База экзаменационных тестовых заданий

БАЗА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

По дисциплине:“Социология”

Курс обучения: 1, 2, 3

Этимологическое значение термина «социология»

1. наука о человеке

2. +учение об обществе

3. стремление к социальному

4. наука о социальной природе

5. учение о социальных закономерностях

2. Первоначальное название социологии - «социальная...

1. статика

2. +физика

3. история

4. динамика

5. механика

Объектом изучения социологии является

1. человек

2. +общество

3. группа

4. каста

5. организация

Что относится к предмету социологии?

1. социум

2. личность

3. +взаимодействие

4. контакт

5. дружба

Общая категория социологии

1.«конформное»

2.«статус»

3.+«социальное»

4.«процесс»

5.«действие»

Первый специальный труд по социологии

1.«Капитал» К.Маркса

2.«Политика» Аристотеля

3.«Государь» Н.Макиавелли

4.+«Курс позитивной философии» О.Конта

5.«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса

Автор термина «социология»

1. +О.Конт

2. М.Вебер

3. Г.Спенсер

4. Я.Морено

5. Э.Дюркгейм

Предмет социологии (по Э.Дюркгейму)

1. общественное мнение

2. идеальный тип

3. +социальный факт

4. массовое самочувствие

5. религиозное сознание

Категория относящаяся к предмету изучения социологии

1. страна

2. общество

3. государство

4. группа

5. +процесс

10.Структурный функционализм является....

1. +общесоциологической теорией

2. социологической теорией среднего уровня

3. отраслевой социологической теорией

4. эмпирическим социологическим знанием

5. прикладным методом

Наука, именуемая социологией древних обществ (имеет много общего с социологией)

1. этнография

2. археология

3. +антропология

4. философия

5. история

Микросоциологический подход в социологии изучает

1. внутренний мир личности, индивида

2. общие законы функционирования и динамики общества

3. принципы функционирования и поведения больших групп людей

4. взаимодействия между социальными организациями и социальными институтами

5. +поведенческие акты, потребностей, ценностей людей в малых группах

Объективная реальность, на которую направлена исследовательская деятельность - это

1. +объект

2. предмет

3. цель

4. задача

5. гипотеза

Макросоциологическое понятие

1. личность

2. каста

3. +цивилизация

4. коллектив

5. группа

Микросоциологическое понятие

1. государство

2. цивилизация

3. +группа

4. нация

5. этнос

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. +права

2. акции

3. санкции

4. поощрения

5. нарушения

6. +обязательства

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1. +взаимность

2. обоюдность

3. длительность

4. повторяемость

5. конфликтность

6. неповторяемость

ГРУППА, В КОТОРОЙ ВСЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СТРОГО УРЕГУЛИРОВАНЫ

1. внешняя

2. этническая

3. +формальная

4. эксклюзивная

5. неформальная

6. официальная

СТАТИСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1. катающиеся на лыжах

2. +посетители Диснейлэнда

3. играющие на детской площадке

4. +посетители Эйфелевой башни

5. устроившие приятельские вечеринки

6. находящиеся в дружественных отношениях

КАКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ИМЕЕТ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ?

1. формальное

2. структурное

3. +культурное

4. +мотивационное

5. институциональное

6. стратификационное

21.О.Конт – автор закона...

1. двух стадий

2. +трех стадий

3. четырех стадий

4. пяти стадий

5. шести стадий

Автор термина «социальная мобильность»

1. О.Конт

2. М.Вебер

3. Т.Парсонс

4. +П.Сорокин

5. Э.Дюркгейм

Социология, по Г.Спенсеру, является наукой изучающей

1. общественные движения

2. социальные действия

3. коллективное сознание

4. социальные конфликты

5. +надорганическое развитие

21. Р.Мертон различал два типа функций: латентные и...

1. +явные

2. социальные

3. нелатентные

4. открытые

5. закрытые

Основной метод исследования общества, с точки зрения О.Конта

1. опросный

2. панельный

3. +сравнительный

4. наблюдательный

5. экспериментальный

Автор теории «Зеркального Я»

1. О.Конт

2. +Ч.Кули

3. К.Маркс

4. Г.Спенсер

5. Э.Дюркгейм

Понятие «социальное действие» было введено

1. К.Марксом

2. +М.Вебером

3. Г.Спенсером

4. П.Сорокиным

5. Э.Дюркгеймом

Автор теории, обосновавший факт доминирования «согласия» над «конфликтами»

1. М.Вебер

2. Р.Мертон

3. +Т.Парсонс

4. Р.Дарендорф

5. Д.Александер

Автор концепции социокультурной динамики и исследований социальной стратификации

1. О.Конт

2. А.Маслоу

3. +П.Сорокин

4. Ч.Ламброзо

5. Ж.Тощенко

Основоположник «социального дарвинизма»

1. Ш.Фурье

2.+Г.Спенсер

3. Ж.Ж.Руссо

4. П.Сорокин

5. Э.Дюркгейм

Развитие бюрократии, как положительной перспективы исторического процесса, доказывал

1. +М.Вебер

2 .Г.Зиммель

3. Г.Спенсер

4. Т.Парсонс

5. П.Сорокин

Типы обществ по Г.Спенсеру

1.глобальное и локальное

2+.военное и индустриальное

3.торговое и промышленное

4.политическое и социальное

5.аграрное и постиндустриальное

48.О.Конт вывел три стадии развития общества: метафизическая,позитивная и ...

1.архаическая

2.примитивная

3.органическая

4.механическая

5.+теологическая

49.Автор определения: «Социология – это наука о социальном поведении»

1.+М.Вебер

2. Р.Мертон

3. Т.Парсонс
4. П.Сорокин

5. Э.Дюркгейм

ТИПЫ ОБЩЕСТВ ПО Г.СПЕНСЕРУ

1. аграрные

2. +военные

3. письменные

4. дописьменные

5. постиндустриальные

6. +промышленные

ОСНОВАТЕЛЯМИ СОЦИОЛОГИИ, КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ, СЧИТАЮТ

1. К.Маркса

2. +О.Конта

3. +Г.Спенсера

4. Т.Парсонса

5. Э.Дюркгейма

6. О.Шпенглера

Концепция, согласно которой, информатика, компьютеры и микроэлектроника определяет развитие социальной системы, выступая как средства создания новых социальных надклассовых и наднациональных структур?

1. технотронного общества

2. индустриального общества

3. +информационного общества

4. аграрного общества

5. традиционного общества

Различают санкции

1. письменные и устные

2. открытые и латентные

3. +формальные и неформальные

4. запоздалые и преждевременные

5. официальные и неофициальные

101. Р.Мертон ввел понятия:"явные" и "скрытые (латентные)" функции применимо к социальным...

1. группам

2. системам

3. структурам

4. +институтам

5. организациям

Социальные санкции являются

1. средством подавления личности

2. элементом социальной структуры

3. средством социализации личности

4. важным элементом взаимодействия

5. +элементом социального регулирования

Устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности

1. система

2. общность

3. структура

4. +институт

5. организация

Социальные предписания

1. виды наказания

2. средства поощрения

3. формальные санкции

4. неформальные санкции

5. +запрет или разрешение

Революция - это

1. военный переворот

2. +коренной качественный переворот в развитии общества

3. переворот, совершенный группой лиц какой-либо партии

4. переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому строю

5. постепенные преобразования, не затрагивающие основ существующего строя

ПО МНЕНИЮ Г.СПЕНСЕРА СОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ ДЕЛИТСЯ НА ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ (ИНСТИТУТОВ)

1. досуговая

2. репродуктивная

3. информационная

4. +регулятивная

5. +производственная

6. эмпирическая

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ УЧРЕЖДЕНИЯ

1. домашние

2. обрядовые

3. +политические

4. +промышленные

5. коллективные

6. консультативные

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

1. +семья

2. +партия

3. религия

4. культура

5. экономика

6. здравоохранение

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

1. наука

2. +рынок

3. +деньги

4. государство

5. семья

6. культура

Критерии стратификации

1. богатство, должность и вера

2. власть, собственность, доход

3. принадлежность к религии и доход

4. +доход, власть, образование и престиж

5. принадлежность к религии, экономический статус и образование

Понятие «страта» означает

1. класс

2. +слой

3. группа
диспозиция

4. ориентация

Пример нисходящей социальной мобильности

1. смена профессии

2. переезд в другую страну

3. повышение в должности

4. изменение вероисповедания

5. +увольнение по сокращению

Примером восходящей социальной мобильности является

1. вступление в брак

2. смена профессии

3. смена гражданства

4. +повышение в должности

5. увольнение по сокращению

Пример горизонтальной мобильности

1. повышение в должности

2. понижение в должности

3. увольнение по сокращению

4. вступление в брак с представителем другой социальной группы

5. +заключение брака с представителем своей социальной группы

Головокружительная карьера

1. диагональная
горизонтальная

2. межпоколенная

3. вертикально-нисходящая

4. +вертикально-восходящая

Конформизм (по Р. Мертону)

1. формирование новых целей и средств

2. отрицание и цели, и социальных средств.

3. +соответствие культурным средствам и средствам достижения

4. отрицание целей, но принятие традиционных средств их достижения
согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения

Социальная роль - это

1. отношение окружающих нас людей

2. место индивида среди окружающих людей

3. +характер поведения, определяемый социальным статусом

4. положение, занимаемое человеком в своей социальной группе

5. характер чувств со стороны друзей, сослуживцев и родственников

Пример аскриптивного статуса

1. ректор

2. +принц

3. студент

4. кондуктор

5. врач

Ресоциализация - это

1. синоним ассимиляции

2. отучение от старых норм, ценностей и ролей

3. +процесс «переучивания» социальных ролей

4. период социализации, совпадающий с получением формального образования

5. процесс закрепления социальных навыков

Конформность - это

1. отсутствие социальных норм

2. инновативное поведение

3. девиантное поведение

4. неподчинение социальным нормам и предписаниям

5. +принятие целей и средств их достижения

Акцентуация характера - это

1. формирование самосознания

2. +варианты нормального характера

3. характерологические нарушения

4. дифференцированное осознание себя

5. неравномерное развитие психики

Образование, заслуги, квалификация - это статус

1. личный

2. главный

3. смешанный

4. +достигнутый

5. прирожденный

Ролевой конфликт личности

1.межгрупповой

2.межличностный

3.внутригрупповой

4.+внутриличностный

5.интирегенерационный

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

1+.базисный

2.рыночный

3.+идеальный

4.формальный

5.накопительский

6.эксплуататорский

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

1+.внутренний

2.в+нешний

3.приобретенный

4.врожденный

5.навязанный

6.генеральный

ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.зависимое

2.+девиантное

3.юридическое

4.показательное

5.+делинквентное

6.общественное

242.У.Х.ШЕЛДОН ВЫЯВЛЯЕТ ТИПОЛОГИЮ ПРИЧИН ДЕВИАЦИИ

1.мегаморф

2.+эндоморф

3.+мезоморф

Антиморф

5.макроморф

6.микроморф

ВИДЫ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.наказуемое

2.осуждаемым

3.нейтральным

4.+правомерное

5.+неправомерное

6.социально одобряемым

246.Основная идея Э.Дюркгейма, определившая в значительной мере развитие социологии образования – это тесная связь социологии с...

1.историей

2.философией
3.психологией

4+.педагогикой
5.политологией

247.На какие две части (по О.Конту) делится образование человека

1.«внутреннюю» и «внешнюю»

2.«системную» и «импровизационную»

3.«традиционную» и «нетрадиционную»

4.«интегративную» и «мировоззренческую»

5+«самопроизвольную» и «систематическую»

248.Кто из ученых связывал образование и воспитание с проблемами позитивной политики, направленной на реформирование капиталистического общества?

1.+О.Конт

2.К.Поппер

3.Г.Спенсер

4.Г.Сузалло

5.Л.Мечников

249.В какой период произошел качественный скачок в развитии социологии образования на Западе?

1.1900-1910-х гг.

2.1920-1930-х гг.

3.1940-1950-х гг.

4.+1960-1970-х гг.

5.1980-1990-х гг.

250.Автор книги о мировом кризисе в образовании

1.О.Конт

2.Г.Спенсер

3.К.Поппер

4+.Ф.Кумбс

5.Т.Парсонс

251.Две основные позиции в оценке предмета социологии образования в западной социологии

1.английская и французская

2.ирландская и европейская

3.австрийская и швейцарская

4.бельгийская и нидерландская

5.+европейская и американская

252.Кто из ученых стоял у истоков социологии образования во Франции?

1.Р.Будон

2.П.Бурдье

3.Т.Парсонс

4.+Э.Дюркгейм

5.Ш.Л.Монтескье

253.Кто из ученых стоял у истоков социологии образования в Германии?

1.Т.Кун

2.Л.Уорд

3+.М.Вебер

4.М.Шелер

5.Г.Спенсер

254.Кому принадлежит авторство учебника по социологии образования в Европе?

1.Д.Дьюи

2.П.Бурдье

3.Г.Зиммель

4.+К.Мангейм

5.Д.Ливингстон

255.К какому периоду относится появление первых университетов в Западной Европе?

1.ХI век

2.+ХII век

3.ХІІI век

4.ХІV век

5.XV век

256.Для какой традиции образования характерна ориентация на религиозно-философские дисциплины?

1.латинской

2.российской

3.славянской

4.вропейской

5+.византийской

257.Какой ученый и в какой работе, на примере китайской, индийской и английской школ, прослеживает действие институтов образования, как канала социальной вертикальной циркуляции?

1.К.Мангейм «Идеология и утопия»

2.М.Шеллер «Формы знания и образования»

3.П.Бурдье «Социология образования и культуры»

4.М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»

5.+П.Сорокин «Социальная и культурная мобильность»

Моногамное супружество

1.+один муж, одна жена
2.несколько мужей и несколько жен

3.супруги из одной страты

4.один муж, несколько жен

5.одна жена, несколько мужей

Младенческая смертность

1.до 4 лет

2.до 14 лет

3.на втором году жизни

4.+на первом году жизни

5.на первом месяце жизни

304.Материнская смертность — это смертность беременных, рожениц и родильниц, в том числе в течение…после родов

1.+42 дней

2.6 месяцев

3.2 месяцев

4.одной недели

5.одного месяца

Прородительство означает

1.начало семьи

2.передачу статуса

3.+рождение внука

4.последняя стадия социализации

5.финиш супружеских отношений

Патриархальная семья

1.дистантная

2.неолокальная

3.матрилокальная

4.+традиционная

5.эгалитарная

Основная функция религии

1.гуманитарная

2.эйфорическая

3.+регулятивная

4.репродуктивная

5.мировоззренческая

В СИСТЕМУ ИНСТИТУТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ВХОДЯТ

1.ВУЗ

2.семья

3.рынок

4.+школа

5.церковь

6.предприятие

К ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМУЧРЕЖДЕНИЯМ ОТНОСЯТСЯ

1.ВУЗ

2.колледжи

3.детский центр

4.+школы

5.лицеи

*техникум

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВКЛЮЧАЮТ

1.+высшее

2.+среднее

3.основное

4.начальное

5.дошкольное

6.специальное

364.СХОДСТВА ПЕРВЫХ ДРЕВНИХ ШКОЛ И СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ

1.+оценка знаний

2.телесное наказание

3.кредитная технология

4.обязательность образования

5.доступность образования

6.специальные помещения для обучения

ТЕРМИНЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПОНЯТИЮ «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА»

1.+урок

2.папирус

3.+экзамен

4.сословность

5.телесные наказания

6.чернильница

Экономическая социология.

СЕМЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ

1.+институтом

2.товариществом

3.вторичной группой

4.+формой организации

5.общностью

6.сообществом

СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ

1.+нуклеарная

2.экзогамная

3.эндогамная

4.+неолокальная

5.матрилокальная

6.матриархальная

ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВОДА

1.+алкоголизм

2+.жилищные условия

3.уровень образования

4.духовная близость супругов

5.вероятность нервных стрессов

6.рождение ребенка

АНТИСЕМИТИЗМ ОЗНАЧАЕТ

1.ксенофобия

2.терпимость

3.фанатизм

4.политкорректность

5.+расовый предрассудок

6.+дискриминация меньшинства

СТЕРЕОТИП - ЭТО

1.идеальный тип

2.определенная установка

3.+упрощенный образ реальности

4.неопределенное состояние мысли

5.всестороннее отображение реальности

6.+односторонний образ действительности

ПРИМЕРЫ НОНКОНФОРМИЗМА

1.вор

2.+герой

3.+гений

4.убийца

5.плагиатор

6.ученый

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ОХВАТЫВАЕТ

1.+право

2.природу

3.характер

4+.искусство

5.способности

6.эмоции

БАЗА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

По дисциплине:“Социология”

Курс обучения: 1, 2, 3

Наши рекомендации