Социальные организации и социальные структуры.
Социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.
Понятие «организация» употребляют в экономике, биологии, кибернетике, многих других науках и сферах деятельности, т. е. везде, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. А. И. Пригожин определяет коллектив как группу людей, совместно и координированно реализующую общую цель.
Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда.
Организация представляет собой высший уровень развития социальных систем.
Существует два механизма образования организаций как форм социальной общности. Чаще всего они возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей.
Таким образом, определяющим признаком социальной организации выступает целевая общность. Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление.
Социальные организации имеют ряд основных черт.
Во-первых, они обладают целевой природой, так как создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.
Во-вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация – это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов.
В-третьих, характерная черта организации, как считает А. И. Пригожин, возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур.
В-четвертых, характерная черта организации: управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации. В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные, или внутриорганизационные, нормы, которые создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Названные четыре фактора, по мнению А. И. Пригожина, детерминируют организационный порядок.
Эффективность организационных форм объясняется возникновением эффекта синергии. Проявление синергии в социальных организациях означает прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников.
Первоначально понятие «структура» широко применялось в математике, лингвистике, и лишь с 20 гг. XX в. (но начиная и с Конта, и Спенсера) это понятие прочно укрепилось в социологии.
Единого мнения о понятии социальной структуры в социологии не существует, несмотря на его широко распространенное использование. Употребление определения зависит от теоретического подхода. Есть три точки зрения:
1) социальная структура – это абстрактная величина, которая формируется из гипотез и теорий;
2) это самостоятельный вид реальности, который доступен эмпирическому исследованию;
3) это относительная величина, соблюдающая равновесие между номинизмом и реализмом. Она держится на определенных факторах, которые находятся в постоянном движении. Таким образом, социальная структура современного этапа развития характеризуется как динамичное целое.
Структура – это организованность и упорядоченность системы, это способ взаимодействия и взаимосвязи образующих ее элементов.
Если рассматривать социальную структуру общества, то это совокупность взаимосвязанных социальных групп, институтов и отношений между ними. Социальную структуру рассматривают как:
1) общности, образованные на различии отношения к средствам производства (классовое);
2) общности по разделению труда (социально-профессиональная дифференциация);
3) общности, возникшие на базе культурно-исторической самобытности (этнос);
4) территориальные общности (село);
5) социально-демографические (пол, возраст);
6) социально-политические институты (наука, семья);
7) религиозные общности (христиане, мусульмане). По мере развития общества социальная структура меняется и становится еще сложнее, устойчивей, возникает приспособляемость к условиям среды.
И как раз развитость социальной структуры показывает ее разнообразие – способы связи между людьми, социальными группами и институтами.
В социологии есть два подхода к изучению социальной структуры:
1) классовый – центральное место в структуре занимают классы (на основе разделения труда и производственных отношений) и «классоподобные» социальные группы (интеллигенция);
2) стратификационный – статусные группы в обществе расположены по иерархической лестнице; Пар-сонс, Сорокин, Вебер определяли разные признаки, по которым человек занимал то или иное место в иерархии.
Развитие социальной структуры в любой стране ведет к сближению всех субъектов социальной сферы. Можно сказать, что социальная структура – это:
1) объединение людей, которые взаимодействуют между собой из-за конкретных обстоятельств;
2) иерархия позиций индивида – выполнение определенных функций;
3) совокупность норм и ценностей.
Таким образом, развитие социальной структуры – это сложный, длительный процесс, занимающий целую эпоху или жизнь нескольких поколений людей.
Проблема структурного мышления особенно явно присутствует в функционалистском мышлении, но идентификация «существенных», или первостепенных особенностей определенных социальных структур или типов часто спорна в вопросе о том, предполагают ли они или нет функциональное мышление.