Вопрос 6.Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации (Т.Парсонс, М.Вебер, К.Маркс)
Неравенство — неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами и слоями населения.Социальное неравенство является внутренней характеристикой любой социальной группы, и общества в целом, иначе их существование как системы было бы невозможно. Фактор неравенства обусловливает развитие и динамику социальной группы.На ранних этапах общественного развития социально значимыми являются такие индивидуальные характеристики, как пол, возраст, родство. Реально существующее здесь объективное неравенство интерпретируется как естественный порядок вещей, т. е. как отсутствие социального неравенства.В традиционном обществе, основанном на разделении труда, зарождается сословная структура: крестьяне, ремесленники, знать. Однако в этом обществе объективное неравенство осознается как проявление Божественного порядка, а не как социальное неравенство.В современном обществе объективное неравенство уже осознается в качестве проявления социального неравенства, т. е. интерпретируется с точки зрения равенства.Неравенство можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом — наименьшим (бедные) количеством благ. Универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги. Для описания неравенства различных социальных групп существует понятие «социальная стратификация».
Основные измерения стратификации:
1.Доход. Измеряется в рублях или долларах, которые получает индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года5 Если доход велик то человек начинает накапливать его, образуя богатство. Часто богатство (движимое и недвижимое имущество) накапливается в течение многих поколений. Доходы и неравенство распределяются неравномерно и означаютэкономическое неравенство.Социологи интерпретируют его как показатель того, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жильё и т.д. Но кроме явных экономических преимуществ имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже, если они пользуются всеми благами медицины), менее образованные дети (даже, если они ходят в те же самые общественные школы) и т.д.
2.Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или ВУЗе. Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя – 9 лет, полная средняя – 11 лет, колледж – 4 года, университет – 5 лет, аспирантура – 3 года, докторантура – 3 года.Т.о. профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и 8 лет.
3.Власть. Измеряется количеством людей, на которых распространяется решение, принимаемое индивидом. Людей, наделенных властью, обычно относят к элите общества. Они имеют доступ к привилегиям и богатству. Власть оказывает решающее воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государства
4.Престиж профессии.В отличие от предыдущих показателей, это не объективный, а субъективный показатель. Это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Измеряется в баллах по шкале профессионального престижа в результате опроса. Сегодня верхнюю часть шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, а нижнюю - представители преимущественно физического малоквалифицированного.
Все четыре фактора существуют не отдельно, а взаимосвязано. Разные социальные группы в обществе обычно различаются по социально-экономическим показателям. Это находит отражение в вертикальной стратификации. Выделяют три слоя (класса): высший, средний и низший.
^ Высший слой составляют те люди, у которых благополучное материальное положение, высокий социальный статус. Выделяют высший слой в различных сферах: интеллектуальной, экономической, политической.
^ Средний слой необходим для стабильности в обществе. К нему относят людей со стабильным доходом, с хорошей материальной обеспеченностью. Они, как правило, имеют высокую квалификацию и образование и стремятся сохранить свое положение.
^ Низший класс наименее обеспечен материальными ресурсами, властью и престижем в обществе. Процентное соотношение этого слоя к населению является показателем стабильности в обществе.