База экзаменационных тестовых заданий
БАЗА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
По дисциплине:“Социология”
Курс обучения: 1, 2, 3
Этимологическое значение термина «социология»
1. наука о человеке
2. +учение об обществе
3. стремление к социальному
4. наука о социальной природе
5. учение о социальных закономерностях
2. Первоначальное название социологии - «социальная...
1. статика
2. +физика
3. история
4. динамика
5. механика
Объектом изучения социологии является
1. человек
2. +общество
3. группа
4. каста
5. организация
Что относится к предмету социологии?
1. социум
2. личность
3. +взаимодействие
4. контакт
5. дружба
Общая категория социологии
1.«конформное»
2.«статус»
3.+«социальное»
4.«процесс»
5.«действие»
Первый специальный труд по социологии
1.«Капитал» К.Маркса
2.«Политика» Аристотеля
3.«Государь» Н.Макиавелли
4.+«Курс позитивной философии» О.Конта
5.«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса
Автор термина «социология»
1. +О.Конт
2. М.Вебер
3. Г.Спенсер
4. Я.Морено
5. Э.Дюркгейм
Предмет социологии (по Э.Дюркгейму)
1. общественное мнение
2. идеальный тип
3. +социальный факт
4. массовое самочувствие
5. религиозное сознание
Категория относящаяся к предмету изучения социологии
1. страна
2. общество
3. государство
4. группа
5. +процесс
10.Структурный функционализм является....
1. +общесоциологической теорией
2. социологической теорией среднего уровня
3. отраслевой социологической теорией
4. эмпирическим социологическим знанием
5. прикладным методом
Наука, именуемая социологией древних обществ (имеет много общего с социологией)
1. этнография
2. археология
3. +антропология
4. философия
5. история
Микросоциологический подход в социологии изучает
1. внутренний мир личности, индивида
2. общие законы функционирования и динамики общества
3. принципы функционирования и поведения больших групп людей
4. взаимодействия между социальными организациями и социальными институтами
5. +поведенческие акты, потребностей, ценностей людей в малых группах
Объективная реальность, на которую направлена исследовательская деятельность - это
1. +объект
2. предмет
3. цель
4. задача
5. гипотеза
Макросоциологическое понятие
1. личность
2. каста
3. +цивилизация
4. коллектив
5. группа
Микросоциологическое понятие
1. государство
2. цивилизация
3. +группа
4. нация
5. этнос
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. +права
2. акции
3. санкции
4. поощрения
5. нарушения
6. +обязательства
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1. +взаимность
2. обоюдность
3. длительность
4. повторяемость
5. конфликтность
6. неповторяемость
ГРУППА, В КОТОРОЙ ВСЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СТРОГО УРЕГУЛИРОВАНЫ
1. внешняя
2. этническая
3. +формальная
4. эксклюзивная
5. неформальная
6. официальная
СТАТИСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1. катающиеся на лыжах
2. +посетители Диснейлэнда
3. играющие на детской площадке
4. +посетители Эйфелевой башни
5. устроившие приятельские вечеринки
6. находящиеся в дружественных отношениях
КАКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ИМЕЕТ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ?
1. формальное
2. структурное
3. +культурное
4. +мотивационное
5. институциональное
6. стратификационное
21.О.Конт – автор закона...
1. двух стадий
2. +трех стадий
3. четырех стадий
4. пяти стадий
5. шести стадий
Автор термина «социальная мобильность»
1. О.Конт
2. М.Вебер
3. Т.Парсонс
4. +П.Сорокин
5. Э.Дюркгейм
Социология, по Г.Спенсеру, является наукой изучающей
1. общественные движения
2. социальные действия
3. коллективное сознание
4. социальные конфликты
5. +надорганическое развитие
21. Р.Мертон различал два типа функций: латентные и...
1. +явные
2. социальные
3. нелатентные
4. открытые
5. закрытые
Основной метод исследования общества, с точки зрения О.Конта
1. опросный
2. панельный
3. +сравнительный
4. наблюдательный
5. экспериментальный
Автор теории «Зеркального Я»
1. О.Конт
2. +Ч.Кули
3. К.Маркс
4. Г.Спенсер
5. Э.Дюркгейм
Понятие «социальное действие» было введено
1. К.Марксом
2. +М.Вебером
3. Г.Спенсером
4. П.Сорокиным
5. Э.Дюркгеймом
Автор теории, обосновавший факт доминирования «согласия» над «конфликтами»
1. М.Вебер
2. Р.Мертон
3. +Т.Парсонс
4. Р.Дарендорф
5. Д.Александер
Автор концепции социокультурной динамики и исследований социальной стратификации
1. О.Конт
2. А.Маслоу
3. +П.Сорокин
4. Ч.Ламброзо
5. Ж.Тощенко
Основоположник «социального дарвинизма»
1. Ш.Фурье
2.+Г.Спенсер
3. Ж.Ж.Руссо
4. П.Сорокин
5. Э.Дюркгейм
Развитие бюрократии, как положительной перспективы исторического процесса, доказывал
1. +М.Вебер
2 .Г.Зиммель
3. Г.Спенсер
4. Т.Парсонс
5. П.Сорокин
Типы обществ по Г.Спенсеру
1.глобальное и локальное
2+.военное и индустриальное
3.торговое и промышленное
4.политическое и социальное
5.аграрное и постиндустриальное
48.О.Конт вывел три стадии развития общества: метафизическая,позитивная и ...
1.архаическая
2.примитивная
3.органическая
4.механическая
5.+теологическая
49.Автор определения: «Социология – это наука о социальном поведении»
1.+М.Вебер
2. Р.Мертон
3. Т.Парсонс
4. П.Сорокин
5. Э.Дюркгейм
ТИПЫ ОБЩЕСТВ ПО Г.СПЕНСЕРУ
1. аграрные
2. +военные
3. письменные
4. дописьменные
5. постиндустриальные
6. +промышленные
ОСНОВАТЕЛЯМИ СОЦИОЛОГИИ, КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ, СЧИТАЮТ
1. К.Маркса
2. +О.Конта
3. +Г.Спенсера
4. Т.Парсонса
5. Э.Дюркгейма
6. О.Шпенглера
Концепция, согласно которой, информатика, компьютеры и микроэлектроника определяет развитие социальной системы, выступая как средства создания новых социальных надклассовых и наднациональных структур?
1. технотронного общества
2. индустриального общества
3. +информационного общества
4. аграрного общества
5. традиционного общества
Различают санкции
1. письменные и устные
2. открытые и латентные
3. +формальные и неформальные
4. запоздалые и преждевременные
5. официальные и неофициальные
101. Р.Мертон ввел понятия:"явные" и "скрытые (латентные)" функции применимо к социальным...
1. группам
2. системам
3. структурам
4. +институтам
5. организациям
Социальные санкции являются
1. средством подавления личности
2. элементом социальной структуры
3. средством социализации личности
4. важным элементом взаимодействия
5. +элементом социального регулирования
Устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности
1. система
2. общность
3. структура
4. +институт
5. организация
Социальные предписания
1. виды наказания
2. средства поощрения
3. формальные санкции
4. неформальные санкции
5. +запрет или разрешение
Революция - это
1. военный переворот
2. +коренной качественный переворот в развитии общества
3. переворот, совершенный группой лиц какой-либо партии
4. переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому строю
5. постепенные преобразования, не затрагивающие основ существующего строя
ПО МНЕНИЮ Г.СПЕНСЕРА СОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ ДЕЛИТСЯ НА ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ (ИНСТИТУТОВ)
1. досуговая
2. репродуктивная
3. информационная
4. +регулятивная
5. +производственная
6. эмпирическая
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ УЧРЕЖДЕНИЯ
1. домашние
2. обрядовые
3. +политические
4. +промышленные
5. коллективные
6. консультативные
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
1. +семья
2. +партия
3. религия
4. культура
5. экономика
6. здравоохранение
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
1. наука
2. +рынок
3. +деньги
4. государство
5. семья
6. культура
Критерии стратификации
1. богатство, должность и вера
2. власть, собственность, доход
3. принадлежность к религии и доход
4. +доход, власть, образование и престиж
5. принадлежность к религии, экономический статус и образование
Понятие «страта» означает
1. класс
2. +слой
3. группа
диспозиция
4. ориентация
Пример нисходящей социальной мобильности
1. смена профессии
2. переезд в другую страну
3. повышение в должности
4. изменение вероисповедания
5. +увольнение по сокращению
Примером восходящей социальной мобильности является
1. вступление в брак
2. смена профессии
3. смена гражданства
4. +повышение в должности
5. увольнение по сокращению
Пример горизонтальной мобильности
1. повышение в должности
2. понижение в должности
3. увольнение по сокращению
4. вступление в брак с представителем другой социальной группы
5. +заключение брака с представителем своей социальной группы
Головокружительная карьера
1. диагональная
горизонтальная
2. межпоколенная
3. вертикально-нисходящая
4. +вертикально-восходящая
Конформизм (по Р. Мертону)
1. формирование новых целей и средств
2. отрицание и цели, и социальных средств.
3. +соответствие культурным средствам и средствам достижения
4. отрицание целей, но принятие традиционных средств их достижения
согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения
Социальная роль - это
1. отношение окружающих нас людей
2. место индивида среди окружающих людей
3. +характер поведения, определяемый социальным статусом
4. положение, занимаемое человеком в своей социальной группе
5. характер чувств со стороны друзей, сослуживцев и родственников
Пример аскриптивного статуса
1. ректор
2. +принц
3. студент
4. кондуктор
5. врач
Ресоциализация - это
1. синоним ассимиляции
2. отучение от старых норм, ценностей и ролей
3. +процесс «переучивания» социальных ролей
4. период социализации, совпадающий с получением формального образования
5. процесс закрепления социальных навыков
Конформность - это
1. отсутствие социальных норм
2. инновативное поведение
3. девиантное поведение
4. неподчинение социальным нормам и предписаниям
5. +принятие целей и средств их достижения
Акцентуация характера - это
1. формирование самосознания
2. +варианты нормального характера
3. характерологические нарушения
4. дифференцированное осознание себя
5. неравномерное развитие психики
Образование, заслуги, квалификация - это статус
1. личный
2. главный
3. смешанный
4. +достигнутый
5. прирожденный
Ролевой конфликт личности
1.межгрупповой
2.межличностный
3.внутригрупповой
4.+внутриличностный
5.интирегенерационный
ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
1+.базисный
2.рыночный
3.+идеальный
4.формальный
5.накопительский
6.эксплуататорский
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
1+.внутренний
2.в+нешний
3.приобретенный
4.врожденный
5.навязанный
6.генеральный
ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.зависимое
2.+девиантное
3.юридическое
4.показательное
5.+делинквентное
6.общественное
242.У.Х.ШЕЛДОН ВЫЯВЛЯЕТ ТИПОЛОГИЮ ПРИЧИН ДЕВИАЦИИ
1.мегаморф
2.+эндоморф
3.+мезоморф
Антиморф
5.макроморф
6.микроморф
ВИДЫ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.наказуемое
2.осуждаемым
3.нейтральным
4.+правомерное
5.+неправомерное
6.социально одобряемым
246.Основная идея Э.Дюркгейма, определившая в значительной мере развитие социологии образования – это тесная связь социологии с...
1.историей
2.философией
3.психологией
4+.педагогикой
5.политологией
247.На какие две части (по О.Конту) делится образование человека
1.«внутреннюю» и «внешнюю»
2.«системную» и «импровизационную»
3.«традиционную» и «нетрадиционную»
4.«интегративную» и «мировоззренческую»
5+«самопроизвольную» и «систематическую»
248.Кто из ученых связывал образование и воспитание с проблемами позитивной политики, направленной на реформирование капиталистического общества?
1.+О.Конт
2.К.Поппер
3.Г.Спенсер
4.Г.Сузалло
5.Л.Мечников
249.В какой период произошел качественный скачок в развитии социологии образования на Западе?
1.1900-1910-х гг.
2.1920-1930-х гг.
3.1940-1950-х гг.
4.+1960-1970-х гг.
5.1980-1990-х гг.
250.Автор книги о мировом кризисе в образовании
1.О.Конт
2.Г.Спенсер
3.К.Поппер
4+.Ф.Кумбс
5.Т.Парсонс
251.Две основные позиции в оценке предмета социологии образования в западной социологии
1.английская и французская
2.ирландская и европейская
3.австрийская и швейцарская
4.бельгийская и нидерландская
5.+европейская и американская
252.Кто из ученых стоял у истоков социологии образования во Франции?
1.Р.Будон
2.П.Бурдье
3.Т.Парсонс
4.+Э.Дюркгейм
5.Ш.Л.Монтескье
253.Кто из ученых стоял у истоков социологии образования в Германии?
1.Т.Кун
2.Л.Уорд
3+.М.Вебер
4.М.Шелер
5.Г.Спенсер
254.Кому принадлежит авторство учебника по социологии образования в Европе?
1.Д.Дьюи
2.П.Бурдье
3.Г.Зиммель
4.+К.Мангейм
5.Д.Ливингстон
255.К какому периоду относится появление первых университетов в Западной Европе?
1.ХI век
2.+ХII век
3.ХІІI век
4.ХІV век
5.XV век
256.Для какой традиции образования характерна ориентация на религиозно-философские дисциплины?
1.латинской
2.российской
3.славянской
4.вропейской
5+.византийской
257.Какой ученый и в какой работе, на примере китайской, индийской и английской школ, прослеживает действие институтов образования, как канала социальной вертикальной циркуляции?
1.К.Мангейм «Идеология и утопия»
2.М.Шеллер «Формы знания и образования»
3.П.Бурдье «Социология образования и культуры»
4.М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»
5.+П.Сорокин «Социальная и культурная мобильность»
Моногамное супружество
1.+один муж, одна жена
2.несколько мужей и несколько жен
3.супруги из одной страты
4.один муж, несколько жен
5.одна жена, несколько мужей
Младенческая смертность
1.до 4 лет
2.до 14 лет
3.на втором году жизни
4.+на первом году жизни
5.на первом месяце жизни
304.Материнская смертность — это смертность беременных, рожениц и родильниц, в том числе в течение…после родов
1.+42 дней
2.6 месяцев
3.2 месяцев
4.одной недели
5.одного месяца
Прородительство означает
1.начало семьи
2.передачу статуса
3.+рождение внука
4.последняя стадия социализации
5.финиш супружеских отношений
Патриархальная семья
1.дистантная
2.неолокальная
3.матрилокальная
4.+традиционная
5.эгалитарная
Основная функция религии
1.гуманитарная
2.эйфорическая
3.+регулятивная
4.репродуктивная
5.мировоззренческая
В СИСТЕМУ ИНСТИТУТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ВХОДЯТ
1.ВУЗ
2.семья
3.рынок
4.+школа
5.церковь
6.предприятие
К ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМУЧРЕЖДЕНИЯМ ОТНОСЯТСЯ
1.ВУЗ
2.колледжи
3.детский центр
4.+школы
5.лицеи
*техникум
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВКЛЮЧАЮТ
1.+высшее
2.+среднее
3.основное
4.начальное
5.дошкольное
6.специальное
364.СХОДСТВА ПЕРВЫХ ДРЕВНИХ ШКОЛ И СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ
1.+оценка знаний
2.телесное наказание
3.кредитная технология
4.обязательность образования
5.доступность образования
6.специальные помещения для обучения
ТЕРМИНЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПОНЯТИЮ «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА»
1.+урок
2.папирус
3.+экзамен
4.сословность
5.телесные наказания
6.чернильница
Экономическая социология.
СЕМЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ
1.+институтом
2.товариществом
3.вторичной группой
4.+формой организации
5.общностью
6.сообществом
СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ
1.+нуклеарная
2.экзогамная
3.эндогамная
4.+неолокальная
5.матрилокальная
6.матриархальная
ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВОДА
1.+алкоголизм
2+.жилищные условия
3.уровень образования
4.духовная близость супругов
5.вероятность нервных стрессов
6.рождение ребенка
АНТИСЕМИТИЗМ ОЗНАЧАЕТ
1.ксенофобия
2.терпимость
3.фанатизм
4.политкорректность
5.+расовый предрассудок
6.+дискриминация меньшинства
СТЕРЕОТИП - ЭТО
1.идеальный тип
2.определенная установка
3.+упрощенный образ реальности
4.неопределенное состояние мысли
5.всестороннее отображение реальности
6.+односторонний образ действительности
ПРИМЕРЫ НОНКОНФОРМИЗМА
1.вор
2.+герой
3.+гений
4.убийца
5.плагиатор
6.ученый
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ ОХВАТЫВАЕТ
1.+право
2.природу
3.характер
4+.искусство
5.способности
6.эмоции
БАЗА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
По дисциплине:“Социология”
Курс обучения: 1, 2, 3