Предмет, объект и задачи социологии
Предмет, объект и задачи социологии
Научный интерес к исследованию социальных феноменов уходит корнями в античное общество. Долгое время социальное знание целиком находилось в лоне философии (Платон, Аристотель, Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Г. Гегель, Л. Фейербах и др). В XIX в. потребовалось новое научно-теоретическое осмысление общественных процессов, связанных со становлением индустриального общества в странах Западной Европы, поэтому появилась самостоятельная наука — социология.
Основоположник социологии — французский философ - позитивист Огюст Конт (1798—1857). Для обозначения новой науки об обществе он впервые применил понятие «социология», обозначив также ее место и роль в структуре научного знания. В частности, заслугами Конта являются: строгое отграничение предмета социального исследования; разработка методологии социального познания, специфических подходов к изучению общественной жизни, характерных для новой науки; разработка категориально-понятийного аппарата.
Объект изучения социологии - общество, общественная жизнь во всем ее многообразии.
Однако общество является объектом исследования не только социологии. При возможной общности объекта исследования у разных наук всегда будет различным предмет. Социолога прежде всего интересуют социальные группы, деятельность организаций, социальных институтов и различных общностей; существует ряд подходов к исследованию общества, присущих именно социологии.
Американский социолог Нейл Смелзер выделяет пять основных подходов к социологическому исследованию общества:
1. демографический (для него характерен широкий анализ проблем, связанных с воспроизводством народонаселения как важнейшей предпосылкой и условием социальной жизни);
2. психологический (раскрывает роль и значение субъективных факторов в формировании и динамике социальных установок, мотивов поведения социальных субъектов и ценностных ориентаций личности);
3. общностный (человек рассматривается как член какой-либо общности или социального института — семьи, этнической группы, политической партии и др.);
4. отношенческий (общественная жизнь описывается через специфику взаимоотноше-ний социальных субъектов, которая определена их статусом и социальными ролями);
5. культурологический (анализируется поведение человека и выявляется культурная специфика индивидуумов и общественных групп, степень использования имеющихся и создаваемых культурных ценностей).
Лишь в совокупности обозначенных подходов обнаруживается специфика социологии как науки, что является реальной основой для ее взаимодействия с другими сферами научного знания.
В настоящее время можно встретить многообразные трактовки предмета социоло-гической науки. Социология как наука исследует: становление и развитие социальных общностей, систем, законы социального действия; социальные группы и их влияние на поведение человека; человеческое поведение, взаимодействие и влияние социального окружения на личность; общество, социальные общности и социальные структуры.
Структура социологии
Выделяют три уровня социологии: общий, или теоретический; эмпирический; методологию. В рамках общетеоретического уровня главный акцент делается на исследовании общества как целостнои системы, изучаются наиболее общие связи между ее элементами и сферами. При этом применяются определенные, соответствующие данному уровню методы исследования. Теоретической социологией, таким образом, разрабатываются концептуальные основы социологических теорий, таких как общая теория социального действия, теория социального конфликта и др.
Общетеоретический уровень социологии позволяет: раскрыть наиболее общие закономерности социальной динамики; обогатить понятийно-категориальный аппарат (в том числе создать типологии общественных систем, личности и др.); осуществить критический анализ различных методологических инструментов социального познания, вскрыть их противоречивость.
Возможности социологических теорий фундаментального уровня, взятые в отдельности, ограничены; они не могут дать конкретного представления об исследуемых социальных явлениях. Эта методологическая ограниченность снимается в рамках эмпирической социологии. Эмпирическая социология является системой конкретных социологических исследований, которые обращены на сбор и анализ социальных фактов, используя при этом специальные методы. Эмпирические исследования в социологии ориентируются: на установление причин, приводящих людей к дискомфорту, и разработку решений по их устранению; анализ факторов, влияющих на поведение людей и социальных групп; исследование механизма возникновения и функционирования тех или иных феноменов социальной жизни; определение статусов и ролей социальных групп; анализ конкретных видов деятельности (это сфера прикладных отраслей социологии — социология туризма, социология инженерной деятельности и др.).
Третий уровень социологической науки представлен методологией.
Методология социологии — это учение о способах и приемах социального познания. Она включает философские, исторические и естественно-научные принципы; методология социологии объясняет и обосновывает пути и способы получения достоверных знаний об обществе и его элементах. Она может являться частью самой социальной теории (например, диалектический метод— составная часть марксистской теории).
Составными элементами методологического уровня социологии являются:
· принципы и логико-познавательные приемы диалектики (они подчеркивают тот факт, что все общественные отношения, социальные общности, институты и т.д. находятся во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии) — это функциональная основа методологии;
· общенаучные методы, каждый из которых не должен абсолютизироваться и рассматриваться в качестве универсального;
· методы конкретно-социологических исследований (опрос, интервью, анкетирование, метод экспертных оценок), без применения которых нельзя получить достоверные знания о социальных процессах и явлениях общественной жизни.
Функции социологии
Тесная взаимосвязь социологии с жизнью общества обусловлена многообразием выполняемых ею функций.
Познавательная функция. Эта функция присуща любой науке. Она заключается в получении новых знаний, сведений и закономерностей, касающихся социальной жизни общества. Получают их посредством проведения наблюдений, обобщения фактического материала, выявления на их основе закономерностей. Подобная информация может касаться как всего общества в целом, так и определенных групп или слоев населения. Познавательная функция присуща любой науке.
Функция социального контроля. С ее помощью власти определяют направление проводимой социальной политики. Социологические исследования показывают, в какой сфере существуют проблемы, и благодаря этому появляется возможность предотвратить такие негативные явления, как напряженность в обществе или социальный конфликт.
Прогностическая функция. Она выражает практическую направленность науки. С помощью проведения исследований и анализа конкретных опытных данных социологи могут прогнозировать тенденции и направления развития социальных процессов. Появляется возможность определить варианты развития некоторых событий и последствия наступления каждого из них. Это касается не только тех процессов, которые будут иметь место сразу после наступления одного из событий, но и тех, которые дадут о себе знать в будущем.
Функция социального планирования. Эта функция социологии предполагает использование данных для планирования процессов, происходящих в жизни общества. Специальные органы в соответствии с имеющимися у них данными планируют развитие стран, регионов, предприятий, а также сфер общественной жизни. Социальное планирование применяется не только в рамках отдельной страны, но и в мировом масштабе.
Идеологическая функция. Ее смысл состоит в использовании данных исследований в интересах определенной социальной группы. Полученная информация способствует формированию у людей мышления определенного типа для последующего управления их поведением.
Гуманистическая функция заключается в использовании информации для нормализации общественных отношений.
Макросоциологические теории
В рамках макросоциологических теорий изучается общество в целом, а также процессы, происходящие в нем. На протяжении большого периода времени был создан ряд теорий, среди которых следует отметить теории Герберта Спенсера (1820— 1903) и Карла Маркса (1818— 1883). П Герберт Спенсер пытался объяснить функционирование общества через проведение параллелей с биологическим организмом. Общество тоже является единым целым, но при этом оно не должно поглощать человека как личность подобно тому, как в живом организме взаимосвязаны органы и их системы, которые функционируют слаженно.
Сравнивая исторические события разных эпох и прослеживая этапы развития общества, Спенсер уподоблял общество организму по ряду признаков: рост общества; усложнение структуры и состава общества в процессе эволюции; разделение функций между индивидами (подобно разделению функций в организме).
Спенсер считал естественным существующий ход развития и потому не считал нужным
вмешиваться в этот процесс. Спенсер выступал против революций, реформ, государственной поддержки общества, так как не видел в этом необходимости. С его точки зрения, общество — лишь совокупность индивидов. Их способности и таланты — часть общей эволюции.
Карл Маркс проанализировал современное ему состояние общества. Он впервые рассмотрел общественное развитие как результат длительного исторического процесса. Он провел тщательный анализ причин социального неравенства и конфликтов в обществе. Жизнь людей и отчасти их внутренний мир, по его теории, определяются способом общественного производства. Для изменения этой ситуации необходимы радикальные преобразования общества. На определенной стадии общественного развития возникает противоречие по поводу присвоения факторов и результатов производства. В это время должна произойти социалистическая революция, с помощью которой это противоречие будет устранено. Впоследствии эта теория была взята за основу коммунистами.
Следует отметить, что для своего времени теория Маркса была применима, но на современном этапе предпринята попытка разрешить это противоречие с помощью создания таких структур, которые позволяют одновременно быть собственником средств производства и наемным работником (акционерные общества).
Эти две наиболее значимые теории и сейчас имеют своих последователей. Зародившись в Европе, они — получили дальнейшее развитие на американском континенте, но в США социология имеет, можно сказать, практическую направленность. Каждый год проводилось и проводится большое количество конкретных исследований, благодаря чему социология получила импульс к развитию.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
– продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии:
-- "О разделении общественного труда";
-- "Правила социологического метода",
-- "Самоубийство";
-- "Элементарные формы религиозной жизни".
Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, социологии религии и др.
Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к. предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология. В этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии.
Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог.метода. Д. писал, что основное правило его социолог.метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийсясовокупоностью соц. фактов. При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.
Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.
Соц. факты Д. подразделял на:
-- морфологические (плотность населения);
-- образующие материальный субстрат общественной жизни,
-- духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.
Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы.
Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на индивида:
-- эгоистическое,
-- альтруистическое и
-- аномическое.
Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в социолог.исследовании, в чем его большая заслуга перед социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию социолог.исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии рубежа прошлого и нынешнего столетий.
Типология общества
Как правило, за основные критерии типологии общества принимаются социальные индикаторы. Они дают возможность выяснить роль доминирующих связей и отношений, которые являются факторами устойчивого, стабильного и эффективного развития. Такими индикаторами являются: соотношение форм собственности (частная, государственная, ассоциированная и др.); соотношение плановых и рыночных регуляторов экономики; формы и технологии власти; соотношение производства, распределения и потребления; качество и уровень жизни граждан; социальная защищенность личности, ее права и свободы, их реальные гарантии.
На основе этих критериев общества делятся на два типа: устойчивые и неустойчивые. Первые характеризуются стабильностью, им присуще многообразие форм собственности, развитая демократия. Вторые ознаменованы переходным характером (примером может служить большинство развивающихся стран).
По специфике взаимодействия с другими системами общества делятся на «открытые» и «закрытые». Для «закрытых» обществ характерна самоизоляция, внешние связи его неразвиты. «Открытые» общества активно взаимодействуют с окружающим миром, они включены во всемирно-исторические процессы, динамично осваивают передовой опыт других обществ.
В 1950—1960-е гг. в зарубежной социологии сформировались новые принципы типологии обществ (позиция технологического детерминизма). Они разрабатывались в рамках теории стадий экономического роста индустриального и постиндустриального общества (Д. Бэлл, Р. Арон). Уолт Уитмен Ростоу выделяет пять стадий в развитии общества: традиционное общество; стадия создания предпосылок для подъема; стадия сдвига; стадия роста; период высокого уровня массового потребления.
Критерии типологии обществ в теории технологического детерминизма обусловлены развитием науки, техники и технологий, их дополняют социокультурными и политическим критериями. На основе этих критериев выделяют три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
История существования человеческого общества — это в основном история традиционного общества. Традиции и обычаи играют решающую роль в воспроизводстве устойчивых норм поведения людей, передающихся из поколения в поколение. Люди живут главным образом малыми сообществами, в которые они объединены через связи личного типа. Личная связь — это связь, базирующаяся на личном доверии. Доверие людей друг к другу выступает как источник легитимности общества. Традиционное общество — это, например, крестьянская община.
Индустриальное общество основано на машинной технике, широком развитии науки, рыночных отношениях, высоком уровне профессиональной культуры во всех ее формах. Этот термин был введен Огюстом Контом и Гербертом Спенсером, выделявшими следующие черты обществ этого типа: высокая техническая оснащенность сферы материального производства; разрешение социальных конфликтов путем использования экономических рычагов и дипломатии; повышение общественной значимости социального планирования и регулирования.
Переход от индустриального общества к постиндустриальному обусловлен изменением роли науки в развитии социума. Знания превращаются в главную социальную ценность; приоритетными становятся фундаментальные исследования, составляющие теоретическую основу научно-технического и социального развития.
Особенности постиндустриального общества: улучшение социально-экономического благосостояния граждан; повышение роли таких направлений социальной политики, как охрана окружающей среды, образование и здравоохранение; повышение роли образования, которое становится определяющим признаком социального статуса, знаний, информации, творческого потенциала.
Социальные институты
Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно значимые функции.
К этому понятию относятся, например, институты семьи, религии, т.е. те области, где можно проследить устойчивые связи между людьми. Социальные институты создаются для решения проблем, касающихся непосредственно физических, духовных и материальных конфликтов.
Социальный институт является независимым социальным образованием. Его нельзя путать с отношениями между людьми, У него есть своя структура, он выполняет определенные функции. Функции социальных институтов могут носить различный характер. В зависимости от них социальные институты классифицируют следующие образом.
· Социально-экономические институты. К ним относят институты собственности, хозяйствования и всего того, что обеспечивает процесс производства и распределения, они имеют в своем содержании социальный аспект.
· Политические институты. Это институты государства, власти, партии и т.д. Они вместе образуют политическую жизнь страны.
· Социокультурные и воспитательные институты. Они направлены на формирование в человеке определенных ценностей, норм и приспособление индивида к жизни в этом обществе.
· Нормативно-ориентирующие институты. Их цель — создание нравственной основы поведения человека. С их помощью определяются ценности, принятые в обществе. В соответствии с ними совершаются поступки.
· Нормативно-санкционирующие институты. Нормы, предписываемые этими институтами, обязательны для всех членов общества. Эти нормы закрепляются посредством принятия законов, кодексов, правил на государственном уровне. За их несоблюдение нарушителю грозит наказание в соответствии с его проступком.
· Церемониальные институты. Они регулируют ежедневное поведение людей в обществе, их взаимодействие и т.д. Эти институты могут быть как официальными, так и неофициальными. Церемониальные институты охватывают широкую сферу — от приветствий до правил передачи информации и поведения во время собрания.
Социальные институты создаются с определенной целью и выполняют следующие основные функции: установление связей; регулирование взаимоотношений; объединение социальных групп; обмен необходимой информацией; социализация индивида.
Возрастная стратификация
Возрастная стратификация — совокупность возрастных групп, расположенных в определенном иерархическом порядке.
Состав и численность людей определенных возрастов постоянно изменяется в силу демографических причин. Человек постепенно переходит из одной возрастной группы в другую. Группы людей одного возраста, несмотря на индивидуальные различия, обладают общими чертами. Именно поэтому существуют такие понятия, как «поколение» и «сверстники». Их развитие происходит в определенных условиях, которые невозможно повторить. Группы людей по возрастам выполняют соответствующие им социальные роли. В этом процессе участвуют государство, система стимулов, общественные нормы и т.д. В связи с этим приобретает особое значение социализация каждого конкретного индивида.
Возрастная стратификация предполагает разделение всех людей по возрасту. Такое деление предполагает распределение статусов. Старшие обладают более высокими, а младшие — более низкими статусами. Соответственно неравномерно распределены права и обязанности. В реальной жизни, однако, это не всегда соответствует действительности. Развивается мировое хозяйство, экономики отдельных стран, регионов; усложняются взаимосвязи между людьми. В этой ситуации возраст не играет решающей роли, когда речь идет о профессиональной деятельности.
Ученые исследовали проблемы в области возрастной стратификации. Было выдвинуто множество теорий. Например, теория Карла Маркса предполагает разделение людей по физиологическим признакам.
Основными понятиями в области возрастной стратификации являются возрастная степень, возрастной, класс, возрастная группа.
Возрастная степень подразумевает деление всей жизни человека на определенные промежутки времени. В каждом из них он занимает определенный статус, обладает правами и несет обязанности в некотором объеме.
Возрастная группа состоит из людей, которые выполняют определенную функцию, связаны между собой и имеют свою внутреннюю организацию.
Социальные статусы
Социальный статус — это совокупность прав и обязанностей человека по отношению к другим людям, обладающим другими статусами.
Из этого определения следует, что каждый человек обладает каким-либо статусом, который подвержен изменению. Даже в течение короткого промежутка времени статус может измениться несколько раз: пешеход, покупатель, ребенок и т.д.
Все статусы, которыми человек обладает в данный момент, называют статусным набором. Статус характеризуется определенными правами и обязанностями. Вся совокупность статусов образует определенную иерархическую лестницу общества. В этом аспекте статусы обозначают неравенство людей. Вне связи с другими людьми статус нельзя применить к отдельному человеку.
Человек обладает множеством статусов, но среди них выделяют главные. Ими определяется образ жизни человека, его место в обществе. Эта группа статусов связана с деятельностью человека в профессиональной сфере.
Не все статусы человека можно изменить. Некоторые даны от рождения: пол, национальность и др. Эти статусы называют приписанными. Раньше они играли очень большую роль. В современном обществе, где социальное положение не определяется с рождения и на всю жизнь, существует только несколько приписанных статусов: раса, национальность, пол.
Большинства статусов человек добивается на протяжении всей своей жизни. С понятием статуса связана проблема, состоящая в признании его окружающими. Иногда статус, приписываемый индивиду обществом, не совпадает с тем, которым он наделяет себя сам. При совпадении этих статусов говорят об идентичности.
Статусы можно классифицировать как социальные и личные. Понятие личного статуса применимо к малой группе: друзьям, родственникам. А место, занимаемое человеком в большой общности, — это формальный статус. Формальный и социальный статусы не всегда совпадают. Это проявляется в уважении к человеку и его влиянии в той или иной социальной группе. На протяжении своей жизни индивид участвует во многих социальных группах и может занимать в них различное положение: высокое, среднее, низкое.
Теории развития личности
Личность человека развивается под влиянием разных факторов: взаимодействия человека с другими людьми. Посредством общения индивид получает информацию, которую он усваивает и осмысляет и которая может стать частью его собственных суждений; окружающей среды; культуры общества как результата его длительного развития.
Исследователи долгое время пытались изучать личность в развитии. Было создано много концепций и теорий в этой сфере. Основные теории развития личности.
Теория «зеркального "Я"» Чарльза Кули. Человек оценивает себя в соответствии со следующими критериями: а) взгляд на него других людей, их оценка; б) ответная реакция на их мнение и взгляды.
Эти факторы и влияют на формирование личности.
Теория формирования личности Джорджа Герберта Мида. Личность формируется в процессе взаимодействия с людьми. Этот процесс включает в себя следующие этапы:
а) подражание чужой деятельности; б) игровая стадия; в) коллективные игры детей. На последней стадии усиливается взаимодействие между индивидами.
Теория Зигмунда Фрейда. Желания индивида ограничиваются принятыми в обществе нормами, отсюда возникает конфликт человека и общества. Структура личности такова: «Оно» (стремление человека к получению удовольствия), «Я» (ориентация в настоящем
мире), «Сверх-Я» (регулятор нравственных ценностей).
Психоаналитическая теория Эрика Эриксона. Личность формируется в соответствии со стадиями развития. Эти стадии связаны с преодолением индивидом кризисов различного характера.
Теория развития познания Жана Пиаже. Процесс формирования личности осуществляется по мере способности человека осваивать новые навыки. Эти этапы дети проходят постепенно. Они могут длиться дольше или меньше, усваиваться с легкостью или с трудом, но в строго определенной последовательности.
Теория нравственного развития Лоренса Колберга. Этот ученый большое внимание уделял нравственному аспекту развития личности. Человек преодолевает несколько стадий развития, причем на протяжении всей жизни, а не только в детстве. Чем выше уровень, достигнутый человеком, тем нравственнее его поступки по отношению к другим людям.
Социализация личности
Понятием «социализация» обозначают процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей общества, являющихся неотъемлемым условием его включения в социально-культурную среду. Данный процесс идет на протяжении всей жизни человека. Процесс социализации обеспечивает непрерывное производство и воспроизводство общественной жизни. В результате социализации происходит активное вовлечение индивида в деятельность различных социальных групп.
Социология разделяет две стадии социализации личности:
· адаптация, когда ребенок воспринимает окружающий его мир таким, каков он есть. Об адаптации можно говорить и в том случае, когда взрослые резко меняют условия жизни — место работы, жительства и др.;
· интериоризация сводится к усвоению социокультурных норм и ценностей, когда они становятся собственными убеждениями личности.
В результате социализации происходит: приобретение индивидом социального «Я»; он становится личностью с характерными для нее ценностями, убеждениями и т.д.;
трансляция культуры от одного поколения к другому. Таким образом, личность представляет собой результат сложного взаимодействия наследственных и социальных факторов. Неотъемлемый элемент социализации — усвоение ролей.
Социальная роль — это модель поведения, обусловленная местом личности в системе общественных или межличностных отношений.
Принятие индивидом той или иной социальной роли обычно зависит: от ожиданий окружающих по отношению к личности; статуса личности.
Некоторые социологи (Р. Минтон, Р. Дарендорф) закономерно определяют личность как продукт ролевых предписаний. Реализация личностью социальной роли обусловлена целым рядом факторов: способностями, интеллектом, особенностями строения тела, способствующими или затрудняющими выполнение ролей; тем, как определяет роль конкретной личности принявшая ее социальная группа; структурой группы, степенью ее упорядоченности; степенью идентификации индивида с группой.
В социологии с понятием социальной роли личности тесно связано понятие «социальный статус» — место или позиция личности в системе социальных отношений, определяющей роли личности. Социальный статус имеет функциональную и оценочную составляющие, которые показывают, с одной стороны, что личность может делать и что она делает, а с другой — каким образом ее действия оцениваются социальной группой и обществом в целом.
Социализация не ограничивается рамками семьи, она пролегает и через другие малые группы и социальные институты: сверстники, школа, армия, вуз и др.
Особенности социализации личности определяются характером групп, в которые она включена. Включение в группу немыслимо вне формирования определенной системы потребностей и интересов, закрепляющих принятые в данной группе способы восприятия, мышления, реагирования в типических ситуациях.
Таким образом, социализацию личности можно свести к усвоению ценностно-нормативных установок.
Этот механизм включает: деятельность (игровую, учебную, профессиональную); общение (взаимодействие с окружающими людьми); развитие самосознания.
В результате функционирования данного механизма происходит формирование индивидуальности, социальная самоидентификация личности, т.е. личность начинает осмысливать свою социальную принадлежность, социальные роли, формирует самооценку.
Основными агентами социализации являются семья, ровесники, школа и др. группы.
Виды наблюдения
Выделяют две основные разновидности по степени вовлеченности исследователя в деятельность объекта изучения: включенное и невключенное наблюдение.
Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрируют все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе или устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), но он проводит включенное наблюдение.
Наблюдение может быть как прямым (непосредственным), так и косвенным (опосредованным). При косвенном наблюдаются не сам объект или его действия, а эффект его взаимодействия с другими объектами или результаты его действий. Таким образом, специфика косвенного наблюдения заключается в том, что о свойствах ненаблюдаемого (самого объекта) судят по наблюдаемым проявлениям (его действиям). А это предполагает обязательное наличие некоторых предварительных теоретических (или хотя бы гипотетических) представлений о механизме связи-причины (ненаблюдаемого объекта) и следствия (наблюдаемого действия).
Процедуру наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности:
· формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач;
· определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения;
· разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения;
· определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений;
· подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т.д.);
· запись результатов наблюдений;
· анализ и интерпретация данных;
· подготовка отчета и выводов по итогам исследования.
Эксперимент
– метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.
Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.
Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.
Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:
1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;
2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;
4) формулирование гипотез и определение задач;
5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.
Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.
Анализ документов
- метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения. Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов. Так же можно отследить изменение изучаемого явления. Этот метод возможен на разных этапах социологического исследования. На предварительной стадии этот метод позволяет использовать собранную информацию для уточнения проблемы исследования, его научной гипотезы. При анализе документов на заключительном этапе социологического исследования мы можем, например, устанавливать и уточнять достоверность информации, получаемой с помощью других источников.
При использовании метода анализа документа важным является установление важности документа. Социологическое наблю