Предмет, объект и задачи социологии

Предмет, объект и задачи социологии

Научный интерес к исследованию социальных фено­менов уходит корнями в античное общество. Долгое время социальное знание целиком находилось в лоне философии (Платон, Аристотель, Дж. Локк, Ш. Монте­скьё, Г. Гегель, Л. Фейербах и др). В XIX в. потребовалось новое научно-теоретическое осмысление общественных процессов, связанных со становлением индустриального об­щества в странах Западной Европы, поэтому появилась са­мостоятельная наука — социология.

Основоположник социологии — французский философ - позитивист Огюст Конт (1798—1857). Для обозначе­ния новой науки об обществе он впервые применил по­нятие «социология», обозначив также ее место и роль в структуре научного знания. В частности, заслугами Конта являются: строгое отграничение предмета социального иссле­дования; разработка методологии социального познания, спе­цифических подходов к изучению общественной жиз­ни, характерных для новой науки; разработка категориально-понятийного аппарата.

Объект изучения социологии - общество, обществен­ная жизнь во всем ее многообразии.

Однако общество является объектом исследования не только социологии. При возможной общности объек­та исследования у разных наук всегда будет различным предмет. Социолога прежде всего интересуют соци­альные группы, деятельность организаций, социальных ин­ститутов и различных общностей; существует ряд подходов к исследованию общества, присущих именно социологии.

Американский социолог Нейл Смелзер выделяет пять основных подходов к социологическому исследова­нию общества:

1. демографический (для него характерен широкий ана­лиз проблем, связанных с воспроизводством народо­населения как важнейшей предпосылкой и условием социальной жизни);

2. психологический (раскрывает роль и значение субъективных факторов в формировании и динамике социальных установок, мотивов поведения социальных субъектов и ценностных ориентаций личности);

3. общностный (человек рассматривается как член какой-либо общности или социального институ­та — семьи, этнической группы, политической партии и др.);

4. отношенческий (общественная жизнь описывается через специфику взаимоотноше-ний социальных субъ­ектов, которая определена их статусом и социальны­ми ролями);

5. культурологический (анализируется поведение че­ловека и выявляется культурная специфика индивиду­умов и общественных групп, степень использования имеющихся и создаваемых культурных ценностей).

Лишь в совокупности обозначенных подходов обнаружи­вается специфика социологии как науки, что является реаль­ной основой для ее взаимодействия с другими сферами на­учного знания.

В настоящее время можно встретить многообразные трактовки предмета социоло-гической науки. Социо­логия как наука исследует: становление и развитие социальных общностей, си­стем, законы социального действия; социальные группы и их влияние на поведение чело­века; человеческое поведение, взаимодействие и влияние социального окружения на личность; общество, социальные общности и социальные струк­туры.

Структура социологии

Выделяют три уровня социологии: общий, или теоретический; эмпирический; методологию. В рамках общетеоретического уровня главный акцент делается на исследовании общества как целостнои системы, изучаются наиболее общие связи между ее элементами и сферами. При этом применяются оп­ределенные, соответствующие данному уровню методы ис­следования. Теоретической социологией, таким образом, раз­рабатываются концептуальные основы социологических теорий, таких как общая теория социального действия, тео­рия социального конфликта и др.

Общетеоретический уровень социологии позволяет: раскрыть наиболее общие закономерности социаль­ной динамики; обогатить понятийно-категориальный аппарат (в том числе создать типологии общественных систем, лич­ности и др.); осуществить критический анализ различных методо­логических инструментов социального познания, вскрыть их противоречивость.

Возможности социологических теорий фундаменталь­ного уровня, взятые в отдельности, ограничены; они не могут дать конкретного представления об исследу­емых социальных явлениях. Эта методологическая ограни­ченность снимается в рамках эмпирической социологии. Эм­пирическая социология является системой конкретных социологических исследований, которые обращены на сбор и анализ социальных фактов, используя при этом специаль­ные методы. Эмпирические исследования в социологии ори­ентируются: на установление причин, приводящих людей к диском­форту, и разработку решений по их устранению; анализ факторов, влияющих на поведение людей и со­циальных групп; исследование механизма возникновения и функци­онирования тех или иных феноменов социальной жизни; определение статусов и ролей социальных групп; анализ конкретных видов деятельности (это сфера прикладных отраслей социологии — социология ту­ризма, социология инженерной деятельности и др.).

Третий уровень социологической науки представлен методологией.

Методология социологии — это учение о способах и при­емах социального познания. Она включает философские, исторические и естественно-научные принципы; методо­логия социологии объясняет и обосновывает пути и спо­собы получения достоверных знаний об обществе и его элементах. Она может являться частью самой социальной теории (например, диалектический метод— составная часть марксистской теории).

Составными элементами методологического уровня социологии являются:

· принципы и логико-познавательные приемы диалек­тики (они подчеркивают тот факт, что все обществен­ные отношения, социальные общности, институты и т.д. находятся во всеобщей взаимосвязи, взаимообус­ловленности и развитии) — это функциональная ос­нова методологии;

· общенаучные методы, каждый из которых не должен абсолютизироваться и рассматриваться в качестве универсального;

· методы конкретно-социологических исследований (опрос, интервью, анкетирование, метод экспертных оценок), без применения которых нельзя получить до­стоверные знания о социальных процессах и явлени­ях общественной жизни.

Функции социологии

Тесная взаимосвязь социологии с жизнью общества обус­ловлена многообразием выполняемых ею функций.

Познавательная функция. Эта функция присуща любой науке. Она заключается в получении новых знаний, сведений и закономерностей, касающихся со­циальной жизни общества. Получают их посредством проведения наблюдений, обобщения фактического материала, выявления на их основе закономерностей. Подобная информация может касаться как всего об­щества в целом, так и определенных групп или слоев населения. Познавательная функция присуща любой науке.

Функция социального контроля. С ее помощью вла­сти определяют направление проводимой социальной политики. Социологические исследования показы­вают, в какой сфере существуют проблемы, и благо­даря этому появляется возможность предотвратить такие негативные явления, как напряженность в об­ществе или социальный конфликт.

Прогностическая функция. Она выражает практи­ческую направленность науки. С помощью проведе­ния исследований и анализа конкретных опытных дан­ных социологи могут прогнозировать тенденции и направления развития социальных процессов. Появ­ляется возможность определить варианты развития некоторых событий и последствия наступления каж­дого из них. Это касается не только тех процессов, которые будут иметь место сразу после наступления одного из событий, но и тех, которые дадут о себе знать в будущем.

Функция социального планирования. Эта функция социологии предполагает использование данных для планирования процессов, происходящих в жизни об­щества. Специальные органы в соответствии с име­ющимися у них данными планируют развитие стран, регионов, предприятий, а также сфер общественной жизни. Социальное планирование применяется не только в рамках отдельной страны, но и в мировом масштабе.

Идеологическая функция. Ее смысл состоит в ис­пользовании данных исследований в интересах опре­деленной социальной группы. Полученная информа­ция способствует формированию у людей мышления определенного типа для последующего управления их поведением.

Гуманистическая функция заключается в использо­вании информации для нормализации общественных отношений.

Макросоциологические теории

В рамках макросоциологических теорий изучается общество в целом, а также процессы, происходящие в нем. На протяжении большого периода времени был создан ряд теорий, среди которых следует отметить теории Герберта Спенсера (1820— 1903) и Карла Маркса (1818— 1883). П Герберт Спенсер пытался объяснить функционирование общества через проведение параллелей с биоло­гическим организмом. Общество тоже является еди­ным целым, но при этом оно не должно поглощать человека как личность подобно тому, как в живом организме взаимо­связаны органы и их системы, которые функционируют сла­женно.

Сравнивая исторические события разных эпох и просле­живая этапы развития общества, Спенсер уподоблял обще­ство организму по ряду признаков: рост общества; усложнение структуры и состава общества в процес­се эволюции; разделение функций между индивидами (подобно разделению функций в организме).

Спенсер считал естественным существующий ход раз­вития и потому не считал нужным

вмешиваться в этот процесс. Спенсер выступал против революций, ре­форм, государственной поддержки общества, так как не ви­дел в этом необходимости. С его точки зрения, общество — лишь совокупность индивидов. Их способности и таланты — часть общей эволюции.

Карл Маркс проанализировал современное ему со­стояние общества. Он впервые рассмотрел обще­ственное развитие как результат длительного истори­ческого процесса. Он провел тщательный анализ причин социального неравенства и конфликтов в обществе. Жизнь людей и отчасти их внутренний мир, по его теории, опреде­ляются способом общественного производства. Для измене­ния этой ситуации необходимы радикальные преобразова­ния общества. На определенной стадии общественного развития воз­никает противоречие по поводу присвоения факторов и результатов производства. В это время должна про­изойти социалистическая революция, с помощью которой это противоречие будет устранено. Впоследствии эта теория была взята за основу коммунистами.

Следует отметить, что для своего времени теория Маркса была применима, но на современном этапе предпринята по­пытка разрешить это противоречие с помощью создания та­ких структур, которые позволяют одновременно быть соб­ственником средств производства и наемным работником (акционерные общества).

Эти две наиболее значимые теории и сейчас имеют своих последователей. Зародившись в Европе, они — получили дальнейшее развитие на американском кон­тиненте, но в США социология имеет, можно сказать, прак­тическую направленность. Каждый год проводилось и про­водится большое количество конкретных исследований, благодаря чему социология получила импульс к развитию.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

– продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии:

-- "О разделении общественного труда";

-- "Правила социологического метода",

-- "Самоубийство";

-- "Элементарные формы религиозной жизни".

Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, социологии религии и др.

Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к. предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология. В этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии.

Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог.метода. Д. писал, что основное правило его социолог.метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийсясовокупоностью соц. фактов. При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.

Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

Соц. факты Д. подразделял на:

-- морфологические (плотность населения);

-- образующие материальный субстрат общественной жизни,

-- духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.

Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы.

Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на индивида:

-- эгоистическое,

-- альтруистическое и

-- аномическое.

Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в социолог.исследовании, в чем его большая заслуга перед социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию социолог.исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии рубежа прошлого и нынешнего столетий.

Типология общества

Как правило, за основные критерии типологии обще­ства принимаются социальные индикаторы. Они дают возможность выяснить роль доминирующих свя­зей и отношений, которые являются факторами устойчиво­го, стабильного и эффективного развития. Такими индикато­рами являются: соотношение форм собственности (частная, государ­ственная, ассоциированная и др.); соотношение плановых и рыночных регуляторов эко­номики; формы и технологии власти; соотношение производства, распределения и потреб­ления; качество и уровень жизни граждан; социальная защищенность личности, ее права и сво­боды, их реальные гарантии.

На основе этих критериев общества делятся на два типа: устойчивые и неустойчивые. Первые харак­теризуются стабильностью, им присуще многообразие форм собственности, развитая демократия. Вторые ознаме­нованы переходным характером (примером может служить большинство развивающихся стран).

По специфике взаимодействия с другими системами об­щества делятся на «открытые» и «закрытые». Для «закрытых» обществ характерна самоизоляция, внеш­ние связи его неразвиты. «Открытые» общества активно взаи­модействуют с окружающим миром, они включены во всемир­но-исторические процессы, динамично осваивают передовой опыт других обществ.

В 1950—1960-е гг. в зарубежной социологии сформи­ровались новые принципы типологии обществ (позиция технологического детерминизма). Они разрабаты­вались в рамках теории стадий экономического роста инду­стриального и постиндустриального общества (Д. Бэлл, Р. Арон). Уолт Уитмен Ростоу выделяет пять стадий в раз­витии общества: традиционное общество; стадия создания предпосылок для подъема; стадия сдвига; стадия роста; период высокого уровня массового потребления.

Критерии типологии обществ в теории технологиче­ского детерминизма обусловлены развитием науки, техники и технологий, их дополняют социокультурными и по­литическим критериями. На основе этих критериев выделя­ют три типа обществ: традиционное, индустриальное и по­стиндустриальное.

История существования человеческого общества — это в основном история традиционного общества. Традиции и обычаи играют решающую роль в воспро­изводстве устойчивых норм поведения людей, передающих­ся из поколения в поколение. Люди живут главным образом малыми сообществами, в которые они объединены через связи личного типа. Личная связь — это связь, базирующая­ся на личном доверии. Доверие людей друг к другу высту­пает как источник легитимности общества. Традиционное общество — это, например, крестьянская община.

Индустриальное общество основано на машинной технике, широком развитии науки, рыночных отноше­ниях, высоком уровне профессиональной культуры во всех ее формах. Этот термин был введен Огюстом Контом и Гербертом Спенсером, выделявшими следующие черты об­ществ этого типа: высокая техническая оснащенность сферы матери­ального производства; разрешение социальных конфликтов путем исполь­зования экономических рычагов и дипломатии; повышение общественной значимости социального планирования и регулирования.

Переход от индустриального общества к постинду­стриальному обусловлен изменением роли науки в развитии социума. Знания превращаются в главную социальную ценность; приоритетными становятся фундамен­тальные исследования, составляющие теоретическую осно­ву научно-технического и социального развития.

Особенности постиндустриального общества: улучшение социально-экономического благососто­яния граждан; повышение роли таких направлений социальной по­литики, как охрана окружающей среды, образование и здравоохранение; повышение роли образования, которое становится определяющим признаком социального статуса, зна­ний, информации, творческого потенциала.

Социальные институты

Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельно­сти и отношений людей, выполняющие общественно зна­чимые функции.

К этому понятию относятся, например, институты се­мьи, религии, т.е. те области, где можно проследить устойчивые связи между людьми. Социальные инсти­туты создаются для решения проблем, касающихся непосред­ственно физических, духовных и материальных конфликтов.

Социальный институт является независимым соци­альным образованием. Его нельзя путать с отношени­ями между людьми, У него есть своя структура, он выполняет определенные функции. Функции социальных институтов могут носить различ­ный характер. В зависимости от них социальные ин­ституты классифицируют следующие образом.

· Социально-экономические институты. К ним от­носят институты собственности, хозяйствования и всего того, что обеспечивает процесс производства и распределения, они имеют в своем содержании со­циальный аспект.

· Политические институты. Это институты государ­ства, власти, партии и т.д. Они вместе образуют по­литическую жизнь страны.

· Социокультурные и воспитательные институ­ты. Они направлены на формирование в человеке оп­ределенных ценностей, норм и приспособление ин­дивида к жизни в этом обществе.

· Нормативно-ориентирующие институты. Их цель — создание нравственной основы поведения человека. С их помощью определяются ценности, при­нятые в обществе. В соответствии с ними соверша­ются поступки.

· Нормативно-санкционирующие институты. Нор­мы, предписываемые этими институтами, обязатель­ны для всех членов общества. Эти нормы закреп­ляются посредством принятия законов, кодексов, правил на государственном уровне. За их несоблю­дение нарушителю грозит наказание в соответствии с его проступком.

· Церемониальные институты. Они регулируют ежедневное поведение людей в обществе, их взаимо­действие и т.д. Эти институты могут быть как офици­альными, так и неофициальными. Церемониальные институты охватывают широкую сферу — от привет­ствий до правил передачи информации и поведения во время собрания.

Социальные институты создаются с определенной целью и выполняют следующие основные функции: установление связей; регулирование взаимоотношений; объединение социальных групп; обмен необходимой информацией; социализация индивида.

Возрастная стратификация

Возрастная стратификация — совокупность возрастных групп, расположенных в определенном иерархическом порядке.

Состав и численность людей определенных возрастов постоянно изменяется в силу демографических при­чин. Человек постепенно переходит из одной возраст­ной группы в другую. Группы людей одного возраста, несмот­ря на индивидуальные различия, обладают общими чертами. Именно поэтому существуют такие понятия, как «поколение» и «сверстники». Их развитие происходит в определенных ус­ловиях, которые невозможно повторить. Группы людей по возрастам выполняют соответству­ющие им социальные роли. В этом процессе участву­ют государство, система стимулов, общественные нормы и т.д. В связи с этим приобретает особое значение социализация каждого конкретного индивида.

Возрастная стратификация предполагает разделе­ние всех людей по возрасту. Такое деление предпо­лагает распределение статусов. Старшие облада­ют более высокими, а младшие — более низкими статусами. Соответственно неравномерно распределены права и обя­занности. В реальной жизни, однако, это не всегда соот­ветствует действительности. Развивается мировое хозяй­ство, экономики отдельных стран, регионов; усложняются взаимосвязи между людьми. В этой ситуации возраст не играет решающей роли, когда речь идет о профессиональ­ной деятельности.

Ученые исследовали проблемы в области возрастной стратификации. Было выдвинуто множество теорий. Например, теория Карла Маркса предполагает разде­ление людей по физиологическим признакам.

Основными понятиями в области возрастной страти­фикации являются возрастная степень, возрастной, класс, возрастная группа.

Возрастная степень подразумевает деление всей жиз­ни человека на определенные промежутки времени. В каж­дом из них он занимает определенный статус, обладает пра­вами и несет обязанности в некотором объеме.

Возрастная группа состоит из людей, которые выпол­няют определенную функцию, связаны между собой и име­ют свою внутреннюю организацию.

Социальные статусы

Социальный статус — это совокупность прав и обязан­ностей человека по отношению к другим людям, облада­ющим другими статусами.

Из этого определения следует, что каждый человек обладает каким-либо статусом, который подвержен из­менению. Даже в течение короткого промежутка вре­мени статус может измениться несколько раз: пешеход, по­купатель, ребенок и т.д.

Все статусы, которыми человек обладает в данный мо­мент, называют статусным набором. Статус характе­ризуется определенными правами и обязанностями. Вся совокупность статусов образует определенную иерар­хическую лестницу общества. В этом аспекте статусы обо­значают неравенство людей. Вне связи с другими людьми ста­тус нельзя применить к отдельному человеку.

Человек обладает множеством статусов, но сре­ди них выделяют главные. Ими определяется образ жизни человека, его место в обществе. Эта группа ста­тусов связана с деятельностью человека в профессиональ­ной сфере.

Не все статусы человека можно изменить. Некоторые даны от рождения: пол, национальность и др. Эти ста­тусы называют приписанными. Раньше они играли очень большую роль. В современном обществе, где социаль­ное положение не определяется с рождения и на всю жизнь, существует только несколько приписанных статусов: раса, национальность, пол.

Большинства статусов человек добивается на протя­жении всей своей жизни. С понятием статуса связана проблема, состоящая в признании его окружающими. Иногда статус, приписываемый индивиду обществом, не со­впадает с тем, которым он наделяет себя сам. При совпаде­нии этих статусов говорят об идентичности.

Статусы можно классифицировать как социальные и личные. Понятие личного статуса применимо к малой группе: друзьям, родственникам. А место, занимаемое человеком в большой общности, — это формальный статус. Формальный и социальный статусы не всегда совпадают. Это проявляется в уважении к человеку и его влиянии в той или иной социальной группе. На протяжении своей жизни инди­вид участвует во многих социальных группах и может зани­мать в них различное положение: высокое, среднее, низкое.

Теории развития личности

Личность человека развивается под влиянием разных факторов: взаимодействия человека с другими людьми. Посред­ством общения индивид получает информацию, кото­рую он усваивает и осмысляет и которая может стать частью его собственных суждений; окружающей среды; культуры общества как результата его длительного развития.

Исследователи долгое время пытались изучать личность в развитии. Было создано много концепций и теорий в этой сфере. Основные теории развития личности.

Теория «зеркального "Я"» Чарльза Кули. Человек оце­нивает себя в соответствии со следующими критери­ями: а) взгляд на него других людей, их оценка; б) ответная реакция на их мнение и взгляды.

Эти факторы и влияют на формирование личности.

Теория формирования личности Джорджа Гербер­та Мида. Личность формируется в процессе взаимо­действия с людьми. Этот процесс включает в себя сле­дующие этапы:

а) подражание чужой деятельности; б) игровая стадия; в) коллективные игры детей. На последней стадии усили­вается взаимодействие между индивидами.

Теория Зигмунда Фрейда. Желания индивида огра­ничиваются принятыми в обществе нормами, отсюда возникает конфликт человека и общества. Структура личности такова: «Оно» (стремление человека к полу­чению удовольствия), «Я» (ориентация в настоящем

мире), «Сверх-Я» (регулятор нравственных ценно­стей).

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона. Лич­ность формируется в соответствии со стадиями раз­вития. Эти стадии связаны с преодолением индиви­дом кризисов различного характера.

Теория развития познания Жана Пиаже. Процесс формирования личности осуществляется по мере спо­собности человека осваивать новые навыки. Эти эта­пы дети проходят постепенно. Они могут длиться дольше или меньше, усваиваться с легкостью или с тру­дом, но в строго определенной последовательности.

Теория нравственного развития Лоренса Колберга. Этот ученый большое внимание уделял нравственно­му аспекту развития личности. Человек преодолевает несколько стадий развития, причем на протяжении всей жизни, а не только в детстве. Чем выше уровень, достигнутый человеком, тем нравственнее его поступ­ки по отношению к другим людям.

Социализация личности

Понятием «социализация» обозначают процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей об­щества, являющихся неотъемлемым условием его вклю­чения в социально-культурную среду. Данный процесс идет на протяжении всей жизни человека. Процесс социализации обеспечивает непрерывное производство и воспроизводство общественной жизни. В результате социализации происходит актив­ное вовлечение индивида в деятельность различных соци­альных групп.

Социология разделяет две стадии социализации лич­ности:

· адаптация, когда ребенок воспринимает окружающий его мир таким, каков он есть. Об адаптации можно говорить и в том случае, когда взрослые резко меня­ют условия жизни — место работы, жительства и др.;

· интериоризация сводится к усвоению социокультур­ных норм и ценностей, когда они становятся собствен­ными убеждениями личности.

В результате социализации происходит: приобретение индивидом социального «Я»; он стано­вится личностью с характерными для нее ценностя­ми, убеждениями и т.д.;

трансляция культуры от одного поколения к другому. Таким образом, личность представляет собой резуль­тат сложного взаимодействия наследственных и со­циальных факторов. Неотъемлемый элемент социализации — усвоение ролей.

Социальная роль — это модель поведения, обусловлен­ная местом личности в системе общественных или меж­личностных отношений.

Принятие индивидом той или иной социальной роли обычно зависит: от ожиданий окружающих по отношению к личности; статуса личности.

Некоторые социологи (Р. Минтон, Р. Дарендорф) зако­номерно определяют личность как продукт ролевых предпи­саний. Реализация личностью социальной роли обусловлена целым рядом факторов: способностями, интеллектом, особенностями строе­ния тела, способствующими или затрудняющими вы­полнение ролей; тем, как определяет роль конкретной личности при­нявшая ее социальная группа; структурой группы, степенью ее упорядоченности; степенью идентификации индивида с группой.

В социологии с понятием социальной роли личности тесно связано понятие «социальный статус» — место или позиция личности в системе социальных отноше­ний, определяющей роли личности. Социальный статус име­ет функциональную и оценочную составляющие, которые по­казывают, с одной стороны, что личность может делать и что она делает, а с другой — каким образом ее действия оцени­ваются социальной группой и обществом в целом.

Социализация не ограничивается рамками семьи, она про­легает и через другие малые группы и социальные институ­ты: сверстники, школа, армия, вуз и др.

Особенности социализации личности определяются характером групп, в которые она включена. Включе­ние в группу немыслимо вне формирования опреде­ленной системы потребностей и интересов, закрепляющих принятые в данной группе способы восприятия, мышления, реагирования в типических ситуациях.

Таким образом, социализацию личности можно свести к усвоению ценностно-нормативных установок.

Этот механизм включает: деятельность (игровую, учебную, профессиональную); общение (взаимодействие с окружающими людьми); развитие самосознания.

В результате функционирования данного механизма происходит формирование индивидуальности, соци­альная самоидентификация личности, т.е. личность начина­ет осмысливать свою социальную принадлежность, соци­альные роли, формирует самооценку.

Основными агентами социализации являются семья, ровесники, школа и др. группы.

Виды наблюдения

Выделяют две основные разновидности по степени вовлеченности исследователя в деятельность объекта изучения: включенное и невключенное наблюдение.

Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрируют все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе или устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), но он проводит включенное наблюдение.

Наблюдение может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным). При косвенном наблюдаются не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другими объектами или результаты его действий. Таким образом, специфика косвенного наблюдения заключается в том, что о свойствах ненаблюдаемого (самого объекта) судят по наблюдаемым проявлениям (его действиям). А это предполагает обязательное наличие некоторых предварительных теоретических (или хотя бы гипотетических) представлений о механизме связи-причины (ненаблюдаемого объекта) и следствия (наблюдаемого действия).

Процедуру наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности:

· формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач;

· определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения;

· разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения;

· определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений;

· подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т.д.);

· запись результатов наблюдений;

· анализ и интерпретация данных;

· подготовка отчета и выводов по итогам исследования.

Эксперимент

– метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.

Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.

Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.

Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:

1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;

2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

4) формулирование гипотез и определение задач;

5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.

Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.

Анализ документов

- метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов. Так же можно отследить изменение изучаемого явления. Этот метод возможен на разных этапах социологического исследования. На предварительной стадии этот метод позволяет использовать собранную информацию для уточнения проблемы исследования, его научной гипотезы. При анализе документов на заключительном этапе социологического исследования мы можем, например, устанавливать и уточнять достоверность информации, получаемой с помощью других источников.

При использовании метода анализа документа важным является установление важности документа. Социологическое наблю

Наши рекомендации