большинством общества как предосудительное и недопустимое - это
1. Девиация+
2. Делинквентность
3. Конформность
4. Аномия
5. Преступление
268. Отдельно взятый человек как единичный представитель общества, нации, класса, социальной группы -
1. Индивид+
2. Человек
3. Личность
4. Маргинал
5. Гражданин
269. Образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях, ритуалах
1. Интеракция
2. Институционализация+
3. Инвестиция
4. Интуиция
5. Инновация
270. Лицо, выступающее в качестве источника первичной социологической информации
1. Респондент+
2. Эксперт
3. Гражданин
4. Корреспондент
5. Свидетель
271. Общество прямо или косвенно является объектом изучения:
1. практически для всех общественных и некоторых гуманитарных дисциплин+
2. только социологии
3. социологии и политологии
4. социологии и истории
5. социологии и философии
272. Идею теории среднего уровня выдвинул:
1. Т. Парсонс.
2. Дж. Мид
3. Р.Мертон+
4. Г. Гарфинкель
5. Н. Луман
273. Общество это:
1. социальная, социетальная и социокультурная система+
2. социетальная система
3. социальная система
4. социокультурная система
5. социетальная и социальная система
274. Усовершенствование, изменение, которое делает общество соответствующим современным требованиям это:
1. революция
2. модернизация+
3. реформа
4. прогресс
5. эволюция.
275. Ядром социальной структуры согласно марксистской теории являются:
1. социальные слои
2. классы+
3. социальные группы
4. социальные общности
5. отдельная личность
276. Понятие «страта» означает:
1. слой+
2. диспозиция
3. класс
4. группа
5. ориентация
277. Для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей употребляется понятие:
1. индивид
2. личность
3. человек+
4. гражданин
5. маргинал
278. Первичным агентом социального взаимодействия и социальных отношений является:
1. личность+
2. общество
3. государство
4. род
5. социальная группа
279. Понятие «личность» включает в себя:
1. итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств+
2. всеобщие человеческие качества и способности
3. социальные и психологические черты человечества: разум, волю, потребности, интересы
4. определенно конкретного человека
5. гражданина
280. Личность как субъект социальных отношений характеризуется:
1. автономностью, определенной степенью независимости от общества.+
2. целостностью социальных качеств человека
3. активной предметной деятельностью
4. саморегуляцией социального поведения
5. полной зависимостью от общества.
281. Конкретное место, которое данный индивид занимает в данной социальной системе, называется:
1. социальный статус+
2. социальная роль
3. социальное положение
4. диспозиция личности
5. личная независимость
282. Этнос - это:
1. социальная общность+
2. социальная организация
3. коллектив
4. социальный институт
5. социальная группа
283. Основные составные элементы этноса это:
1. классы, слои, группы
2. страта, раса, коллектив
3. семья, государство, партия
4. племя, народность, нация+
5. общественные, профессиональные, творческие союзы
284. Отсутствие законов и норм, регулирующих социальные отношения это:
1. интеракция
2. анархия
3. аномия +
4. кризис
5. конфликт
285. Главные преимущества социального института:
1. спорадичность, непредсказуемость;
2. возможность эксперимента;
3. случайность, спонтанность;
4. хаотичность, нестабильность.
5. предсказуемость, надежность, регулярность;+
286. Бегство индивида из общества (бродяги, алкоголики, наркоманы) объясняется:
1. отсутствием государственной программы помощи указанным категориям
2. неудачами в стремлении достигнуть цели законодательными средствами; +
3. недостатками школьного образования;
4. генетической предрасположенностью индивида;
5. стремлением самоутвердиться.
287. Исторически сложившаяся на определенной территории социально-этническая общность, которой присущи устойчивое единство экономической жизни, языка, стабильные особенности культуры и психологии это –
1. Нация +
2. Народность
3. Этнос
4. Племя
5. Род
288. Индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности и неспособный адаптироваться к новой социокультурной среде, это:
1. личность;
2. человек;
3. девиант;
4. маргинал;+
5. безработный.
289. К функциям социологии НЕ относится:
1. прогностическая;
2. описательная;
3. познавательная;
4. гуманистическая;
5. созерцательная.+
290. Если на Вопрос в анкете приводится полный набор вариантов ответов, то этот Вопрос:
1. основной;
2. открытый;
3. косвенный;
4. закрытый;+
5. прямой.
291. Крайней степенью отклоняющего поведения, когда интересы личности, социальных институтов и общества оказываются под угрозой, является:
1. наркомания;
2. бродяжничество;
3. алкоголизм;
4. токсикомания;
5. преступность.+
292. К основному институту общества относится:
1. институт семьи;+
2. институт собственности;
3. институт власти;
4. институт адвокатуры;
5. институт президентства
293. Первым запретом человеческого общества был запрет:
1. посягательства на личную собственность;
2. посягательства на частную собственность;
3. посягательства на общую собственность;
4. посягательства на человеческую жизнь;
5. кровосмешения.+
294. Церковь, Мечеть, Синагога, религиозные организации, объединения верующих образуют:
1. культы религии;
2. институт религии;+
3. религиозные праздники;
4. религиозное мировоззрение;
5. религиозное мироотражение.
295. Явление или процесс, состоящий из определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое – это:
1. социальный институт;
2. социальное действие;
3. социальные отношения;
4. социальная система;+
5. социальная структура.
296. Соотношение в доходах различных групп населения – это:
1. классовость
2. сословность
3. неравенство;
4. стратификация;
5. дифференциация +
297.Неодинаковый доступ больших социальных групп людей (страт, сословий, каст, классов) к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти – это:
1. класс;
2. сословие;
3. неравенство +
4. стратификация;
5. дифференциация.
298. Увеличение доли среднего класса в обществе влияет:
1. на повышение квалификации работников;
2. численность работающих;
3. демографические показатели;
4. устойчивость и стабильность общества;+
5. численный состав населения.
299. Кого можно отнести к маргинальным слоям общества:
1. военнослужащих;
2. эмигрантов;+
3. студентов;
4. артистов;
5. пенсионеров.
300. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо факта – это…
1. социальная проблема
2. выборка
3. гипотеза+
4. объект исследования
5. предмет исследования
301. Гипотезы, которые вырабатываются до проведения эмпирического исследования, называются…
1. основными
2. не основными
3. рабочими+
4. первичными
5. вторичными
302. Экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти, престижа
1. бедность+
2. нищета
3. безработица
4. статус
5. неравенство
303. Социальный подъем, движение вверх -
1. вертикальная мобильность
2. горизонтальная мобильность
3. мобильность
4. восходящая мобильность+
5. нисходящая мобильность
304. Социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением это –
1. класс
2. каста+
3. сословие
4. рабство
5. общность
305. Человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой это –
1. Индивид
2. Маргинал+
3. Эмигрант
4. Иммигрант
5. Изгой
306. Промежуточное положение индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе – это
1. Маргинальность+
2. Миграция
3. Статус
4. Депривация
5. Интеракция
307. Основной способ сбора, обработки или анализа данных это –
1. Метод+
2. Методика
3. Методология
4. Техника исследования
5. Социологическое исследование
308. Совокупность технических приемов, связанных с данным исследованием это –
1. Методика+
2. Методология
3. Метод
4. Техника исследования
5. Социологическое исследование
309. Общество, в котором перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены это
1. Открытое общество+
2. Закрытое общество
3. Простое общество
4. Сложное общество
5. Кочевое общество
310. Тот, кого опрашивает социолог – исследователь….
1. Корреспондент
2. Журналист
3. Эксперт
4. Респондент+
5. Индивид
311. Вознаграждения и наказания, стимулирующие соблюдение предписаний – это
1. Санкция+
2. Норма
3. Право
4. Закон
5. Ритуал
312. Продолжающееся всю жизнь усвоение культурных норм и освоение социальных ролей – это …
1. Социализация +
2. Ресоциализация
3. Десоциализация
4. Воспитание
5. Образование
313. Знание, полученное опытным путем – это
1. Теоретическое знание
2. Эмпирическое знание+
3. Специальная теория
4. Прикладные исследования
5. Фундаментальные исследования
314. Методологическое и методико-техническое обоснование социологического исследования – это:
1. рабочий план исследования
2. выборка
3. отчет
4. программа исследования+
5. анализ информации
315. При анализе документов используется метод:
1. контент-анализ+
2. социометрия
3. эксперимент
4. анкетирование
5. интервьюирование
316. Вопрос, на который респондент формирует сам ответ – это
1. Контрольный
2. Закрытый
3. Открытый+
4. Фильтр
5. Ловушка
317. Вид опроса, при котором интервьюер использует опросный лист с четко определенным порядком и формулировками Вопросов, - это
1. Ненаправленное (свободное) интервью
2. Стандартизированное (формализованное) интервью+
3. Анкетирование
4. Экспертный опрос
5. Эксперимент
318. Исследование, проводимое через определенные промежутки времени по одной программе и одними и теми же методами, - это исследование
1. Точечное
2. Полевое
3. Повторное+
4. Аналитическое
5. Лонгитюдное
319. Первым специальным трудом по социологии является:
1. «Государь» Н.Макиавелли;
2. «Капитал» К.Маркса;
3. «Политика» Аристотеля;
4. «Курс позитивной философии» О.Конта;+
5. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса.
320. Центральное место в неформальной группе занимает:
1. Аутсайдер
2. Голкипер
3. Тамада
4. Лидер+
5. Начальник
321. Какая сфера жизни общества включает в себя отношения людей по поводу власти:
1. экономическая;
2. политическая;+
3. социальная;
4. духовная.
5. образовательная
322. К социальным группам, выделяемым по поселенческому признаку, относится (-ятся):
1. народность;
2. нация;+
3. горожане;
4. класс.
5. политическая принадлежность.
323. Делинквентное - это поведение, которое не одобряется:
1. законом+
2. Природой
3. Химией
4. СМИ
5. Горожанами.
324. Социалист-утопист, который научный оборот «индустриальное общество»:
1. Шарль Луи Монтескье
2. Анри де Сен-Симон+
3. Огюст Конт
4. Карл Маркс
5. Питирим Сорокин
325. Семья как социальный институт возникла:
1. в первобытном обществе+
2. в средневековье
3. в начале 19 века
4. в конце 20 века
5. в середине 18 века